Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 20:19, контрольная работа
Вопрос:В изучении психики ученые разных школ и направлений, работавшие (и работающие) в разное время и в разных странах придерживались(-ются) разных подходов, с позиции которых объясняется психическая жизнь. В чем сущность каждого из подходов? (Вкратце раскройте). Какая разница между личностным и деятельностным подходами, которых придерживается большинство отечественных психологов? Какая разница между функциональным и личностным подходами.
Вопрос 3………..………………………………………………………3
Вопрос 10………………………………………………………………6
Вопрос 17………………………………………………………………9
Вопрос 24……………………………………………………………..11
Вопрос 31……………………………………………………………..12
Вопрос 38……………………………………………………………..13
Используемая литература и источники………………………….15
Оглавление
Вопрос 3………..………………………………………………………3
Вопрос
10………………………………………………………………6
Вопрос
17………………………………………………………………9
Вопрос
24……………………………………………………………..11
Вопрос
31……………………………………………………………..12
Вопрос
38……………………………………………………………..13
Используемая
литература и источники………………………….15
3.В
изучении психики ученые
разных школ и направлений,
работавшие (и работающие)
в разное время и в разных
странах придерживались(-ются)
разных подходов, с позиции
которых объясняется
психическая жизнь.
В чем сущность каждого
из подходов? (Вкратце
раскройте). Какая разница
между личностным и
деятельностным подходами,
которых придерживается
большинство отечественных
психологов? Какая разница
между функциональным
и личностным подходами.
Личностный подход – один из методологических принципов психологии, заключающийся в том, что человека необходимо рассматривать не только как биологическое существо, но и как индивидуальность и личность, представителя общества, социальной группы, с характерными для него чувствами, волей, мыслями. В отечественной психологии принято положение о том, что личность – это многоуровневая и многомерная система психологических характеристик, которые обусловливают индивидуальное своеобразие, а также устойчивость поведения и деятельности. Свойства личности социально детерминированы, формируются и развиваются в течение всей жизни. Количество блоков личности и их содержание зависит от теоретических воззрений авторов. Важное положение личностного подхода – это представление о целостности личности, о необходимости рассмотрения её как единства различных систем, регулирующих различные виды её социально значимой деятельности.
Деятельностный подход в психологии — совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их развитие и формирование изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей деятельностного подхода рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне практических ее форм. Предпосылки деятельностного подхода складывались в отечественной психологии в 20-е гг. XX в. Ими стали:
В 30-е гг. складываются два наиболее проработанных варианта деятельностного подхода представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева — с другой. В настоящее время оба варианта деятельностного подхода развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.
Большую роль в методологическом обосновании деятельностного подхода сыграли работы С. Л. Рубинштейна 20-х и особенно 30-х гг., в которых он формулирует основополагающий теоретический принцип деятельностного подхода — единства сознания и деятельности. Параллельно А. Н. Леонтьевым и др. членами Харьковской психологической школы в 30-е гг. теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности, в известной степени в оппозиции «словоцентристской» концепции Л. С. Выготского определенного периода его творчества.
Функциональная психология — направление в психологии США конца XIX — начала XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении к среде, к практическим ситуациям. Корни функциональной психологии уходят в эволюционное учение Г. Спенсера и Ч. Дарвина. На формирование функциональной психологии оказали влияние идеи У.Джемса о биологической полезности психики, о сознании как психической функции, имеющей жизненную ценность.
Предмет изучения. Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.
В противоположность структурной психологии (Я Вундт, Э. Титчеиер), задачей которой было изучение структуры и элементов сознания, функциональная психология требует рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении как инструмента, с помощью которого организм приспосабливается к окружению. Психические функции рассматриваются в связи с организмом и его потребностями, с одной стороны, и со средой, на которую направлено поведение, — с другой функциональная психология подчеркивает необходимость рассматривать целостный организм в единстве разума и тела, физиологического и психического, но не может преодолеть интроспективного понимания сознания. Практическая направленность функциональной психологии способствовала развитию прикладных областей психологии — педагогической, медицинской, инженерной. Оказавшись неспособной вскрыть детерминацию самой психики и выработать новые способы изучения сознания, функциональная психология к началу 20-х гг. распалась. В Европе близкими к функциональной психологии были представления Э. Клапареда (Швейцария) и Н. Н. Ланге (Россия). На смену функционализма приходит бихевиоризм.
Из всего этого можно определить различия в этих подходах. Личностный подход изучает человека как индивидуальность, личность-человек, взятый в системе его социальных качеств, включенный в систему общественных отношений и являющийся субъектом познания и активного преобразования действительности - изучает всецело с его индивидуальными качествами. Деятельностный же подход изучает главным образом психику и сознание, их развитие и формирование в различных видах предметной деятельности субъекта. В отличие от личностного подхода, где в центре изучения только личность и его индивидуальность, в деятельностном подходе основным предметом исследования является деятельность. Если же говорить о функциональном подходе и сравнивать его с личностным, то здесь опять рассматривается не личность, а только функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде. Здесь в центре изучения находится приспособление организма к окружающей среде.
Бихевиоризм(от англ. behaviour - поведение) - психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S - R появились промежуточные переменные (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.
Психоанализ
З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма,
Э. Эриксона (с конца XIX в. и на протяжении
всего XX в.), разрабатывающий категории
бессознательного, психологической защиты,
комплексов, стадиальности развития «Я»,
свободы, экстраверсии—интроверсии.
Гештальтпсихология
(М. Вертгаймер, В. Кёлер, К. Коффка — начало
XX в.), направление в психологии, исходящее
из целостности человеческой психики,
не сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология
исследует психическую деятельность субъекта,
строящуюся на основе восприятия окружающего
мира в виде гештальтов.
Когнитивная психология 60-80-х годов 20 столетия Г.У. Найссера, М.
Бродбента,
Д. Нормана, Дж. Брунера и других,
сделавшая акцент на знании, информированности,
организации семантической памяти, прогнозировании,
приеме и переработке информации, процессах
чтения и понимания, когнитивных стилях.
Гуманистическая психология 60-90-х годов нашего столетия А. Маслоу, К.Роджерса, выдвинувшая концепцию «центрированной на клиенте» терапии, категорию самоактуализации, пирамиды (иерархии) человеческих потребностей, фасилитации (облегчения и активизации), сформировавшая центрированный на учащемся гуманистический подход в обучении. Большое влияние на развитие педагогической психологии оказали работы отечественных мыслителей, педагогов, естествоиспытателей — И.М. Сеченова, И.П. Павлова, К.Д. Ушинского, А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, Л.С. Выготского, П.П. Блонского и др. Основой практически всех отечественных педагогических концепций послужила педагогическая антропология К.Д. Ушинского (1824-1870). В ней утверждался воспитывающий характер обучения, деятельностная (деятельная) природа человека. К.Д. Ушинскому принадлежит разработка категорий содержания и
методов
обучения.
Неофрейдизм - направление
в психологии, возникшее в 20-30-е гг., в котором
ключевые понятия психоанализа З.Фрейда
были переработаны, на основе постулата
о социальной детерминированности психики
человека. При этом в основе всех теоретических
построений этого направления лежат понятия
бессознательного и принципиальной конфликтности
отношений личности и общества. Наиболее
влиятельными представителями неофрейдизма
являются американские психологи К.Хорни,
Г.С.Салливен и Э.Фромм.
10.
Все психические
познавательные процессы
в течении жизни
человека получают развитие,
но по-разному: у кого-то
лучше и быстрее развиваются
ощущения (например,
зрительные или слуховые),
у кого-то речь, у кого-то
мышление, память и т.д.
Чем объясняется различие
степени развития психических
процессов у разных
людей?
Психи́ческие
проце́ссы —
процессы, условно выделенные в целостной
структуре психики.
Выделение
психических процессов — сугубо
условное разделение психики на составные
элементы, появившееся ввиду существенного
влияния механистических представлений
на учёных-психологов в период становления
научной психологии; также данное выделение
можно связать c аналитическими тенденциями
в науке XIX — начала XX века.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь
психических процессов выражается,
например, в том, что восприятие невозможно
без памяти, запоминание невозможно без
восприятия, а внимание невозможно без
мышления.
Внимание-
это психический процесс, являющийся не
самостоятельной формой отражения, а организацией
тех или иных форм отражения (ощущений,
восприятий, памяти, мышления, воображения,
эмоций и чувств), в результате которой
что-то отражается в сознании более отчетливо.
Внимание – это направленность и сосредоточенность
сознания на определенном объекте.
Ощуще́ние
(англ. sensation) — психическое отражение
свойств и состояний внешней среды, возникающее
при непосредственном воздействии на
органы чувств, дифференцированное восприятие
субъектом внутренних или внешних стимулов
и раздражителей при участии нервной системы.
В психологии ощущения считаются первой
стадией ряда биохимических и неврологических
процессов, которая начинается с воздействия
внешней (окружающей) среды на рецепторы
сенсорного органа (то есть органа ощущения)
и затем ведёт к перцепции, или восприятию
(распознаванию).
В
зависимости от того, какой вид
деятельности наиболее свойствен данному
человеку, у него разовьются более
одни, чем другие, ощущения даже в
пределах одной модальности. Так, музыкант
отличается высоким развитием слуховых
ощущений именно в применении музыкальной
деятельности, а опытные летчики по слуху
легко определяют частоту вращения двигателя.
Известна необычайная острота зрения
у шлифовальщиков. Нередко когда утрата
одних ощущений приводит к усилению других.
Например, слепой человек, может компенсировать
отсутствие зрения более чутким развитием
слуха.