Коррекционная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 18:07, реферат

Описание

Коррекционная психология является одной из отраслей психологии, предметом изучения которой являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом – аномальные дети.

Работа состоит из  1 файл

Специальная психология.docx

— 26.04 Кб (Скачать документ)

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

  Коррекционная психология является одной из отраслей психологии, предметом изучения которой  являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом – аномальные дети.

  Термин  «аномалия» (от греч. аnomalos – «неправильный») обозначает нарушение нормы, общей закономерности организации, является всеобъемлющим по отношению к любым ошибками развития – анатомическим, биохимическим, функциональным.

  В отечественной  специальной психологии термин «аномальные  дети» обозначает категорию детей  с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического  развития, нуждающихся в обучении в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях.

  В соответствии с принятой в дефектологии классификацией аномалий развития выделяют группы детей  с нарушениями: интеллекта; зрения; речи; слуха; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с комбинированными дефектами.

  Определен следующий круг задач специальной  психологии:

  1) выявление общих закономерностей психического развития нормально развивающихся детей и детей с аномалиями развития; в результате исследований Л. В. Занкова,Ж. И. Шиф, Т. А. Власовой, В. И. Лубовского было доказано, что основные закономерности психического развития аномального ребенка и нормально развивающегося являются общими и носят поэтапный характер: периодизация возраста, становление мыслительных функций (от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому), памяти и т. д. Различны сроки формирования и качество достижений);

  2) выявление общих закономерностей психического развития, присущих всем детям с аномалией развития. Л. С. Выготским была выведена закономерность формирования вторичных отклонений на фоне первичного дефекта психических функций. Таким образом, совокупность порождаемых дефектов проявляется в изменениях развития личности аномального ребенка в целом);

  3) раскрытие специфики закономерностей психического развития у различных групп детей с аномалией развития (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Л. В. Зан-ков, Ж. И. Шиф и др.);

  4) изучение свойств отдельных психических процессов у детей с различными аномалиями;

  5) установление связей процесса психического развития с особенностями, спецификой аномалии;

  6) разработка мер по развитию компенсаторных способностей организма с целью преодоления дефектов развития психики;

  7) разработка мер по предупреждению проявлений вторичных и третичных дефектов психики у детей с аномалиями;

  8) проведение научных исследований с целью нахождения оптимальных условий для обучения и воспитания аномальных детей;

     9) разработка мер по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской помощи с целью успешной интеграции в общество детей с аномалией развития.

     ! Потребности науки и практики определили ряд задач специальной психологии:

     1. Первая группа  задач – общенаучные  теоретические задачи, касающиеся проблем  развития психики  детей с нарушениями  развития:

     • раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальных детей (норма – аномалия);

     • раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;

     • раскрытие специфических закономерностей развития и проявления психики разных групп детей с проблемами в развитии;

     • установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизма и степени выраженности дефекта.

     2. Вторая группа  задач – это  изучение аномального  формирования и  развития конкретных  форм психической  деятельности и  ее психических  процессов у различных  групп детей с  проблемами в развитии, т.е. изучение закономерностей  формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

     3. Третья группа  задач – выявление  путей компенсации  дефекта развитии  психики в целом  и различных психических  процессов.

     4.Четвёртая  группа задач - Разработка научных  основ методов  и средств обучения  и воспитания различных  групп детей с  проблемами в развитии, теоретическое обоснование  конкретных путей  коррекционной работы.

     Решение этих основных задач  возможно в ходе исследования целого ряда частных  проблем в отдельных  областях специальной  психологии. Выяснение  того, например, какова зависимость отдельного психического процесса от состояния анализатора, определение роли сохранных морфофункциональных  систем, выявление  влияния различных  дефектов психического развития на становление  личности - определяет решение общих  вопросов специальной  психологии 

Значение  спец.психологии

    С.п. базируется на положениях общей психологии, внося свой вклад в ее развитие.

    Теория: изуч. нар. псих. здоровья детей позволяет углубить научное различение видов психической деятельности, строения ВПФ и их пластичности на разных этапах онтогенеза, путей компенсации дефектов. такое изучение помогает решить проблему о соотношении биологических и социальных факторов в генезе человека.

    Практика: 1. Дифференциально-диагностические задачи (псих. обследование явл. важшейшей составляющей диагностики нарушений психического развития. Псих. методики дополняют медицинские средства диагностики).

    2. Вносит вклад в установление  выраженных психических нарушений,  анализ причин дефектов и механизм  его проявления. Это важно в  прогнозировании сроков и темпов  обучения детей, а также перспектив  их психического развития.

    3. Психологическое обследование необходимо  при определении программ обучения  детей с нар. в развитии. Программы и тип обучения выбираются с учетом доминирующих нарушений ВПФ, особенностей речи, мышления и способности к усвоению знаний. С помощью псих. обследовании,  установив механизм и структуру нарушения, степень выраженности и динамику, можно решить, правильно ли выбраны методы обучения, скоррегировать из в соответствиями со способностями ребенка.

    Таким образом, С.П. помогает решать экспертные задачи.

    4. Исследования в области С.П.  дают возможность научно обосновать  методы и программа группового  и индивидуального обучения атипичных детей, психокоррекционную и психолого-педагогическую реабилитацию 
 

     ? 2 Место специальной психологии в системе наук

     Являясь составляющей научного знания, специальная  психология тесно

     взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации.

     Философскую и нравственно – этическую  основу специальной психологии составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гуманизма, самоценности человеческой личности, уважении ее прав и достоинств, свободы, потребностей и признании ее высшей ценностью общества.

     Связь специальной психологии с физиологией, невропатологией, психиатрией позволяет  понять особенности высшей нервной  деятельности, закономерности физиологических  процессов, своеобразие психики  ребенка с различной патологией, и, опираясь на клинико- психические особенности детей, дидактически правильно выстроить психокоррекционный процесс.

     Специальная психология связана с общей и  возрастной психологией. Общая психология исследует индивида, выделяя в  нем познавательные процессы и личность.

     Познавательные  процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов  человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют  в формировании и преобразование знаний. Личность содержит свойства, которые  определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, установки, мотивация, характер, воля. Знания общей  психологии позволяют нам выявить  своеобразие развития познавательных процессов и личностных свойств  детей с нарушениями развития.

     Возрастная  психология дает нам знания закономерностей  психического развития детей при  их переходе от одного возраста в другой, разносторонних содержательных характеристик  детей, относящихся к различным  возрастным группам, знание понятий  «зона актуального» и «зона ближайшего развития», дает возможность понять своеобразие психического развития детей на каждом возрастном этапе, имеющих  проблемы в развитии. Возрастная психология дает нам знания о медленных, но основательных  количественных и качественных изменениях, которые происходят в психике  и поведении детей при их переходе от одной возрастной группы в другую.

     Специальную психологию постоянно сопровождают смежные отрасли психологического знания – генетическая психология, дифференциальная психология, социальная и педагогическая психология, гуманистическая  психология, юридическая психология, психологическая диагностика и  психологическая коррекция.

     Также важна взаимосвязь специальной  психологии с целым рядом отраслей медицины, такими как детская психиатрия, анатомия, физиология патология высшей нервной деятельности, офтальмологией, оториноларингологией , невропатологией и т.д. 

     3 Специальная психология подразделяется на (структура специальной психологии):

     - психологию детей с нарушениями  зрения (тифлопсихологию);

     - психологию детей с нарушениями  слуха (сурдопсихологию);

     - психологию умственно отсталых (олигофренопсихологию);

     - психологию детей с нарушениями  речи;

     - детей с ЗПР;

     - других категорий детей с отклонениями  в развитии:

     (- с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата;

     - с тяжелыми нарушениями эмоционально  – волевой сферы;

     - с нарушениями поведения;

     - со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или  более первичных нарушения).

     Основные  категории специальной психологии  
 
К основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  
Существуют и другие группы детей с нарушениями и отклонениями в развитии, например дети с психопатическими формами поведения; дети, которые не могут адаптироваться в школе, страдающие школьными неврозами. Особую группу детей, требующую к себе особого внимания психологов и педагогов, составляют одаренные дети.  
Обучение и воспитание аномальных детей, включение их в общественную жизнь и производственную деятельность - сложная социальная и педагогическая проблема.  
Аномальные дети - сложная и разнохарактерная группа. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательной возможности и трудовой деятельности. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют различные формы педагогической работы с ним.  
Характер нарушения физического и умственного развития ребенка оказывает влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности.  
Образовательный уровень аномальных детей резко различен. Один из них могут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другие имеют в этом отношении неограниченные возможности.  
Характер нарушения оказывает влияние и на возможности учащихся специальных школ и классов в отношении практической деятельности. Одни учащиеся специальной школы овладевают высокой квалификацией, другие могут выполнять малоквалифицированную работу и требуют особой организации их жизни и труда.

Информация о работе Коррекционная психология