Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 21:27, контрольная работа
1.Назовите современные методы исследования психологии. Одному из них дайте более подробную характеристику.
2.Дайте определение общению и его видов.
3.Психологический климат в коллективе.
Современная
психология обладает развернутой системой
разнообразных методов
Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Они применяются во многих науках, поэтому относятся к общенаучным методам исследования.
Наблюдение - описательный метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получении суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Наблюдение проводится в естественных условиях.
Наблюдение, наряду с самонаблюдением, является старейшим исследовательским методом.
Наблюдение становится методом изучения лишь в том случае, если не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы этих явлений.
Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основные из них:
- целенаправленность наблюдения;
-
аналитический характер наблюдения;
- комплексность наблюдения;
- систематичность наблюдения.
Процедура
исследования методом наблюдения состоит
из следующих этапов:
1. Выбор предмета наблюдения (поведение),
объекта (группа или индивид), ситуации.
2. Постановка целей и задач.
3. Выбор способа наблюдения и регистрации данных, метода обработки результатов.
4. Составление плана наблюдения (ситуация - объект - время).
5. Подготовка необходимых документов и оборудования.
6. Сбор данных.
7. Обработка и интерпретация полученной информации, оформление и анализ результатов, теоретических и практических выводов.
Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения:
Наблюдения подразделяются по различным признакам:
1. По времени: непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени) наблюдение.
2. По объему: широкое («сплошное»), когда фиксируются все особенности поведения или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом; узкоспециальное (выборочное), направленое на выявление отдельных сторон явления (определенные параметры поведения, типы поведенческих актов) или отдельных объектов.
3. По способам получения сведений: непосредственное (прямое) наблюдение, когда наблюдатель регистрирует непосредственно наблюдаемые факты; косвенное (опосредованное), когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.
4. По типу связи наблюдателя и наблюдаемого: невключенное (позиция исследователя открыта, это восприятие какого-либо явления со стороны) и включенное (наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует).
5. По признаку плановости наблюдений: неформализованное (свободное), не имеющие заранее установленных рамок, программы и процедуры его проведения, и формализованное (стандартизированное) наблюдение ведется по предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения.
6. По признаку частоты применения метода наблюдений: постоянные, повторные, однократные, многократные.
Как
любой метод, наблюдение имеет свои позитивные
и негативные стороны. То, что наблюдение
позволяет изучить предмет в его целостности,
в его естественном функционировании,
в его живых, многогранных связях и проявлениях
несомненно является его достоинством.
Определенными недостатками наблюдения
как метода изучения поведения человека
являются его пассивность, созерцательность.
Наблюдение не вносит изменений в изучаемый
процесс, поэтому в ходе его не всегда
могут появиться именно те ситуации, которые
больше всего интересуют исследователя.
Для устранения этого недостатка следует
прибегать к эксперименту.
Эксперимент - это совместная деятельность
испытуемого и экспериментатора, которая
организуется экспериментатором и направлена
на исследование особенностей психики
испытуемых. Если при наблюдении часто
невозможно предвидеть изменения, то в
эксперименте можно их планировать. Возможность
манипулирования переменными – одно из
важных преимуществ эксперимента перед
наблюдением. Достоинство эксперимента
заключается также в том, что можно специально
вызвать какой-то психический процесс,
проследить зависимость психологического
явления от
изменяемых внешних
условий.
Необходимость в использовании эксперимента
возникает тогда, когда задачи исследования
требуют создания ситуации, которая либо
не может возникнуть при обычном ходе
событий, либо неопределенно долго пришлось
бы ее ожидать.
Выделяются такие разновидности эксперимента,
как лабораторный эксперимент на основе
моделированной деятельности и естественный
эксперимент на основе реальной деятельности.
Лабораторный
эксперимент - это изучение какой-либо
реальной деятельности с большой
точностью регистрации и
Естественный
эксперимент - особый вид психологического
эксперимента, соединяющий в себе положительные
черты объективного наблюдения и метода
лабораторного эксперимента. Он производиться
в условиях, близких к обычной деятельности
испытуемого, который не знает, что он
является объектом исследования. Это позволяет
избежать отрицательного влияния эмоционального
напряжения и преднамеренности ответной
реакции. Сближая экспериментальные исследования
с жизнью, естественный эксперимент позволяет
изучить психические процессы и свойства
личности в естественных условиях трудовой,
игровой или учебной деятельности.
Преимущество естественного эксперимента
заключается в том, что он сочетает положительные
качества методов наблюдения и эксперимента:
естественность
первого и активность второго.
Обладая несомненными достоинствами эксперимент как метод психологического исследования имеет и ряд недостатков. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент таким образом, чтобы испытуемый не знал об этом. Отсюда происходят вольные или невольные изменения в его поведении. Кроме того, результаты эксперимента могут искажаться некоторыми факторами, связанными с присутствием экспериментатора и тем самым оказывающими влияние на поведение испытуемого. Эксперимент - лишь один из методов психолого-педагогического исследования, его нельзя абсолютизировать.
Кроме вышеперечисленных основных исследовательских методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:
1. Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Результаты беседы в комплексном исследовании носят предварительный характер и должны быть сопоставлены с результатами других методов, таких как наблюдение, эксперимент, контрольные работы.
2. Тестирование — это метод психологической диагностики при помощи тестов. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.
3.
Изучение литературы,
документов и результатов
деятельности
человека.
Литературные источники служат основанием
для анализа истории и современного состояния
проблемы, помогают создавать первичное
представление о проблеме и путях ее решения.
Для психолого-педагогических исследований источником информации служит текущая документация школ и других учреждений образования, контрольные и проверочные работы учащихся, сочинения, рисунки и поделки детей, протоколы педагогических советов и т. д.
Анализ продуктов деятельности - вспомогательный метод психолого-педагогического исследования, позволяющий судить о психических процессах, уровне развития личности, способностях детей по продуктам их труда — рисункам,
сочинениям и т. п.
Кроме перечисленных методов, предназначенных
для сбора первичных данных о развитии
психики, в психологии используются методы
математической статистики, которые выступают
как средства повышения надежности, объективности
и точности получаемых результатов.
Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой".
Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Речь - это важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Для большинства людей речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.
Существует несколько видов человеческой речи в зависимости от того, как человек передает информацию и для кого она является доступной. Основная классификация разделяет речь на внутреннюю и внешнюю.
Внешняя речь используется для общения между людьми, передачи информации и выражения собственных мыслей, эмоций и ощущений.
Внешняя речь делится на устную и письменную. В первом случае информация подается голосом и становится доступной другим людям с помощью звуков. Письменная речь передается буквами, цифрами, иероглифами, знаками и символами. Существует также речь, которая передается жестами. Ее используют для общения, если хотя бы один из партнеров лишен слуха. Устная речь более информативна, потому что при общении люди имеют возможность наблюдать за мимикой, жестами или хотя бы интонацией голоса собеседника. Эти невербальные знаки могут рассказать о настроению и эмоциях человека. К тому же, при личной встрече разговор можно подкреплять тактильными прикосновениями. Но письменная примечательна тем, что она более точна и лаконична. Читая информацию, адресат усваивает ее и не отвлекается на невербальное общение с партнером, кроме того, письменная речь избавлена от пауз и прочих помех, которые могут мешать общению во время звучания устной речи. Письменная речь возникает и развивается на основе устной. Благодаря письменной речи возможным становится общение на расстоянии и не только пространственном, но и временном. Изучение истории человечества было бы невозможным без наличия письменной речи.
В зависимости от количества людей, которые подают информацию, речь может быть моноголической или диаголической. В первом случае информация исходит от одной личности, во втором – от нескольких заинтересованных лиц. Диаголическая речь отличается от моноголической непредсказуемостью (тема разговора зависит от всех участников диалога, их мыслей и убеждений). Моноголическая же речь более спланирована и предсказуема. Она носит направленный характер. Примером моноголической речи может быть выступление оратора.