Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 18:07, реферат
Коррекционная психология является одной из отраслей психологии, предметом изучения которой являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом – аномальные дети.
1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Коррекционная психология является одной из отраслей психологии, предметом изучения которой являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом – аномальные дети.
Термин «аномалия» (от греч. аnomalos – «неправильный») обозначает нарушение нормы, общей закономерности организации, является всеобъемлющим по отношению к любым ошибками развития – анатомическим, биохимическим, функциональным.
В отечественной
специальной психологии термин «аномальные
дети» обозначает категорию детей
с врожденными или
В соответствии с принятой в дефектологии классификацией аномалий развития выделяют группы детей с нарушениями: интеллекта; зрения; речи; слуха; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с комбинированными дефектами.
Определен следующий круг задач специальной психологии:
1) выявление общих закономерностей психического развития нормально развивающихся детей и детей с аномалиями развития; в результате исследований Л. В. Занкова,Ж. И. Шиф, Т. А. Власовой, В. И. Лубовского было доказано, что основные закономерности психического развития аномального ребенка и нормально развивающегося являются общими и носят поэтапный характер: периодизация возраста, становление мыслительных функций (от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому), памяти и т. д. Различны сроки формирования и качество достижений);
2) выявление общих закономерностей психического развития, присущих всем детям с аномалией развития. Л. С. Выготским была выведена закономерность формирования вторичных отклонений на фоне первичного дефекта психических функций. Таким образом, совокупность порождаемых дефектов проявляется в изменениях развития личности аномального ребенка в целом);
3) раскрытие специфики закономерностей психического развития у различных групп детей с аномалией развития (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Л. В. Зан-ков, Ж. И. Шиф и др.);
4) изучение свойств отдельных психических процессов у детей с различными аномалиями;
5) установление связей процесса психического развития с особенностями, спецификой аномалии;
6) разработка мер по развитию компенсаторных способностей организма с целью преодоления дефектов развития психики;
7) разработка мер по предупреждению проявлений вторичных и третичных дефектов психики у детей с аномалиями;
8) проведение научных исследований с целью нахождения оптимальных условий для обучения и воспитания аномальных детей;
9) разработка мер по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской помощи с целью успешной интеграции в общество детей с аномалией развития.
! Потребности науки и практики определили ряд задач специальной психологии:
1. Первая группа задач – общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики детей с нарушениями развития:
• раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальных детей (норма – аномалия);
• раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;
• раскрытие специфических закономерностей развития и проявления психики разных групп детей с проблемами в развитии;
• установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизма и степени выраженности дефекта.
2. Вторая группа задач – это изучение аномального формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у различных групп детей с проблемами в развитии, т.е. изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.
3. Третья группа задач – выявление путей компенсации дефекта развитии психики в целом и различных психических процессов.
4.Четвёртая группа задач - Разработка научных основ методов и средств обучения и воспитания различных групп детей с проблемами в развитии, теоретическое обоснование конкретных путей коррекционной работы.
Решение
этих основных задач
возможно в ходе исследования
целого ряда частных
проблем в отдельных
областях специальной
психологии. Выяснение
того, например, какова
зависимость отдельного
психического процесса
от состояния анализатора,
определение роли
сохранных морфофункциональных
систем, выявление
влияния различных
дефектов психического
развития на становление
личности - определяет
решение общих
вопросов специальной
психологии
Значение спец.психологии
С.п. базируется на положениях общей психологии, внося свой вклад в ее развитие.
Теория: изуч. нар. псих. здоровья детей позволяет углубить научное различение видов психической деятельности, строения ВПФ и их пластичности на разных этапах онтогенеза, путей компенсации дефектов. такое изучение помогает решить проблему о соотношении биологических и социальных факторов в генезе человека.
Практика: 1.
Дифференциально-
2.
Вносит вклад в установление
выраженных психических
3.
Психологическое обследование
Таким образом, С.П. помогает решать экспертные задачи.
4.
Исследования в области С.П.
дают возможность научно
? 2 Место специальной психологии в системе наук
Являясь составляющей научного знания, специальная психология тесно
взаимодействует
с рядом смежных научных
Философскую и нравственно – этическую основу специальной психологии составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гуманизма, самоценности человеческой личности, уважении ее прав и достоинств, свободы, потребностей и признании ее высшей ценностью общества.
Связь
специальной психологии с физиологией,
невропатологией, психиатрией позволяет
понять особенности высшей нервной
деятельности, закономерности физиологических
процессов, своеобразие психики
ребенка с различной
Специальная психология связана с общей и возрастной психологией. Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.
Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразование знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, установки, мотивация, характер, воля. Знания общей психологии позволяют нам выявить своеобразие развития познавательных процессов и личностных свойств детей с нарушениями развития.
Возрастная психология дает нам знания закономерностей психического развития детей при их переходе от одного возраста в другой, разносторонних содержательных характеристик детей, относящихся к различным возрастным группам, знание понятий «зона актуального» и «зона ближайшего развития», дает возможность понять своеобразие психического развития детей на каждом возрастном этапе, имеющих проблемы в развитии. Возрастная психология дает нам знания о медленных, но основательных количественных и качественных изменениях, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе от одной возрастной группы в другую.
Специальную
психологию постоянно сопровождают
смежные отрасли
Также
важна взаимосвязь специальной
психологии с целым рядом отраслей
медицины, такими как детская психиатрия,
анатомия, физиология патология высшей
нервной деятельности, офтальмологией,
оториноларингологией , невропатологией
и т.д.
3 Специальная психология подразделяется на (структура специальной психологии):
-
психологию детей с
-
психологию детей с
- психологию умственно отсталых (олигофренопсихологию);
-
психологию детей с
- детей с ЗПР;
-
других категорий детей с
(- с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата;
-
с тяжелыми нарушениями
- с нарушениями поведения;
-
со сложными нарушениями
Основные
категории специальной
К основным категориям
аномальных детей относятся:
дети с нарушением слуха
(глухие, слабослышащие,
позднооглохшие); с нарушением
зрения (слепые, слабовидящие);
с тяжелыми нарушениями
речи (логопаты); с нарушениями
интеллектуального
развития (умственно
отсталые, дети с задержкой
психического развития);
с комплексными нарушениями
психофизического развития (слепоглухонемые,
слепые умственно отсталые,
глухие умственно отсталые
и др.); с нарушениями
опорно-двигательного
аппарата.
Существуют и другие
группы детей с нарушениями
и отклонениями в развитии,
например дети с психопатическими
формами поведения;
дети, которые не могут
адаптироваться в школе,
страдающие школьными
неврозами. Особую группу
детей, требующую к себе
особого внимания психологов
и педагогов, составляют
одаренные дети.
Обучение и воспитание
аномальных детей, включение
их в общественную жизнь
и производственную
деятельность - сложная
социальная и педагогическая
проблема.
Аномальные дети - сложная
и разнохарактерная
группа. Различные аномалии
развития по-разному
отражаются на формировании
социальных связей детей,
на их познавательной
возможности и трудовой
деятельности. В зависимости
от характера нарушения
одни дефекты могут
полностью преодолеваться
в процессе развития
ребенка, другие лишь
корригироваться, а
некоторые только компенсироваться.
Сложность и характер
нарушения нормального
развития ребенка определяют
различные формы педагогической
работы с ним.
Характер нарушения
физического и умственного
развития ребенка оказывает
влияние на весь ход
и конечный результат
развития его познавательной
деятельности.
Образовательный уровень
аномальных детей резко
различен. Один из них
могут овладеть лишь
элементарными общеобразовательными
знаниями, другие имеют
в этом отношении неограниченные
возможности.
Характер нарушения
оказывает влияние и
на возможности учащихся
специальных школ и
классов в отношении
практической деятельности.
Одни учащиеся специальной
школы овладевают высокой
квалификацией, другие
могут выполнять малоквалифицированную
работу и требуют особой
организации их жизни
и труда.