Контрольная работа по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 21:27, контрольная работа

Описание

1.Назовите современные методы исследования психологии. Одному из них дайте более подробную характеристику.
2.Дайте определение общению и его видов.
3.Психологический климат в коллективе.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа №6.docx

— 44.20 Кб (Скачать документ)

       Внутрення речь - это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь — словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова. Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения

в процессе мышления.

Внутренняя или  внешняя, устная или письменная –  в любом случае речь является необходимым  атрибутом человеческой жизни. С  ее помощью происходит развитие каждой личности и человечества в целом. 

       
  1. Дайте определение  общению и его видов.

       Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

       В общении реализуются социальные отношения людей. Социальный смысл  общения состоит в том, что  оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта  человечества. Только в процессе общения  ребенка со взрослыми, болте опытными людьми, у него возникают и развиваются  человеческие сознание и речь. Общение  является необходимым условием для  формирования человеческой психики  и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми

       Общение — процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором  происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. В общении можно выделить цель (то,  ради чего люди вступают в общение), средства (способ передачи информации в процессе общения) и содержание (информация, которая передается от одного человека к другому). 
В зависимости от содержания, целей и средств общение делится  на несколько видов.

  1. По содержанию:

       а) материальное (обмен предметами и  продуктами деятельности);

       б) когнитивное (обмен знаниями);

       в) кондиционное (обмен психическими или  физиологическими состояниями);

       г) мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

       д) деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

  1. По целям:

       а) биологическое (необходимое для  поддержания, сохранения и развития организма);

       б) социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных  отношений, личностного роста индивида).

  1. По средствам:

       а) непосредственное (осуществляемое с  помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);

       б) опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);

       в) прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом  акте общения);

       г) косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).  

       
  1. Как группа воздействует на личность.

       Взаимодействие  человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению  групповых задач, но и группа оказывает  большое влияние на психологию и  поведение  личности.

       Многое (за исключением генетически и  физиологически обусловленных особенностей) в психологии и поведении человека складывается и закрепляется под  влиянием участия в деятельности различных социальных больших и  малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад  в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь  свидетельствует наличие у людей  множества достоинств и недостатков, большую часть которых они  приобрели, находясь в группах.

       Положительное влияние группы на формирование и  развитие личности состоит в следующем:

                1. В группе индивид встречается с людьми, которые становятся для него основным источником духовной культуры. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт.

                2. Отношения между людьми, складывающиеся в группе несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений.

                 3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею.

         4. Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе, которые он может плучить лишь в  процессе непосредственного общения с другими людьми. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее — разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я». 
Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. 
                 5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

       Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой.

       Помимо  положительного воздействия группа может оказать и отрицательное  влияние на человека.

       Человек в толпе нередко перестает  быть личностью (явления деиндивидуализации и «обезличивания»). Под давлением социальных норм и условностей  в психологии и поведении человека в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получил название конформизма. Человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

       Другим  возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается  обычно на одаренных творческих личностей, существенно отличающихся по своей  психологии от большинства членов данной группы. На это обстоятельство в  свое время обратил внимание В.М.Бехтерев. В.М.Бехтерев показал, что коллективное творческое решение, если оно принимается по «большинству», методом простого голосования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются большинство потому, что непонятны ему, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением «квалифицированного» (на самом деле некомпетентного) большинства, сдерживаются, подавляются в своем творческом развитии.

       Таким образом, влияние группы на личность не однозначно. С одной стороны, социальные нормы и ценностные ориентации общества необходимы человеку для его полноценного развития; с другой стороны, под давлением групповых норм и условностей происходит унификация поведения членов группы, деиндивидуализация личности.  

       
  1. Психологический климат в коллективе.

       Одним из первых содержание психологического климата раскрыл В.М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих:

       -  социального климата, который  определяется осознанием общих целей и задач организации;

       - морального климата, определяющегося  принятыми моральными ценностями  организации;

       -  психологического климата, т.е.  те неофициальные отношения, которые  складываются между работниками.

         В целом, этот феномен принято  называть социально-психологическим  климатом коллектива организации.

       СПК можно определить как психологическое состояние группы: характер взаимоотношений в группе,  доминирующее в ней настроение.

         Когда ведут речь о социально-психологическом  климате (СПК) коллектива, подразумевают  следующее:

  • совокупность социально-психологических характеристик группы;
  • преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
  • характер взаимоотношений в коллективе;
  • интегральная характеристика состояния коллектива.

       Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

       Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в

целом, неудовлетворенность и т.д. 
                  Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально-психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы. 

       
  1. Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического     исследования: Курс лекций. - М., 2003.
  2. Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. - М., 1994.
  3. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - СПб., 1998.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996
  5. Материалы с сайта www.Elitarium.ru

Информация о работе Контрольная работа по "Психология"