Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 21:27, контрольная работа
1.Назовите современные методы исследования психологии. Одному из них дайте более подробную характеристику.
2.Дайте определение общению и его видов.
3.Психологический климат в коллективе.
Внутрення речь - это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь — словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова. Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения
в процессе мышления.
Внутренняя или
внешняя, устная или письменная –
в любом случае речь является необходимым
атрибутом человеческой жизни. С
ее помощью происходит развитие каждой
личности и человечества в целом.
Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
В
общении реализуются социальные
отношения людей. Социальный смысл
общения состоит в том, что
оно выступает средством
Общение
— процесс взаимодействия людей,
социальных групп, общностей, в котором
происходит обмен информацией, опытом,
способностями и результатами деятельности.
В общении можно выделить цель
(то, ради чего люди вступают в общение),
средства (способ передачи информации
в процессе общения) и содержание (информация,
которая передается от одного человека
к другому).
В зависимости от содержания, целей и средств
общение делится на несколько видов.
а) материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
б) когнитивное (обмен знаниями);
в) кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
г) мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
д) деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
а) биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);
б) социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).
а) непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);
б) опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);
в) прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
г)
косвенное (осуществляется через посредников,
которыми могут выступать другие
люди).
Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на психологию и поведение личности.
Многое
(за исключением генетически и
физиологически обусловленных особенностей)
в психологии и поведении человека
складывается и закрепляется под
влиянием участия в деятельности
различных социальных больших и
малых групп. Каждая из значимых (референтных)
социальных групп вносит свой вклад
в психологию и поведение личности,
и этот вклад отнюдь не является
однозначно положительным или
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:
1. В группе индивид встречается с людьми, которые становятся для него основным источником духовной культуры. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт.
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группе несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею.
4. Важным фактором индивидуального психологического
развития человека являются его знания
о самом себе, которые он может плучить
лишь в процессе непосредственного
общения с другими людьми. Группа и составляющие
ее люди являются для индивида своеобразным
зеркалом (вернее — разными зеркалами,
каждое из которых по-своему отражает
его), в котором выражается человеческое
«Я».
Точность и глубина отражения личности
в группе прямо зависят от открытости,
интенсивности и разносторонности общения
данной личности с остальными членами
группы.
5. Группа снабжает индивида системой положительных
эмоциональных подкреплений, необходимых
для его развития.
Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой.
Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека.
Человек в толпе нередко перестает быть личностью (явления деиндивидуализации и «обезличивания»). Под давлением социальных норм и условностей в психологии и поведении человека в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получил название конформизма. Человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.
Другим
возможным отрицательным
Таким
образом, влияние группы на личность
не однозначно. С одной стороны, социальные
нормы и ценностные ориентации общества
необходимы человеку для его полноценного
развития; с другой стороны, под давлением
групповых норм и условностей происходит
унификация поведения членов группы, деиндивидуализация
личности.
Одним из первых содержание психологического климата раскрыл В.М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих:
- социального климата, который определяется осознанием общих целей и задач организации;
-
морального климата,
-
психологического климата, т.е.
В целом, этот феномен принято
называть социально-
СПК можно определить как психологическое состояние группы: характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.
Когда ведут речь о социально-
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в
целом, неудовлетворенность
и т.д.
Взаимосвязь между эффективностью организации
и ее социально-психологическим климатом
- важнейшая проблема для руководителей
компании, фирмы.
Список
используемой литературы.