Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:23, контрольная работа

Описание

Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Содержание

Тема 1 : Соотношение теории и мифа
Введение...............................................................................................2
Что такое миф?.....................................................................................3
Мифологическое мировоззрение.......................................................4
Когда появляется наука?.....................................................................6
«От мифа к логосу».............................................................................7
Заключение..........................................................................................8
Литература...........................................................................................9
Тема 2 : Научное и ненаучное психологическое знание
Введение……………………………………………………………10
Различия научных и ненаучный психологических знаний……..11
Заключение…………………………………………………………16
Схематичное изображение отношения научной
и ненаучной психологии…………………………………………..17
Литература………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

соотношение теории и мифа.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Тема 1 : Соотношение  теории и мифа

 

Введение...............................................................................................2

 

Что такое миф?.....................................................................................3

 

Мифологическое мировоззрение.......................................................4

 

Когда появляется наука?.....................................................................6 

 

«От мифа к логосу».............................................................................7

 

Заключение..........................................................................................8

 

Литература...........................................................................................9

 

 

Тема 2 : Научное  и ненаучное психологическое знание

 

Введение……………………………………………………………10

 

Различия научных и ненаучный психологических знаний……..11

 

Заключение…………………………………………………………16

 

Схематичное изображение  отношения научной

и ненаучной психологии…………………………………………..17

 

Литература………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1 : Соотношение теории и мифа

 

Введение

 

Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства  людей ассоциируется с Древней  Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Удивительно, но обнаружилось, что на определенной стадии исторического  развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Наука появилась значительно  позднее мифологии, потому что для  ее появления были нужны соответствующие исторические факторы. В этой я попробую разобраться в том, как и почему появилась мифология, какую роль она играла в жизни античного человека, как появилась наука, как выделить научные знания о мире, как происходил переход от мифологических представлений о мире к научным и является ли миф началом науки.

В силу широкой распространенности мифов Древней Греции, в этой работе будут использоваться для примеров, в основном, именно они.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое миф?

 

«Если во всех европейских языках слово «миф» означает выдумку, то это только потому, что так решили греки XXV веков назад».

Если рассматривать  значение слова «миф» в моем понимании, то я могу определить его следующим  образом: это своеобразный способ или  некоторый канал, по которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага. Причем, так как передача знаний была от человека к человеку (так как на раннем этапе зарождения мифологии письменность отсутствовала), то это был необъективный способ передачи, что-то терялось, что-то приукрашивалось и т.д.Но хочу привести несколько примеров суждения о значении слова «миф» другими, более известными людьми, хотя эти толкования скорее имеют философский характер.

Например, как указывает  С. С. Аверинцев, греческое «mythos» было многозначным понятием, и далеко не все его смыслы относились к художественным и вообще конкретным текстам.

Главный «гонитель» мифа Платон видел в нем не только «живое, наивное, тождественное себе», но и  «...иное себе... иносказание или символ».

Советские и зарубежные исследователи Платона, С. С. Аверинцев, А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи, Г. Керк, Т. Ллойд  и др. показали, что в семантическом  контексте греческого философа «миф»  может означать чудесный рассказ  о богах, о героях, о давних временах, но может значить и «слово» – священное слово, мнение, вообще речь.

И есть, наконец, совершенно неожиданный смысл, на который указывает  А. Тахо-Годи: «Платон вместе с тем  именует мифом чисто философские  теории, например движение, как первоначало является для него мифом, не поэтической, но философской выдумкой».

Наконец, миф как сфера  мечтаемого устремлен в будущее: созвучные ему индоевропейские  корни означают «заботиться», «иметь в виду», «страстно желать». Миф  сообщает жизни смысл и зовет к деятельности. «Миф делает это не через логику или образец, – поясняет эту позицию исследователь его школы О’Флайерти, – а через активизацию наших эмоций».

Среди всего множества  мифических преданий и рассказов  принято выделять несколько важнейших  циклов. Назовем их:

1.       бессмертие, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов  с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя) .

2.       культурные  блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

 

 

Мифологическое  мировоззрение

 

«Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий, писал Б. Паскаль, - чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной; достаточно дуновения ветра, капли воды».

Мировоззрение - это система  общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в  нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности.

Если рассмотреть античный мир, то сущность мифологии становиться  понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя, при  котором мир воспринимался, как  жизнь одной огромной родовой  общины, и в мифе они обобщали всё многообразие чёловеческих отношений и природных явлений. На примере мифа о Прометее, можно увидеть какими особенностями обладало мифологическое мировоззрение:

 

·        Сам Прометей подал богам идею о создании людей, и в мифе он воспринимает людей, как некоторого одного человека, заботится о нем, как о продукте своего творения, нет никакого выделения человека из общества в целом.

 

·        Прометей – это положительный  герой, а Зевс, и другие боги, наказавшие его – отрицательные, потому что за благие дела для людей они, как казалось Прометею, а также и людям, несправедливо обрекли его на страдания и мучения. Здесь видно, что миф мыслит противоположностями, что добро и зло, плохое и хорошее обретают здесь конкретные формы его персонажей.

 

·        По мере чтения мифа можно отметить, что образ Прометея включает в  себя такие понятия как человеколюбие, свобода, справедливость, твердость, решимость, доброта и т.д. В нем собрано  много позитивных человеческих качеств, которые в ком-то одном, конечно, очень редко сочетаются, потому это и выражено в мифологической форме.

 

·        Процитируем строку из мифа: «…Когда  Зевс победил и привел мир в  порядок…» . Ни в одном мифе нет ссылок на конкретное время действия его героев или время, когда это происходило, и даже течение времени в мифе о Прометее довольно-таки прозрачно выражено: «…Долго-долго, вероятно десятки тысяч лет, длились ужасные муки Прометея…».

 

·        Все мучения и страдания, выпавшие на долю Прометея, наполнены чувствами  и переживаниями, и человек, проникшийся идеей мифа, это чувствует очень остро. Высокие и благородные цели Прометея, опираются именно на веру в себя и свою правоту, они просто не подвергаются никакому сомнению или разумному осмыслению с точки зрения того времени.

 

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

 

·    Из этого можно сделать вывод, что мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. Но, тем не менее, мифологическое мышление располагает обширным материалом, точными знаниями, особенно ботаническими и зоологическими.

Но уже само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда появляется наука? 

 

Наука – это одна из важнейших компонент духовной культуры. В течение всего своего существования  человечество познавало мир, эти  познания можно разделить на несколько  основных видов:

 

Рациональность.

 

Мифология, например, часто  была привязана к конкретным объектам и образам, она не обобщала знания, а принимала их конкретные формы. По мнению Леви-Строса: «Миф – это  наука конкретного, она оперирует  не понятиями, а представлениями  и служит магическому действию». Научное же знание обладает общностью, оно обладает способностью абстрагироваться и обобщать накопленные опыт или теории. Например, очень часто общность используют в зоологии для наблюдения за группами животных, и все выводы, полученные в результате наблюдения, распространяют на целый вид или род.

Научное знание должное  еще обладать объективной рациональностью, это значит, что оно не должно зависеть от субъекта, получающего  это знание, и быть сформулировано в инвариантной форме. Инвариантность, в общем смысле, означает «неизменность», в данном случае под формулировкой в инвариантной форме понимается то, что с какой точки зрения мы бы ни подошли к тому или иному понятию, и как бы его не формулировали, его смысл всегда останется неизменным.

Например, как готовить то или иное блюдо – это тоже знание, но оно не является объективным  и рациональным, потому что, даже пользуясь  той же посудой, тем же рецептом, у разных хозяек одно и то же блюдо  будет иметь разные вкусовые качества, того же самого просто не получится.

Рациональность научного знания это  еще и то, что к нему можно  придти, или его можно получить опытным или логическим путем, хотя для этого необходимо введение точного  языка, понятий, определений и логики рассуждений. Примером такого знания может быть та же теория чисел, или аналитическая геометрия на плоскости.

В работе указывается, что «наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ, на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации, которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания – объективных общественно значимых истин науки».

 

Например, в Древней Греции такие  условия появились во времена  рабовладельческого стоя. Тогда у  богатых людей появилось свободное время, чтобы подумать о том, что их окружает и почему некоторые события происходят именно так, и никак иначе. Они обсуждали свои мысли с другими, делали какие-то выводы, может, не всегда правильные, но это были первые шаги к появлению, именно научных знаний, попытки обобщения и доказательства тех или иных фактов.

 

«От мифа к логосу»

 

«Логос» по-гречески означает «знание».

 

Процесс отделения объективных  эмпирических знаний о мире от их мифологической оболочки – это переход «от  мифологических представлений к теоретическому мышлению».

Для того чтобы от мифологических представлений о мире перейти  к научным, античному человеку было необходимо пройти две ступени осмысления.

1.     Если научное обобщение  строится на основе логической  иерархии от конкретного к абстрактному, и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархия причин и следствий соответствует иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части.

Другими словами, древние рассказывали мифы, вместо того, чтобы производить анализ событий и делать выводы. Например, мы сказали бы, что определенные атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Вавилоняне наблюдали те же события, но внутренне переживали их как появление гигантской птицы Имдуизд, явившейся им на помощь. Она покрывала небо черными грозовыми тучами своих крыльев и пожирала небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы. Такой миф древние рассказывали не для развлечения. Они рассказывали о событиях, от которых зависело само их существование. Они порождены воображением, но не представляют собой чистой фантазии.

2.     Основное отличие  современной научной мысли –  это различие между субъективным  и объективным. На этом различии  научная мысль строит критический  и аналитический метод, с помощью которых последовательно сводит все индивидуальные явления к типическим событиям, подчиняющимся универсальным законам. Мы видим восход и заход Солнца, но думаем, что Земля движется вокруг Солнца. Мы видим цвета, но описываем их как длины волн. Нам снится умерший родственник, но мы думаем об этом четком видении как о продукте нашего собственного подсознания. Даже, если мы и не способны доказать, что эти почти невероятные научные взгляды верны, мы все же принимаем их, ибо знаем: можно доказать, что они обладают большей степенью объективности, чем наши чувственные впечатления. Однако в мгновенности первобытного переживания нет места для критического расщепления восприятий. Первобытный человек не может отвлечься от присутствия явлений, поэтому различие между субъективным и объективным знанием лишено для него смысла.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"