Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание

Проанализируйте психологические характеристики и особенности школьного возраста: подростковый возраст (11-15лет), старший школьный возраст (ранняя юность 15-17 лет).
Составьте таблицу анализируемого возрастного периода, используя критерии - психологические основания

Работа состоит из  1 файл

Возрастная.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Задание 1

Проанализируйте психологические характеристики и  особенности школьного возраста: подростковый возраст (11-15лет), старший  школьный возраст (ранняя юность 15-17 лет).

Составьте таблицу  анализируемого возрастного периода, используя критерии - психологические основания:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущая деятельность;
  • центральные психологические новообразования;
  • возрастной кризис, факторы его инициирующие;
  • психологические особенности уровня развития познавательных процессов

 

Возраст

Подростковый возраст (11-15лет)

социальная  ситуация развития

Специфика социальной ситуации развития заключается в  том, что подросток находится  в положении между взрослым и  ребенком — при сильном желании  стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место, а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими. Все то, к чему подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

ведущая деятельность

В указанном  контексте происходит и смена  ведущей деятельности. Роль ведущей  в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд .

Именно в  процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих  за явлениями” (Л. С. Выготский). Мышление в понятиях дает возможность проникать  в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность . Таким образом, “полная социализация мышления заключается в функции образования понятий”. Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета.

Общение. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его “эмоционального благополучия”. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Общественно полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, “создает возможность реализации своей индивидуальности.

 

центральные психологические  новообразования

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие психических новообразований возраста, охватывающих в этом периоде все  стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере.

Центральные новообразования:

абстрактное мышление;

самосознание;

половая идентификация;

чувство “взрослости”,

переоценка  ценностей,

автономная  мораль.

Мышление

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому  должно качественно измениться мышление школьника.

Суть изменения - в переходе от наглядно-образного  мышления и начальных форм словесно-логического  к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.

Необходимым условием формирования такого типа мышления является способность сделать объектом своей  мысли саму мысль. И именно в подростковом возрасте появляются все условия для этого.

В 11-12 лет у  детей появляется желание иметь  свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях  о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том  числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном  восприятии.

Этой потребности  соответствуют и открывающиеся  новые интеллектуальные возможности  у учащихся средних классов.

Общее интеллектуальное развитие учеников, не умеющих оперировать  абстрактными понятиями, сформированность которых является важным показателем мыслительно-речевого развития, значительно замедляется. Не владея способами логико-речевых преобразований, школьник демонстрирует низкий уровень языкового развития. При этом он неточно выражает свои мысли, делает неправильные выводы, стремится к дословному воспроизведению текста учебника, тем самым, создавая у учителя представление о себе как о неспособном, “трудном” ученике.

С несформированностью  абстрактно-логического мышления связано  и значительное число школьных трудностей детей, приводящих часто к стойкой академической неуспеваемости. Знания разного уровня - обобщённые и конкретные, приобретённые с помощью стихийно формирующихся процессов мыслительной деятельности, упорядочиваются слабо, и поэтому в голове ученика они часто “сосуществуют” вместо того, чтобы складываться в иерархизированные системы.

Школьники, только начинающие учиться в средней  школе, в связи с низким уровнем  сформированности абстрактно-логического  мышления уже с первых дней начинают испытывать значительные трудности  в обучении, и, кроме того, у них может в связи с этим сформироваться стойкое отрицательное отношение к учению и интеллектуальной деятельности в целом.

Целенаправленное  формирование абстрактно-логических форм мышления должно явиться основной задачей  развития учащихся средней школы, начиная с младшего подросткового возраста.

возрастной  кризис, факторы его инициирующие

Этот кризис связан с половым созреванием  ребенка. Активизация половых гормонов и гормонов роста свойственна  на этом возрастном этапе. Быстрый рост организма, появление вторичных половых признаков. Из-за быстрого роста могут возникнуть проблемы с сердечно-сосудистой деятельностью, с работой легких и т.д. Эмоционально-нестабильный фон в этом возрасте усиливает сексуальное возбуждение, которое сопровождает половое созревание.

Подростки ориентируются  в поведении на образцы мужественности или женственности. Следовательно  повышается интерес к своей внешности  и формируется некое новое  видение себя. Данному возрасту характерны сильные переживания по поводу своей  неидеальной внешности.

 

Одно из важнейших  новообразований - ощущение взрослости. В подростковом возрасте возникает  сильное желание - быть или хотя-бы казаться взрослым и самостоятельным. Подростки не делятся с родителями какой-либо информацией о личной жизни, часто возникают ссоры и конфликты со взрослыми. Главный круг общения в данный период - это сверстники. Интимно-личностное общение занимает главное место в жизни подростка. Также данному возрасту свойственно объединяться в неформальные группы.

В сравнении  с предшествующим возрастом младшего школьника произошли некоторые изменения - самое заметное, что сменились авторитеты и приоритеты. Учителя и родители уже не настолько значимы. Часто авторитетами (примерами для подражания) для подростков становятся их более успешные сверстники и/или вовсе недосягаемые кумиры.

Причем сверстники будут выгодно отличаться вовсе  не своей успеваемостью, а какими-то уникальными способностями, часто  не очень понятными взрослым. Например - умеют плюнуть дальше всех, владеют  крутым велосипедом, имеют достаточно денег от родителей на карманные расходы... В роли кумира могут выступать и герои художественных фильмов, актёры, известные люди шоу-бизнеса, певцы..

Главное, что  надо помнить, сталкиваясь с проблемами в этом возрасте, которые так и хочется назвать кризисом - опять же понять мотивы своего ребенка. А они в данном случае чаще такие - ребенку хочется быть, казаться и считаться взрослым в общении со взрослым. Если возможность реализовать это у ребенка есть, то никакого подросткового кризиса и не будет. Иначе - будет непонятно - "что происходит?" и захочется узнать "что с этим делать?". А подросток попросту отстаивает своё право на зрелость, другое отношение кажется ему недопустимым и даже унизительным.

Проблема часто  актуальна для семей с жестким конторолем над ребенком, где стиль воспитания сочетается с авторитарным. Вспомните свои ответы тут: "Родителям. Стили воспитания ребенка." Это как бы сигнал родителям, что надо менять стиль взаимодействия с ребенком на более демократический, начать относиться к нему как ко взрослому, пусть даже и пока маленькому взрослому. Налаживать с ним дружеские и доверительные отношения.

Признаки кризиса:

  - ребенок  ведет себя нарочисто грубо,  постоянно возражает (напомню,  возраст примерно 11-15 лет), спорит и несоглашается

  - замечания  и пожелания взрослых (почти всех, не только родителей) игнорируются, отстаивается только своё мнение

 

Хорошие сигналы  того, что родители на верном пути в  воспитании детей этого возраста:

- отсутствие  споров по поводу запретов, они решаются без повышенных эмоций, как между друзьями/товарищами

- ребенок делится  самым близким - в кого влюбился, кто обидел, спрашивает совета, а  не скрывает

- ребенок ищет  у родителей поддержки в принятии  решения, похвалы за успех

психологические особенности уровня развития познавательных процессов

“Перед созревающим  подростком впервые раскрывается мир  психического. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир  собственных переживаний решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка” (Л. С. Выготский). В мышлении подростка открывается способность абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы, делать предметом анализа собственную мысль.


 

Подростковый возраст открывает период взросления; Кризисность подросткового возраста определяется социо-культурными условиями, а также радикальными биологическими, психологическими, социальными и правовыми изменениями, в целом промежуточностью этого возраста в онтогенезе.

Происходит бурный физический рост и половое созревание; С этим могут быть связаны особенности  состояния и поведения подростков: раздражительность, плаксивость, трудности  координации, негативизм, нарушение  дисциплины; Оценка поступков сверстников идет более категорично и эмоционально чем у взрослых («максимализм»).

Особенности психических  функций: Мышление: Теоретическое, способность  к абстрагированию, рефлексии; Внимание является произвольным; Память становится опосредованной, логической. Вспоминать с подросткового возраста означает размышлять; Речь развивается за счет расширения словаря; варьируется в зависимости от стиля общения, личности собеседника, социальной группы. Речь саркастична, иронична, много сокращений, свой слэнг; Воображение оказывает терапевтическое воздействие на личность, эмоционально-волевую сферу, влияет на развитие познавательной активности и самосознания.

Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение со сверстниками; Учебная (успешность во многом зависит от мотивации обучения, от личностного смысла, который подросток вкладывает в обучение); Общественно-значимая деятельность; Досугово-образовательная; Начало профессиональной ориентации.

Группы интересов (доминант): «Эгоцентрическая» - интерес к собственной  личности; «Доминанта дали» - установка на большие масштабы; «Доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению; «Доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному.

Особенности развития личности: Становление самосознания (Кто я? Что я могу? Принимаю себя или нет? и т.д.); Появление устойчивой самооценки; Образ «Я»; Важный компонент: образ физического «Я» (представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности»); Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно; Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе;

Отмечаются  акцентуации характера – заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, аддикции); Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде; Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного».

Подростковый  комплекс (специфические поведенческие  характеристики): Реакция эмансипации (попытки освободиться из-под опеки  взрослых. Крайний вариант - бродяжничество); Реакция группирования со сверстниками (повышенный интерес к общению  со сверстниками, формирование собственной субкультуры); Реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.

 

Возраст

старший школьный возраст (ранняя юность 15-17 лет)

социальная  ситуация развития;

Взрослый как старший соратник. Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

ведущая деятельность;

ведущая деятельность – учебно-профессиональная – становится необходимой базой,  предпосылкой будущей профессиональной деятельности. Поэтому одним предметам уделяется большее внимание, другими пренебрегают. Именно в этот период появляется сознательное отношение к учению.

центральные психологические  новообразования

      Центральным новообразованием становится профессиональное и личностное самоопределение. Оказавшись на пороге истинной взрослости, старшеклассник весь устремляется в будущее, которое  притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя, он не может сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте.     Самоопределение -  это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем:

А) происходит осознание временной перспективы:

Б)построение жизненных планов

В) формирование мировоззрения 

возрастной  кризис, факторы его инициирующие

Кризис 17 лет (юношеский  кризис)

 Причина:

 Ценностно-смысловая  саморегуляция поведения. Проблема  выбора жизненных ценностей.

Проявления:

1. У молодого  человека наблюдается философская  интоксикация сознания, он оказывается  поверженным в сомнения, раздумья.

2. Он планирует  свое место среди людей, свою  деятельность, свой образ жизни. 

3. Обостряется  потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.

4. Выбор профессии. 

Смысл (новообразования):

1. Выбор внутренней  позиции. 

2. Овладение  защитными механизмами, которые  не только позволяют внешне  защищать себя от постороннего  вторжения, но и укрепляют внутренне. 

3. Профессиональное  самоопределение.

психологические особенности уровня развития познавательных процессов

Юность –  период стабилизации личности. В это  время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в  нем – мировоззрение. Юношеский  максимализм связан со становлением мировоззрения.

Главное психологическое  приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики.

 

 Для юношеского  возраста особенно важны процессы  развития самосознания, динамика  самостоятельной регуляции образов  «Я». Судя по имеющимся данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.


 

Главное психологическое  приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени  в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст - начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

 

Задание 2

Перечислите и прокомментируйте характеристики проблемного обучения.

Цель активизации  путем проблемного обучения состоит  в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, не книга, она ищется и находится учеником поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.

Умственный  поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

 Подлинная  активизация учащихся характеризуется  самостоятельным поиском не вообще, а путем решения проблем. Если  поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит  в том, что он, систематически создает  проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

 В результате  у учащихся вырабатываются навыки  умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается  внимание, воля, творческое воображение.

 Проблемное  преподавание - деятельность учителя  по созданию системы проблемных  ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

 Проблемная  ситуация - проблема - поиск способов  ее решения - решение проблемы.

 Полый цикл  умственных действий от возникновения  проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов

- возникновение  проблемной ситуации,

- осознание  сущности затруднения и постановка  проблемы,

- нахождение  способа решения путем догадки  или выдвижения предположений  и обоснование гипотезы,

- доказательство  гипотезы,

- проверка правильности  решения проблем.

 Общие функции  проблемного обучения:

- усвоение учениками  системы знаний и способов  умственной практической деятельности;

- развитие познавательной  самостоятельности и творческих  способностей учащихся;

- формирование  диалектико-материалистического мышления  школьников (как основы).

 Кроме того  проблемное обучение имеет специальные  функции:

- воспитание  навыков творческого усвоения  знаний (применение отдельных логических  приемов и способов творческой деятельности);

- воспитание  навыков творческого применения  знаний (применение усвоенных знаний  в новой ситуации) и умение  решать учебные проблемы;

- формирование  и накопление опыта творческой  деятельности (овладение методами  научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

 

В теории проблемного обучения употребляются  следующие понятия:

а) проблемность;

б) проблемное задание;

в) проблемный вопрос;

г) проблемная задача;

д) проблемная ситуация;

е) проблема.

Определите  понятие по следующему содержанию. Заполните пропуски.

    1. ________в)__это теоретический или практический вопрос, на который нет готового ответа, и потому он требует изучения, исследования, чтобы этот ответ найти. В жизни _____е)______встает перед человеком объективно: возникает какая-то новая задача, которую невозможно решить известными «старыми» методами.
    2. ____а)_______это психологическое состояние субъекта, явно или смутно осознаваемое им как интеллектуальное затруднение, мешающее ему в немедленном решении познавательной или практической задачи и требующее поиска новых знаний и новых способов действий, позволяющих снять возникшее затруднение. Появляющаяся при этом субъективная потребность в новых знаниях вызывает познавательную активность личности в обучении.
    3. __________г)_______это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем им выявленными и сформулированными кем-то из обучаемых. Содержанием этого понятия выступает противоречие между известным и неизвестным. Последнее становится искомым. Поиск неизвестного — это система познавательных, мыслительных действий, логически подводящая к явно не предъявленным условиям и отношениям. При этом требуется не только поиск и нахождение ответа, но и его обоснования, доказательства правильности.
    4. __________б)________это понятие, входящее в состав проблемной задачи или существующее отдельно, которое требует от обучаемого самостоятельного нахождения искомого неизвестного посредством мышления. Если требуется воспроизведение но памяти, то проблемность из этого понятия уходит. Учащемуся приходится не вспоминать, а размышлять в поисках аргументов.
    5. __________д)_______это понятие, которое обозначает работу, выполняемую преподавателем в форме проблемной задачи или проблемного вопроса.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"