Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание

Вопрос:В изучении психики ученые разных школ и направлений, работавшие (и работающие) в разное время и в разных странах придерживались(-ются) разных подходов, с позиции которых объясняется психическая жизнь. В чем сущность каждого из подходов? (Вкратце раскройте). Какая разница между личностным и деятельностным подходами, которых придерживается большинство отечественных психологов? Какая разница между функциональным и личностным подходами.

Содержание

Вопрос 3………..………………………………………………………3



Вопрос 10………………………………………………………………6


Вопрос 17………………………………………………………………9


Вопрос 24……………………………………………………………..11


Вопрос 31……………………………………………………………..12


Вопрос 38……………………………………………………………..13


Используемая литература и источники………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 106.11 Кб (Скачать документ)

Оглавление 
 

Вопрос 3………..………………………………………………………3

 

Вопрос 10………………………………………………………………6 

Вопрос 17………………………………………………………………9 

Вопрос  24……………………………………………………………..11 

Вопрос 31……………………………………………………………..12 

Вопрос 38……………………………………………………………..13 

Используемая  литература и источники………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.В изучении психики ученые разных школ и направлений, работавшие (и работающие) в разное время и в разных странах придерживались(-ются) разных подходов, с позиции которых объясняется психическая жизнь. В чем сущность каждого из подходов? (Вкратце раскройте). Какая разница между личностным и деятельностным подходами, которых придерживается большинство отечественных психологов? Какая разница между функциональным и личностным подходами. 

     Личностный  подход – один из методологических принципов психологии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, представителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, волей, мыслями. В отечественной  психологии принято положение о том, что личность – это многоуровневая и многомерная система психологических характеристик, которые обусловливают индивидуальное своеобразие, а также устойчивость поведения и деятельности. Свойства личности социально детерминированы, формируются и развиваются в течение всей жизни. Количество блоков личности и их содержание зависит от теоретических воззрений авторов. Важное положение личностного подхода – это представление о целостности личности, о необходимости рассмотрения её как единства  различных систем, регулирующих различные виды её социально значимой деятельности.

      

     Деятельностный  подход в психологии — совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного подхода рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне практических ее форм. Предпосылки деятельностного подхода складывались в отечественной психологии в 20-е гг. XX в. Ими стали:

  1. необходимость новой методологической ориентации психологической науки, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 10 — 20-е гг.;
  2. сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности;
  3. исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности — одна из центральных.

     В 30-е гг. складываются два наиболее проработанных варианта деятельностного подхода представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева — с другой. В настоящее время оба варианта деятельностного подхода развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.

     Большую роль в методологическом обосновании  деятельностного подхода сыграли работы С. Л. Рубинштейна 20-х и особенно 30-х гг., в которых он формулирует основополагающий теоретический принцип деятельностного подхода — единства сознания и деятельности. Параллельно А. Н. Леонтьевым и др. членами Харьковской психологической школы в 30-е гг. теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности, в известной степени в оппозиции «словоцентристской» концепции Л. С. Выготского определенного периода его творчества.

     Функциональная  психология — направление в психологии США конца XIX — начала XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении к среде, к практическим ситуациям. Корни функциональной психологии уходят в эволюционное учение Г. Спенсера и Ч. Дарвина. На формирование функциональной психологии оказали влияние идеи У.Джемса о биологической полезности психики, о сознании как психической функции, имеющей жизненную ценность.

     Предмет изучения. Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.

     В противоположность структурной  психологии (Я Вундт, Э. Титчеиер), задачей  которой было изучение структуры  и элементов сознания, функциональная психология требует рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении как инструмента, с помощью которого организм приспосабливается к окружению. Психические функции рассматриваются в связи с организмом и его потребностями, с одной стороны, и со средой, на которую направлено поведение, — с другой функциональная психология подчеркивает необходимость рассматривать целостный организм в единстве разума и тела, физиологического и психического, но не может преодолеть интроспективного понимания сознания. Практическая направленность функциональной психологии способствовала развитию прикладных областей психологии — педагогической, медицинской, инженерной. Оказавшись неспособной вскрыть детерминацию самой психики и выработать новые способы изучения сознания, функциональная психология к началу 20-х гг. распалась. В Европе близкими к функциональной психологии были представления Э. Клапареда (Швейцария) и Н. Н. Ланге (Россия). На смену функционализма приходит бихевиоризм.

     Из  всего этого можно определить различия в этих подходах. Личностный подход изучает человека как индивидуальность, личность-человек, взятый в системе его социальных качеств, включенный в систему общественных отношений и являющийся субъектом познания и активного преобразования действительности - изучает всецело с его индивидуальными качествами. Деятельностный же подход изучает главным образом психику и сознание, их развитие и формирование в различных видах предметной деятельности субъекта. В отличие от личностного подхода, где в центре изучения только личность и его индивидуальность, в деятельностном подходе  основным предметом исследования является деятельность. Если же говорить о функциональном подходе и сравнивать его с личностным, то здесь опять рассматривается не личность, а только функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде. Здесь в центре изучения находится приспособление организма к окружающей среде.

     Бихевиоризм(от англ. behaviour - поведение) - психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S - R появились промежуточные переменные (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

     Психоанализ  З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, Э. Эриксона (с конца XIX в. и на протяжении всего XX в.), разрабатывающий категории бессознательного, психологической защиты, комплексов, стадиальности развития «Я», свободы, экстраверсии—интроверсии. 

     Гештальтпсихология (М. Вертгаймер, В. Кёлер, К. Коффка — начало XX в.), направление в психологии, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов. 

     Когнитивная психология 60-80-х годов 20 столетия Г.У. Найссера, М.

     Бродбента, Д. Нормана, Дж. Брунера и других, сделавшая акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях. 

          Гуманистическая психология 60-90-х годов нашего столетия А. Маслоу, К.Роджерса, выдвинувшая концепцию «центрированной на клиенте» терапии, категорию самоактуализации, пирамиды (иерархии) человеческих потребностей, фасилитации (облегчения и активизации), сформировавшая центрированный на учащемся гуманистический подход в обучении. Большое влияние на развитие педагогической психологии оказали работы отечественных мыслителей, педагогов, естествоиспытателей — И.М. Сеченова, И.П. Павлова, К.Д. Ушинского, А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др. Основой практически всех отечественных педагогических концепций послужила педагогическая антропология К.Д. Ушинского (1824-1870). В ней утверждался воспитывающий характер обучения, деятельностная (деятельная) природа человека. К.Д. Ушинскому принадлежит разработка категорий содержания и

методов обучения. 

     Неофрейдизм - направление в психологии, возникшее в 20-30-е гг., в котором ключевые понятия психоанализа З.Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К.Хорни, Г.С.Салливен и Э.Фромм. 
 
 
 
 
 

10. Все психические  познавательные процессы  в течении жизни  человека получают развитие, но по-разному: у кого-то лучше и быстрее развиваются ощущения (например, зрительные или слуховые), у кого-то речь, у кого-то мышление, память и т.д. Чем объясняется различие степени развития психических процессов у разных людей? 

     Психи́ческие  проце́ссы процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. 

     Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные  элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века. 

     В современной психологии принято  считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

     Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. 

     Внимание- это психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения  (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств), в результате которой что-то отражается в сознании более отчетливо. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. 

     Ощуще́ние (англ. sensation) — психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию). 

     В зависимости от того, какой вид  деятельности наиболее свойствен данному  человеку, у него разовьются более  одни, чем другие, ощущения даже в  пределах одной модальности. Так, музыкант отличается высоким развитием слуховых ощущений именно в применении музыкальной деятельности, а опытные летчики по слуху легко определяют частоту вращения двигателя. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Нередко когда утрата одних ощущений приводит к усилению других. Например, слепой человек, может компенсировать отсутствие зрения более чутким развитием слуха. 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"