Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 20:19, контрольная работа
Вопрос:В изучении психики ученые разных школ и направлений, работавшие (и работающие) в разное время и в разных странах придерживались(-ются) разных подходов, с позиции которых объясняется психическая жизнь. В чем сущность каждого из подходов? (Вкратце раскройте). Какая разница между личностным и деятельностным подходами, которых придерживается большинство отечественных психологов? Какая разница между функциональным и личностным подходами.
Вопрос 3………..………………………………………………………3
Вопрос 10………………………………………………………………6
Вопрос 17………………………………………………………………9
Вопрос 24……………………………………………………………..11
Вопрос 31……………………………………………………………..12
Вопрос 38……………………………………………………………..13
Используемая литература и источники………………………….15
Память
— одна из психических функций и видов
умственной деятельности, предназначенная
сохранять, накапливать и воспроизводить
информацию. Способности длительно хранить
информацию о событиях внешнего мира и
реакциях организма и многократно использовать
её в сфере сознания для организации последующей
деятельности.
Разные возможности памяти зависят прежде от всего особенностей высшей нервной системы, характера профессиональной деятельности и т.д.
Различное
развитие памяти у разных людей также
характеризуется типом запоминания. Одни
люди лучше запоминают то, что могут увидеть,
другие то, что могут услышать, третьи
– то, что может быть выполнено практически.
В соответствии с этим различают зрительный,
слуховой и двигательный тип памяти. Но
эти типы памяти зависят не только от природных
особенностей нервной системы, но и от
воспитания. Самое лучшее, когда у человека
смешанный тип запоминания. В этом случае
следует приучать детей запоминать детей
учебный материал различными способами:
прослушивание, чтение и иллюстрация.
Мышление
— это социальное обусловленный, неразрывно
связанный с речью психический процесс
поисков и открытия существенного, процесс
опосредственного и обобщенного отражения
действительности в ходе ее анализа и
синтеза.
В
мышлении каждого человека есть свои
особенности. Эти различия в мышлении
называют качествами ума. В целостном
акте мышления отличия проявляются, прежде
всего, в соотношении различных его видов.
Для одних людей характерно оперирование
наглядными образами, другим свойственно
использовать абстрактные теоретические
модели. Также особенности мыслительной
деятельности могут зависеть и от эмоциональности
человека, от имеющихся у него знаний и
опыта. Рассматривая индивидуальные особенности
мышления, нельзя забывать, что мыслить
не мозг сам по себе, человек, личность
как целое.
Воображение (или фантазия)– это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение
у людей развито по-разному, и
оно по-разному проявляется в
их деятельности и общественной жизни.
Индивидуальные особенности воображения
выражаются в том, что люди различаются
по степени развития воображения
и по типу образов, которыми они оперируют
чаще всего. Наиболее отчетливо люди различаются
по степени яркости образов воображения.
Если предположить, что существует соответствующая
шкала, то на одном полюс окажутся люди
с чрезвычайно высокими показателями
яркости образов воображения, которые
переживаются ими как видение, а на другом
полюсе будут люди с крайне бледными представлениями.
Как правило, высокий уровень развития
воображения мы встречаем у людей, занимающихся
творческим трудом, — писателей, художников,
музыкантов, ученых.
Существенные
различия между людьми выявляются в отношении
характера доминирующего типа воображения.
Чаще всего встречаются люди с преобладанием
зрительных, слуховых или двигательных
образов воображения. Но есть люди, у которых
отмечается высокое развитие всех или
большинства типов воображения. Эти люди
могут быть отнесены к так называемому
смешанному типу.
Мы
рассмотрели различные
17.
Как взаимосвязаны
способности, характер
и темперамент
в личности и
деятельности одного
и того же человека?
Или они независимы
друг от друга?
Или как-то влияют
друг на друга?
Темперамент
- это индивидуально своеобразные свойства
психики, отражающие динамику психической
деятельности человека, и проявляющиеся
независимо от его целей, мотивов и содержания
и остающиеся почти неизменными в процессе
всей жизни.
Черты
темперамента, т.е. особенности динамической
стороны психики, являются только одной
из предпосылок развития тех важнейших
свойств психики, которые составляют характер
человека.
Характер
– это совокупность индивидуально-своеобразных
свойств личности, определяющихся ее отношениями
и проявляющихся в типичных для данной
личности способах деятельности. (различают
холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик)
Характер,
как и темперамент, обнаруживает
зависимость от физиологических
особенностей человека, и прежде всего
от типа нервной системы. Свойства темперамента
накладывают свой отпечаток на проявления
характера, определяя динамические особенности
их возникновения и протекания. Особенности
темперамента могут противодействовать
или способствовать развитию определенных
сторон характера. Флегматику труднее,
чем холерику или сангвинику, сформировать
у себя инициативность и решительность.
Для меланхолика серьезная проблема –
преодоление робости и тревожности.
Способности
– это совокупность свойств личности,
которые определяют успешность обучения
какой-либо деятельности и совершенствования
в ней.
Не
редко можно услышать утверждение,
что способности человека, прежде
всего, зависят от темперамента, и люди
с определенным темпераментом не могут
обладать выдающимися способностями.
Но это не так. Люди выдающихся способностей
могут обладать самыми различными темпераментами.
Суворов и Герцен были сангвиниками, Пётр I
и Павлов — холериками, Гоголь и Чайковский
— меланхоликами, Крылов и Кутузов — флегматиками.
Значит, уровень способностей не зависит
от темперамента человека.
Не
связано с темпераментом и
большинство других качеств человеческой
личности, например черты характера.
Если раньше всерьёз полагали, что
холерику, например, свойственны честолюбие
и любовь к лести и пышности,
а сангвинику — легкомыслие и
плутовство, то сейчас такая точка зрения
считается, безусловно, ошибочной.
Ни
в коем случае нельзя думать, что
тип нервной системы и
Для
их выявления и развития решающее
значение имеют общественные условия
жизни, главное из которых — труд.
Без упорного труда нельзя развить
никакую способность, даже если человек
обладает самыми блестящими задатками.
Как писал Д. И. Менделеев: «… нет без явно
усиленного трудолюбия ни талантов, ни
гениев». При этом способности развиваются
тем полнее и ярче, чем разнообразнее и
содержательнее деятельность человека,
чем больший интерес он проявляет к ней.
И наоборот, отношение к работе как к повинности
приводит к постепенному угасанию имеющихся
способностей. Следовательно, такие черты
личности, как отношение к труду, настойчивость,
любовь к делу — знакомые уже нам черты
характера, имеют прямое отношение к формированию
способностей. Следственно, если хочешь
максимально развить свои способности,
трудись и воспитывай свой характер.
Из
всего этого можно выделить главный
и точный ответ на вопрос. Темперамент,
характер и способности - все это взаимосвязано
и конечно же влияет друг на друга. Но при
этом нет строгой композиции, которая
определяла бы «трио» этих категорий
в одном человеке.
24.Сравните два суждения:
1.Руководителя надо уважать, только тогда будет нормальный психологический климат и будет обеспечиваться эффективная совместная деятельность членов коллектива.
2.Руководитель
должен пользоваться
авторитетом у
подчиненных, и
только тогда будет
нормальный психологический
климат и будет обеспечиваться
эффективная совместная
деятельность членов
коллектива. Какое из
двух суждений вам представляется
психологически более
верным, или оба равноценны?
Психологически
более верным для меня представляется
второе выражение: «Руководитель должен
пользоваться авторитетом у подчиненных,
и только тогда будет нормальный психологический
климат и будет обеспечиваться эффективная
совместная деятельность членов коллектива».
В первом случае выражение звучит как
приказ, и поэтому может вызвать негатив.
В этом случае может показаться, что независимо
от качеств руководителя, его надо уважать.
Все это похоже на принуждение и вряд ли
будет иметь положительный результат,
если будет выдвинуто в том же коллективе.
Второе же выражение, направлено, как и
на руководителя, так и на подчиненных.
Оно означает, что руководитель должен
заслужить авторитет, в свою очередь подчиненные
должны прислушиваться к своему руководителю,
уважать его, конечно, если он этого заслужил.
Когда руководитель пользуется авторитетом,
тогда его и уважают. Уважение можно заслужить,
не нельзя никого заставит уважать кого-то,
если он этого не достоин.
31.В литературе различают прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное (через письменные или технические средства), межличностное и массовое. Вернитесь к задачам п.30 и ответьте, куда можно отнести действие бурлаков: к косвенному общению через ощущение движения баржи или обмену разными видами деятельности в непосредственном общении?
Общение - Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в обмене информацией и совместной деятельности.
По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов (руки, голосовые связки, голова и т.д.), без помощи посторонних предметов.
Опосредованное общение осуществляется с использованием специальных средств, используемых для обмена информацией: знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение. Опосредованное общение может также характеризоваться использованием специальных средств: естественные предметы (камень, палка и та др.) и культурные (знаковые системы).
Прямое
общение предполагает личные контакты
и непосредственное восприятие друг другом
общающихся людей в самом акте общения,
например, телесные контакты, беседы людей
друг с другом, их общение в тех случаях,
когда они видят и непосредственно реагируют
на действия друг друга.
Косвенное
общение - это общение через книги,
кинофильмы, произведения искусства, научную
деятельность, осуществляется через посредников,
которыми могут выступать другие люди
(переговоры на межгосударственном, межнациональном,
групповом уровнях).
Я
считаю, что действие бурлаков можно
отнести к косвенному общению через
ощущение движения баржи. Между ними не
может быть непосредственного общения,
так как оно предполагает, что это общение осуществляется
с помощью естественных органов (руки,
голосовые связки, голова и т.д.), без помощи
посторонних предметов. В данном же случае,
выполняя одно и то же действие, бурлаки
общаются через баржу, что является косвенным
общением.
38.Каково
значение примера
в воспитании?
Значение
примера в воспитании огромно. Древнеримский
философ Сенека утверждал: «Трудно привести
к добру нравоучениями, легко – примером».
Сущность положительного примера как
метода воспитания состоит в использовании
лучших образцов поведения и деятельности
других людей для возбуждения у детей
стремления (потребности) к активной работе
над собой, к развитию и совершенствованию
своих личностных свойств и качеств и
преодолению имеющихся недостатков. Психологической
основой влияния положительного примера
на воспитание детей является их подражательность.
Психологический
механизм воздействия подражания заключается
в том, что, воспринимая различные
образцы поведения между