Коррекционная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2011 в 18:07, реферат

Описание

Коррекционная психология является одной из отраслей психологии, предметом изучения которой являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом – аномальные дети.

Работа состоит из  1 файл

Специальная психология.docx

— 26.04 Кб (Скачать документ)

  Русское направление специальной психологии как отдельного направления мировой  коррекционной психологии появилось  в 1920-х гг. До этого периода изучением  психологического развития людей с  отклонениями и различными аномалиями занималась медицина. Первая в мире экспериментальная психологическая  лаборатория по вопросам изучения психики  людей с аномальными отклонениями была создана в России в 1935 г. под руководством Л. В. Занкова, известного русского дефектолога. Основными направлениями научной и исследовательской деятельности данной лаборатории были изучение предпосылок к возникновению аномалий психического развития, проявления дефектов в младше-школьном возрасте, развитие этих детей.

  На  основании этих и других исследований разрабатывались методы коррекционного обучения, специальные программы  для индивидуальной работы с аномальными  людьми, дальнейшее их развитие. В целом, русская специальная психология строилась на сравнительных характеристиках  развития нормально развивающихся  детей и детей с отклонениями. Изучение обеих групп проводилось  по всем направлениям: от внутриутробного  развития и рождения до определенных возрастных групп и параметров развития, соответствующих этим группам.

  Русские психиатры У. Е. Сухарева, М. С. Пев-знер и другие проводили исследования эмоционально-волевой сферы развития, познавательной деятельности ребенка, основываясь на клинических данных. Также они уделяли большое внимание изучению проблемы патогенеза аномального развития, этиологии, подробное описание состояний и возможные пути развития детей с дефектами.

  Позже (в 1950-е гг.) стали проводиться  исследования деятельности высшей нервной  системы людей с нарушениями  в психическом развитии.

  Полученные  данные использовались в дальнейшем для разработки педагогических методов  обучения, воспитания детей с дефектами.

  В процессе проводимых исследований были сделаны  некоторые выводы о том, что у  обеих групп детей (нормально  развивающихся и аномальных) психика развивается по общим закономерностям.

  Русскими  дифектологами (X. С. Замской, Л. В. Занковым и др.) проводились исследования слабости мыслительного процесса, скорости реакции при недостаточности некоторых структурных компонентов мышления, нарушений словесно-логического мышления.

  Именно  русским дефектологам удалось доказать, что люди с аномальным развитием  имеют не только умственные недостатки, но и обширные потенциальные возможности  развития мышления, которые могут  развиться при определенной системе  индивидуального обучения. В работах  Л. С. Выгодского эта теория освещена достаточно полно и подкреплена  практическими исследованиями.

   7Психологическое исследование проводится с учетом данных медицинского обследования. Этим обеспечивается тесная взаимосвязь специалистов, комплексный подход к изучению ребенка. Принцип комплексности в обследовании является первостепенным при психолого-педагогическом изучении детей.

   Для изучения психических явлений во времени, с учетом их динамики важным является принцип развития. Реализация принципа развития в психологическом изучении предполагает исследование условий возникновения психических нарушений, выявление тенденций нарушений развития и качественного характера этих изменений, а также обнаружение факторов компенсации этих нарушений. Сведения такого характера могут быть получены при изучении анамнеза ребенка и при экспериментальном исследовании. Опираясь на принцип развития, психологическое исследование может предсказывать с той или иной степенью вероятности спонтанные изменения психического явления или изменения под влиянием специального обучения ребенка.

   Выделение Л.С. Выготским системы дефектов (первичный, вторичный и т.п.) и их иерархии в значительной степени определило системный подход к изучению детей, который необходим для поиска связей между нарушениями психического развития, анализ динамических изменений этих связей в процессе развития. Разработка системного подхода легла в основу принципа системно-динамического изучения. Этот принцип предполагает установление иерархии в нарушении психического развития, а также анализ каждой из структур психической деятельности ребенка.

   Принципиально важным при психологическом изучении ребенка является вопрос о критериях  оценки результатов исследования. Акцентирование внимания на анализе процесса выполнения задания и характера действий ребенка подчинен принципу качественного анализа. Качественный анализ позволяет выяснить, проявляется ли тот или иной дефект на элементарном уровне, или же он связан с нарушениями более высокого порядка организации психической деятельности, а также показывает, является ли данный симптом первичным результатом нарушения в психическом развитии или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта.

   Методологические  позиции специальной психологии определяются следующими принципами:

   – принцип детерминизма, в соответствии с которым все психические явления, как и психика в целом, рассматриваются как причинно обусловленные деятельностью мозга и окружающей действительностью. В учении об аномальном развитии показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка. Детерминированность всех явлений, характеризующих аномальное развитие, связывается с различными патологическими факторами. Выявление этих факторов является одной из задач диагностики при определении затруднений в обучении ребенка;

   – принцип развития, выражающийся в том, что все психические явления понимаются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Применительно к специальной психологии этот принцип предполагает анализ процесса возникновения дефекта, объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект и каковы его прогнозируемые последствия;

   – принцип единства сознания и деятельности, согласно которому деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека. При изучении аномальных детей реализация принципа единства и сознания и деятельности находит свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

Информация о работе Коррекционная психология