громкость:
сильный голос, как правило, присущ
истинной силе побуждений (жизненной
силе) либо кичливости; тихий, слабый голос
указывает на сдержанность, скромность,
такт или нехватку жизненной силы,
слабость человека; резкие изменения
громкости свидетельствуют об эмоциональности
и волнении;
артикуляция:
ясное и четкое произношение указывает
на внутреннюю дисциплину, потребность
в ясности и недостаток живости;
расплывчатое произношение, как правило,
свойственно уступчивости, неуверенности,
мягкости, вялости воли;
высота:
фальцет (дословно - "головной голос")
присущ человеку, у которого мышление
и речь больше исходят из интеллекта,
грудной голос - мышление и речь эмоциональны,
естественны, не созданы сознательно;
высокий пронзительный голос - признак
страха и волнения, а низкий означает покой,
расслабленность и достоинство;
Смех
Интересны
наблюдения учёных за особенностями смеха.
Смех на –
а (ха-ха) - совершенно открытый, идущий
от сердца, облегчающий и беззаботный.
Смех на -
е (хе-хе) - не слишком приятный, а, скорее,
дерзкий, завистливый.
Смех на -
и (хи-хи) - одновременно скрытный и хитрый,
смесь иронии и злорадства.
Смех на -
о (хо-хо) звучит хвастливо-угождающее
и в основе своей издевательский
и протестующий.
Смех на -
у (ху-ху) указывает на скрытый страх,
боязливость.
Диагностическая
часть
Проведите самодиагностику
по проективной методике определения
стилевых ориентаций поведения руководителя
(по А. Шульце, А. А. Ершову) (Н. Н. Обозов
«Психология конфликта и способы
его разрешения», стр. 38 - 44). Определите
у себя характерную ориентацию в
поведении руководителя: ориентация
отсутствует или явно выражена, исполнительный
или инициативный тип, направленность
на себя или на дело. Свяжите эти
особенности с другими качествами
личности. Кратко напишите об этом.
СИТУАЦИЯ
1
Допустим, что
Ваш непосредственный начальник, минуя
Вас, дает задание Вашему подчиненному,
у которого имеется уже Ваше задание.
Вы и Ваш начальник считаете свои задания
неотложными.
Выберите
наиболее приемлемый для Вас вариант
решения (обычно):
- А. Строго придерживаться субординации и не оспаривать решения начальника, отменив или отложив выполнение Вашего задания.
- Б. Все зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах начальник.
- В. Выразив свое несогласие с решением начальника, отложить его задания, поручаемые Вашему подчиненному без согласования с Вами.
- Г. В интересах дела отменить задание начальника, приказав подчиненному сначала выполнить Ваше задание.
- Д. Ваш вариант __________
СИТУАЦИЯ 2
Предположим,
что Вы получили одновременно два
срочных задания: от Вашего непосредственного
и более вышестоящего начальника.
Времени и условий для согласования у
Вас нет. Что Вы скорее всего предпримете
в такой ситуации:
- А. В первую очередь буду выполнять задание того, кого больше уважаю.
- Б. Буду выполнять задание, наиболее важное на мой взгляд.
- В. Буду выполнять задание более вышестоящего начальника.
- Г. Буду выполнять задание непосредственного начальника.
- Д. Ваш вариант __________
СИТУАЦИЯ 3
Между двумя
сотрудниками или Вашими подчиненными
возникла взаимная нетерпимость, антипатия,
которая мешает им успешно работать. Каждый
из них отдельно обращался к Вам, дабы
Вы приняли его сторону. Ваша обычная позиция
в такой ситуации:
- А. Мое дело - не допускать, чтобы их взаимоотношения мешали работе, а решить конфликт - это их дело.
- Б. Лучше всего поручить разобрать активу или на собрании.
- В. Прежде всего разобраться самому и попытаться их примирить.
- Г. Сначала выяснить, кто для каждого из конфликтующих служит авторитетом в коллективе, и воздействовать через них...
- Д. Ваш вариант __________
СИТУАЦИЯ 4
В коллективе
совершен неблаговидный поступок, нарушена
дисциплина или допущен брак. Начальнику
неизвестен виновник или их группа.
Что бы Вы предприняли на его месте?
- А. Принять все меры для выяснения конкретных виновников, чтобы наказать и добиться выполнений работы, исправления ошибок.
- Б. Заподозренных в проступке, ошибках вызвать к себе или поговорить, собрав коллектив.
- В. Сообщить о случившемся коллективу и обсудить прежде всего с коллективом положение дел без выяснения конкретных виновников.
- Г. Для повышения дисциплины и производительности труда коллектива, не теряя времени на разговоры и поиски виновников, предпринять ряд организационных и дисциплинарных мер для того, чтобы подобные факты не повторялись.
- Д. Ваш вариант __________
СИТУАЦИЯ 5
Предположим,
что предстоит выбор Вашего заместителя.
Имеется несколько кандидатов, каждый
из претендентов отличается следующими
качествами во взаимоотношениях с подчиненными.
- А Первый предпочитает избегать конфликтов с людьми и стремится прежде всего к тому, чтобы наладить тёплые товарищеские отношения, создать атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, чем добивается согласованной и успешной работы подчиненных.
- Б. Второй предпочитает в интересах дела идти на конфликты с людьми, не боится «испортить» отношения во имя достижения поставленной цели
- В. третий придерживается весьма строго своих прав и обязанностей и требует того же от своих подчиненных, добиваясь четкого выполнения работы
- Г. Четвёртый всегда сосредоточен на достижении своей цели в деловых и организационных вопросах так, что добивается своего, не придавая большого значения недоразумениям, конфликтам во взаимоотношениях с подчиненными.
- Д. Ваш вариант __________
СИТУАЦИЯ 6
Ситуация
как предыдущая. Кандидаты отличаются
друг от друга следующими особенностями
во взаимоотношениях с вышестоящим
начальством:
- А. Первый быстро соглашается с мнениями, указаниями начальника, безоговорочно и пунктуально выполняет любое задание, независимо от своего отношения к начальнику.
- Б. Второй быстро соглашается с мнениями, указаниями начальника, безоговорочно и пунктуально выполняет любое задание, если начальник авторитетен в его глазах.
- В. Третий обладает неуживчивым характером, склонен к спорам, бывает замкнут, трудно к нему найти подход, но зато очень способный специалист, умелый организатор, творчески выполняет работу и добивается оптимальных результатов.
- Г. Четвертый обладает богатым опытом, способностями в области предстоящей ему работы, стремится всегда сосредоточиться на своем деле, избегать лишних контактов с начальником, чтобы ему не мешали; имеет высокое чувство ответственности.
- Д. Ваш вариант __________
СИТУАЦИЯ 7
Когда Вам
невесело в праздничной компании,
к чему Вы более склонны:
- А. Вести разговор на темы, близкие Вам, особенно по профессии.
- Б. Выяснить взаимоотношения по спорным или принципиальным вопросам, чтобы отстоять свою точку зрения.
- В. Присоединиться к общей теме разговора, разделяя лишь общее веселое настроение.
- Г. Добиваться согласия спорящих, быть их посредником или судьей.
- Д. Ваш вариант __________
СИТУАЦИЯ 8
Ваш подчиненный
не выполнил задание к сроку ввиду
неорганизованности или неумения работать,
хотя обещал, дал слово сделать свою работу
к намеченному сроку.
Ваша реакция:
- А. Сначала добиваться выполнения задания, затем уже поговорить наедине, воспитывать, если надо - наказать.
- Б. Сначала поговорить с ним наедине, выясняя причину или усовестить, а затем добиваться выполнения работы или наказать.
- В. Сначала поговорить с теми, кто больше знает провинившегося и посоветоваться о том, какую меру воздействия применить к нему.
- Г. Прежде всего подумать о том, как помочь подчиненному, дать испытательный срок и вести тщательный контроль за его работой, вовремя исправлять ошибки и делать замечания, наказав за невыполнение работы в срок.
- Д. Ваш вариант __________
СИТУАЦИЯ 9
Ваш подчиненный
игнорирует Ваши указания, и делает
все по-своему или не исправляет
того, что Вы сказали устранить.
Ваше поведение:
- А. Достаточно, предполагая о мотивах упорства, неповиновения, применить обычные административные меры наказания, не теряя времени на разговоры.
- Б. Вызвать его на откровенный разговор и постараться переубедить, расположив для благоприятного делового контакта в дальнейшем.
- В. Прежде всего попытаться воздействовать на подчиненного через общественное мнение, актив, авторитетных для него сотрудников.
- Г. Сначала подумать о том, что зависит от моего поведения, не делаю ли ошибок сам, а уж затем выяснить, в чем прав и не прав Ваш подчиненный.
- Д. Ваш вариант __________
СИТУАЦИЯ 10
В уже сложившийся
коллектив со своими традициями, конфликтами
между группировками поступает новый
руководитель. Каким образом, по Вашему
мнению, должен решать новый начальник
конфликты, возникающие в коллективе?
- А. Не обращая внимания на сопротивление противников, вести работу, не вовлекаясь в споры, конфликты, воздействуя на противников силой примера.
- Б. В первую очередь попытаться разубедить, привлечь на свою сторону тех, кто выступает или не соглашается с нововведениями, хочет работать по-старому.
- В. В работе с коллективом прежде всего опираться на актив, общественные и административные организации, поручая им разрешать возникающие споры, разногласия, конфликты.
- Г. Вникая в суть конфликтов, постараться примирить сотрудников старого и нового стиля работы и взаимоотношений, поддерживая лучшее в традициях коллектива и отвергая отрицательное, косное, вредное.
- Д. Ваш вариант __________
СИТУАЦИЯ 11
Один из членов
Вашего коллектива внезапно заболел. Каждый
сотрудник очень занят срочной
работой. Работа отсутствующего также
должна быть выполнена в срок. Как обычно
ведете себя в такой ситуации?
- А. Распоряжаетесь: «Вы возьмете эту работу, Вы займетесь другим делом, а Вы поможете товарищу, когда выполните всю работу» и т. п.
- Б. Предлагаете: «Мы подумаем вместе, кто возьмет на себя эту работу. Она должна быть сделана. Каждый скажет, что он выполнит в этот период, а затем решим вместе».
- В. Поступаете иногда так: «Я очень перегружен работой! Распределите-ка сами между собой эту работу. Выручите друг друга и весь коллектив».
- Г. Прежде всего попытаетесь сами сделать все, чтобы выполнить работу отсутствующего, или помочь тем, кто возьмется ее выполнить.
- Д. Ваш вариант __________
СИТУАЦИЯ 12
У Вас создались
натянутые отношения с коллегой.
Допустим, что причины Вам не совсем
ясны. Что Вы предпримете в первую
очередь для того, чтобы устранить
напряженность во взаимоотношениях?
- А. Прежде всего вызвать на откровенный разговор этого коллегу, чтобы выяснить причины натянутых отношений.
- Б. Прежде всего разобраться в своем поведении по отношению к коллеге.
- В. В первую очередь разобраться в деловых вопросах, которые страдают от этих взаимоотношений.
- Г. В первую очередь обратиться к другим коллегам, которые хорошо его знают.
- Д. Ваш вариант __________
Выбор примерно в равном
числе случаев (3 - 4} по всем четырем
ориентациям означает гибкость руководства.
Ориентация отсутствует
или незначительна - при 0-2 случаях выбора. Свыше четырех
случаев выбора вариантов решения полной
ориентации обнаруживает отчетливо выраженную
тенденцию. Доминирующая ориентация отмечается
при выборе шести и более вариантов одной
ориентации. Исполнительный стиль руководства
характеризуется доминирующей ориентацией
на личность другого и официальную субординацию.
Инициативный стиль руководства - при
ориентации на себя и дело. Доминирующая
ориентация на себя выражает внутренне
ориентированный стиль, на дело - внешне
ориентированный.
Практическая
часть
Пример 1.
Мне, проживая в студенческом
общежитии, случилось пососедствовать
с двумя, не плохими товарищами. Иногда,
конечно, случались различные конфликтные
ситуации.