Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание

Вопрос:В изучении психики ученые разных школ и направлений, работавшие (и работающие) в разное время и в разных странах придерживались(-ются) разных подходов, с позиции которых объясняется психическая жизнь. В чем сущность каждого из подходов? (Вкратце раскройте). Какая разница между личностным и деятельностным подходами, которых придерживается большинство отечественных психологов? Какая разница между функциональным и личностным подходами.

Содержание

Вопрос 3………..………………………………………………………3



Вопрос 10………………………………………………………………6


Вопрос 17………………………………………………………………9


Вопрос 24……………………………………………………………..11


Вопрос 31……………………………………………………………..12


Вопрос 38……………………………………………………………..13


Используемая литература и источники………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 106.11 Кб (Скачать документ)

     Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. 

         Разные возможности памяти зависят прежде от всего особенностей высшей нервной системы,  характера профессиональной деятельности и т.д.

Различное развитие памяти у разных людей также характеризуется типом запоминания. Одни люди лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи – то, что может быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный тип памяти. Но эти типы памяти зависят не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Самое лучшее, когда у человека смешанный тип запоминания. В этом случае следует приучать детей запоминать детей учебный материал различными способами: прослушивание, чтение и  иллюстрация. 

     Мышление — это социальное обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенного, процесс опосредственного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. 

     В мышлении каждого человека есть свои особенности. Эти различия в мышлении называют качествами ума. В целостном акте мышления отличия проявляются, прежде всего, в соотношении различных его видов. Для одних людей характерно оперирование наглядными образами, другим свойственно использовать абстрактные теоретические модели. Также особенности мыслительной деятельности могут зависеть и от эмоциональности человека, от имеющихся у него знаний и опыта. Рассматривая индивидуальные особенности мышления, нельзя забывать, что мыслить не мозг сам по себе, человек, личность как целое. 

     Воображение (или фантазия)– это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут  возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

     Воображение у людей развито по-разному, и  оно по-разному проявляется в  их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения  выражаются в том, что люди различаются  по степени развития воображения  и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего. Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюс окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.  
 
        Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу.

     Мы  рассмотрели различные психические  процессы. Развитие того или иного  процесса у каждого человека проходит по-разному и это, как видно, обусловлено самыми различными причинами. 
 
 
 
 
 
 
 

     17. Как взаимосвязаны  способности, характер  и темперамент  в личности и  деятельности одного  и того же человека? Или они независимы  друг от друга?  Или как-то влияют  друг на друга? 

     Темперамент - это индивидуально своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни. 

     Черты темперамента, т.е. особенности динамической стороны психики, являются только одной из предпосылок развития тех важнейших свойств психики, которые составляют характер человека. 

     Характерэто совокупность индивидуально-своеобразных свойств личности, определяющихся ее отношениями и проявляющихся в типичных для данной личности способах деятельности. (различают холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) 

     Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических  особенностей человека, и прежде всего  от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема – преодоление робости и тревожности. 

     Способности – это совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. 

     Не  редко можно услышать утверждение, что способности человека, прежде всего, зависят от темперамента, и люди с определенным темпераментом не могут обладать выдающимися способностями. Но это не так. Люди выдающихся способностей могут обладать самыми различными темпераментами. Суворов и Герцен были сангвиниками, Пётр I и Павлов — холериками, Гоголь и Чайковский — меланхоликами, Крылов и Кутузов — флегматиками. Значит, уровень способностей не зависит от темперамента человека. 

     Не  связано с темпераментом и  большинство других качеств человеческой личности, например черты характера. Если раньше всерьёз полагали, что  холерику, например, свойственны честолюбие и любовь к лести и пышности, а сангвинику — легкомыслие и плутовство, то сейчас такая точка зрения считается, безусловно, ошибочной. 

     Ни  в коем случае нельзя думать, что  тип нервной системы и сложившийся  на его основе темперамент роковым  образом определяют способности  человека, черты его характера, его  интересы и склонности, мировоззрение и убеждения. Духовное развитие человека обусловлено не врожденными свойствами нервной системы, а тем, как складывается опыт человека, его отношения с окружающим миром. Большую роль играет и воспитание, то направление, какое будет придано развитию личности в детстве и в течение всей дальнейшей жизни. Хорошие способности, положительные черты характера, общественные наклонности могут быть развиты при любом типе нервной системы и при любом темпераменте. Черты темперамента будут влиять лишь на стиль поведения человека, на его индивидуальную манеру работы, отношений с людьми и т. д.  

     Для их выявления и развития решающее значение имеют общественные условия  жизни, главное из которых — труд. Без упорного труда нельзя развить  никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками. Как писал Д. И. Менделеев: «… нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». При этом способности развиваются тем полнее и ярче, чем разнообразнее и содержательнее деятельность человека, чем больший интерес он проявляет к ней. И наоборот, отношение к работе как к повинности приводит к постепенному угасанию имеющихся способностей. Следовательно, такие черты личности, как отношение к труду, настойчивость, любовь к делу — знакомые уже нам черты характера, имеют прямое отношение к формированию способностей. Следственно, если хочешь максимально развить свои способности, трудись и воспитывай свой характер. 

     Из  всего этого можно выделить главный  и  точный ответ на вопрос. Темперамент, характер и способности - все это взаимосвязано и конечно же влияет друг на друга. Но при этом нет строгой композиции, которая определяла бы  «трио» этих категорий в одном человеке. 
 
 
 
 
 
 

24.Сравните  два суждения:

     1.Руководителя надо уважать, только тогда будет нормальный психологический климат и будет обеспечиваться эффективная совместная деятельность членов коллектива.

     2.Руководитель  должен пользоваться  авторитетом у  подчиненных, и  только тогда будет нормальный психологический климат и будет обеспечиваться эффективная совместная деятельность членов коллектива. Какое из двух суждений вам представляется психологически более верным, или оба равноценны? 

     Психологически  более верным для меня представляется второе выражение: «Руководитель должен пользоваться авторитетом у подчиненных, и только тогда будет нормальный психологический климат и будет обеспечиваться эффективная совместная деятельность членов коллектива». В первом случае выражение звучит как приказ, и поэтому может вызвать негатив. В этом случае может показаться, что независимо от качеств руководителя, его надо уважать. Все это похоже на принуждение и вряд ли будет иметь положительный результат, если будет выдвинуто в том же коллективе. Второе же выражение, направлено, как и на руководителя, так и на подчиненных. Оно означает, что руководитель должен  заслужить авторитет, в свою очередь подчиненные должны прислушиваться к своему руководителю, уважать его, конечно, если он этого заслужил. Когда руководитель пользуется авторитетом, тогда его и уважают. Уважение можно заслужить, не нельзя никого заставит уважать кого-то, если он этого не достоин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31.В  литературе различают  прямое и косвенное,  непосредственное  и опосредованное (через  письменные или  технические средства), межличностное и  массовое. Вернитесь к задачам п.30 и ответьте, куда можно отнести действие бурлаков: к косвенному общению через ощущение движения баржи или обмену разными видами деятельности в непосредственном общении?

       Общение - Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в обмене информацией и совместной деятельности.

     По  средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.

     Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов (руки, голосовые связки, голова и т.д.), без помощи посторонних предметов.

     Опосредованное общение осуществляется с использованием специальных средств, используемых для обмена информацией: знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение. Опосредованное общение может также характеризоваться использованием специальных средств: естественные предметы (камень, палка и та др.) и культурные (знаковые системы).

     Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.  

     Косвенное общение - это общение через книги, кинофильмы, произведения искусства, научную деятельность, осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (переговоры на межгосударственном, межнациональном, групповом уровнях). 

     Я считаю, что действие бурлаков можно  отнести к косвенному общению через ощущение движения баржи. Между ними не может быть непосредственного общения, так как оно предполагает, что это общение осуществляется с помощью естественных органов (руки, голосовые связки, голова и т.д.), без помощи посторонних предметов. В данном же случае, выполняя одно и то же действие, бурлаки общаются через баржу, что является косвенным общением. 

38.Каково  значение примера  в воспитании? 

     Значение  примера в воспитании огромно. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером». Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в  использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у детей стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность.  

     Психологический механизм воздействия подражания заключается  в том, что, воспринимая различные  образцы поведения между достигнутым  и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность  в совершенствовании своих личностных черт и качеств. Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательной деятельности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.    

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"