Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:23, контрольная работа
Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.
Тема 1 : Соотношение теории и мифа
Введение...............................................................................................2
Что такое миф?.....................................................................................3
Мифологическое мировоззрение.......................................................4
Когда появляется наука?.....................................................................6
«От мифа к логосу».............................................................................7
Заключение..........................................................................................8
Литература...........................................................................................9
Тема 2 : Научное и ненаучное психологическое знание
Введение……………………………………………………………10
Различия научных и ненаучный психологических знаний……..11
Заключение…………………………………………………………16
Схематичное изображение отношения научной
и ненаучной психологии…………………………………………..17
Литература………………………………………………………….18
Но сложившиеся исторические факторы, все же заставили задуматься некоторую группу людей и поразмышлять об окружающем мире, природе и о законах, действующих там. Правда, переход от мифологии к науке был довольно медленным, и на этом пути было сделано много проб и ошибок, но если бы не это, трудно было бы сказать кем, как не древними греками, начавшими развивать первобытную науку, и когда был бы сделан этот первый шаг «от мифа к логосу».
Заключение
«Нельзя считать, что мифология предшествует науке и, что наука появляется из мифа. Миф всегда практичен, насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями, но это - не начало науки».
На самом деле с этим можно согласиться, а можно и сказать, что это не так. Я скорее не соглашусь.
«Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука, решительно всегда, не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции». Примеры существуют в работах различных философов. Например, Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма - мифолог, т.к. начинает свою философию с всеобщего сомнения, даже относительно Бога. И это только потому, что такова его собственная мифология.
Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта.
Вывод: наука не существует без мифа, она всегда мифологична.
Я считаю, что миф предшествовал появлению науки, и многие античные научные теории либо опирались, либо отрицали мифологические представления о мире. И, скорее, именно с отрицания мифов началась вся первобытная наука.
Действительно, миф очень
эмоционален и более
Как ни странно, но мифологическое мышление не исчезло и по сей день. Многие из нас до сих пор любят читать древние мифы и сказки, а кто-то просто сочиняет новые. «Потому что мифологическое мышление дает человеку необходимое ему чувство комфортности в мире. В силу того, что наука опирается исключительно на разум, а миф – ещё и на чувства, эмоции, интуицию, он более соответствует внутреннему миру человека и дает большее чувство уверенности». Наверно, именно по этой причине, мифы и сказки живут среди нас, и по сей день.
Литература
1. Философский
энциклопедический словарь.
2. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П., Концепции современного естествознания, М., «Высшая школа», 1998.
3. Кун Н. А., Боги Древней Греции, М., «Панорама», 1992.
4. Корш М., Краткий
словарь мифологии и
5. Мировоззренческое
значение мифа о вечном возвращ
6. Мифологический
тип мировоззрения, реферат,
7. Библия, Новый Завет.
8. Мифы древности
и происхождение мира и людей.
Особенности мифологических
Тема 2 : Научное и ненаучное психологическое знание
Введение
Психология в последние годы стала отраслью знаний, популярной в нашем обществе. В то же время слово «психология» все еще окутано завесой тайны для людей, которые не читали книг по психологии и не соприкасались с психологами на практике. Их ценят, уважают, но побаиваются, пологая, что психолог «насквозь видит человека». Многие затрудняются точно сказать, кто такой психолог, что он делает и какую пользу он может принести, но проявляют заинтересованность, видимо, находясь под магическим действием слова «психолог»
В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), и поэтому, как правило, стесняются обратиться к специалисту подобного рода, или с педагогом. Однако в основном психология имеет дело с нормальными, здоровыми людьми.
Правильному пониманию мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые не редко называют себя психологами.
Вокруг профессии психолога создается ажиотаж. Возникло даже новое направление: так называемая «поп-психология» - упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью массовой культуры. Типичные названия книг такого рода: «Сделай себя счастливым», «Как достичь успеха», «Сила ума» и т.д. Такие издания не следует смешивать с научно-популярными публикациями, разъясняющими результаты научных исследований.
В общественном мнении распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющим глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Многие психологи на самом деле обладают выдающимися способностями понимания других людей, оказывают значительное влияние на их переживания и поведение в трудных жизненных ситуациях. Однако следует помнить, что психолог «по образованию» и психолог «по жизни» далеко не всегда одно и тоже. Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и умения воздействовать на себя и на других людей. Но есть люди – знатоки человеческой психологии, которые изначально обладают особым даром контактности и непринужденного общения. Они умеют выслушивать, оказывать моральную поддержку, помогать в ответах на те или иные вопросы. И делают это без всякого психологического образования, не изучая ни теоретические основы, ни практические методы психологии. В чем же разница между научным подходом и повседневным взглядом на одну и ту же проблему?
Для правильного понимания того, чем занимаются люди, получившие психологическое образование, важно не путать научную психологию с оккультным знанием (астропсихологией, хиромантией и др.) и поп - психологией. Ниже я приведу основные различия между научными и ненаучными психологическими знаниями.
Различия научных и ненаучных психологических знаний
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.
Математика тоже исходит из представлений о числах и формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а так же некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п.
Но все же существуют принципиальные отличия между ненаучными и научными знаниями психологии. Каковы они?
Первое различие: ненаучные психологические знания, конкретны. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в каких – то конкретных, хоть и типичных ситуациях. Так некоторые продавцы, рекламные агенты проявляют себя как хорошие психологи в своих деловых отношениях, понимая особенности поведения покупателя, и строят соответствующим образом свой разговор и поведение с ним. Многие мужчины и женщины, владеющие секретами обольщения, проявляют знания ненаучной психологии. Но во всех случаях эти знания представляют ценность только в ситуациях определенного рода, в общении с людьми определенного вида.
Научная же психология, как и всякая наука, стремиться к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи конкретных различных случаев движения и механического взаимодействия тел.
То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в ненаучных терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Ненаучные термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Второе различие: ненаучные психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
Подобный способ, особенно
отчетливо виден у детей. Я
уже упоминала об их хорошей психологической интуиц
Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т.е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознаны. Это означает, что ученный опирается в научном познании на приемы и средства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщения, суждения, умозаключения, понятия), может дать себе отчет в способах получения новых знаний, логически обосновать их, используя гипотетико-дедуктивные приемы мышления, способен доказать истинность полученных выводов.
Третье отличие: состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограниченна. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей ненаучного психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф.М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли – стали мы после этого столь же прорицательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходиться самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто – то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов – выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но, видя дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка. Отсюда вытекает неограниченность научных психологических знаний.
Четвертое отличие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В жизни необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только слова, но и контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни, проще говоря, наблюдать за другими. Но в ненаучной психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которых возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерность, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытие в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку.
Пятое отличие: вместе с этим и преимущество в научной психологии, состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю ненаучной психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая, психология, паро- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психологического развития животного и человека, с дефектами психики, с необычными условиями труда – условиями стресса, информационных перегрузок или наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.
Заключение
Таким образом, все вышесказанное можно изобразить схематично, где четко видно соотношение основных различий между научной и ненаучной психологией.
Распространившиеся в последние годы популярные издания и пособия по психологии, к сожалению, ведут к сильному упрощению и искажению взглядов человека на самого себя, на свое переживание и поведение, на людское общество, что не допустимо. Но в то же время это говорит и о том настоятельном интересе к психологии, который испытывает современное общество. И здесь, житейская психология, как более доступная в изложении и более наглядная, как более практичная и применимая в повседневной жизни, выступает на первый план, в то время как научная психология, в силу специфического терминологического языка и сложных абстрактных теорий не может удовлетворить потребность людей в психических знаниях для повседневных практических нужд.