Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольников. Готовность ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:31, реферат

Описание

Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку
эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и описан
кризис 7 лет. Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка
отличается от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет
трудности в воспитательном отношении. Негативное содержание этого возраста
проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в
неустойчивости воли и т.д.

Содержание

1.Понятия об критических возрастах.
2.Психологи о кризисе 7 лет
2.1.И.Божович
2.2.Л. С. Выготский считал их трехчленное строение
3.Физическин и психологические изменения в ребенке к 7 годам.
4.Заключение
5.Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ.docx

— 36.67 Кб (Скачать документ)
 

                                    СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                      КРИЗИС 7  ЛЕТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ                                                ДОШКОЛЬНИКОВ.

                         ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. 
 
 

     

                             Учебная программа“ Психология развития“ 
 

  
 

                                                                                                        Руководитель :    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              
 
 

                        Оглавление 
 
 
 
 
 
 

1.Понятия об  критических возрастах.                                                                                                   

2.Психологи о  кризисе 7 лет 

    2.1.И.Божович

    2.2.Л. С. Выготский считал их трехчленное строение 

3.Физическин  и психологические изменения  в ребенке к 7 годам. 

4.Заключение 

5.Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                              3                   

              1.  Понятия об критических возрастах.                                                                                                                                                                                       Понятия об отдельных  критических  возрастах  вводились  в  науку

эмпирическим  путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и  описан

кризис 7 лет.  Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не  отрок.  Семилетка

отличается от дошкольника, так  и  от  школьника,  поэтому  он  представляет

трудности в  воспитательном отношении. Негативное содержание  этого  возраста

проявляется  в  первую  очередь  в  нарушении  психического   равновесия,  в

неустойчивости  воли и т.д.

Кризис 7 лет  является соединительным  звеном  между  дошкольным  и

школьным возрастом.Критические  периоды  перемежают

стабильные и  являются переломными, поворотными  пунктами в  развитии,  лишний

раз  подтверждая,  что  развитие  ребенка  есть  диалектический  процесс,  в

котором переход  от одной ступени к другой совершается  не  эволюционным  ,  а

революционным путем.

              В переломные моменты развития  ребенок становится  относительно

трудновоспитуемым вследствие того,  что  изменение  педагогической  системы,

применяемой к  ребенку,  не поспевает за быстрыми изменениями его   личности.

Педагогика практических возрастов  наименее  разработана  в  практическом  и

теоретическом отношении.

         Детское развитие- это одна из  сложных форм жизни- с  необходимостью

включает в  себя процессы свертывания и отмирания.   Возникновение  нового  в

развитии непременно означает отмирание старого. Переход  к  новому  возрасту

всегда ознаменован  закатом прежнего возраста. Процессы  обратного  развития,

отмирания  старого  и  сконцентрированы   по  преимуществу   в   критических

возрастах.  Но  было  бы  величайшим   заблуждением   полагать,   что   этим

исчерпываются  значение   критических   возрастов.   Развитие   никогда   не

прекращает свою созидательную работу, и в критические  периоды  мы  наблюдаем

конструктивные  процессы развития. Более  того,   процессы  инволюции,  столь

                                                                                                                                                4

ясно выраженные в этих возрастах, сами  подчинены  процессам  положительного

построения личности, находятся от них в прямой зависимости  и  составляют  с

ними  неразрывное  целое.  Разрушительная  работа  совершается  в  указанные

периоды в меру того, в меру  чего  это  вызывается  необходимостью  развития

свойств и черт личности.

2.Психологи  о кризисе 7 лет

2.1 И.Божович 

В отношении 7-летнего  кризиса всеми  исследователями  отмечалось,

что,  наряду с негативными симптомами, в этом периоде  имеется  ряд  больших

достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется  его  отношение

к другим детям.

. И. Божович  считает, что кризис 6-7 лет связан  с появлением нового, стержневого  для личности ребенка системного  новообразования — "внутренней позиции", которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. До 6-7 лет ребенок почти не думает о своем месте в жизни, предназначении и не стремится изменить его; но в старшем дошкольном возрасте в связи с общим его продвижением в психическом и интеллектуальном развитии появляется явно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, "более взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для окружающих людей деятельность. В условиях общественного воспитания и обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как социально значимой и социально оцениваемой деятельности. 
Иначе говоря, у ребенка этого возраста появляется осознание своего социального "Я". Именно в это время появляются игры "в школу" и имитация "работы" взрослых. 
У 6—7летнего ребенка, по Л. И. Божович, возникает потребность в новой жизненной позиции и в деятельности, обеспечивающей эту позицию. Начало обучения способствует удовлетворению этих стремлений. Но то, что обучение может быть отодвинуто по времени на год и больше от момента формирования новой позиции, создает возможность возникновения и углубления негативных явлений переходного периода. Иными словами, внутренняя позиция входит в противоречие с имеющейся социальной ситуацией развития ребенка: в глазах взрослых, воспитывающих его, он                            еще маленький и несамостоятельный, а в собственных глазах уже "взрослый",

                                                                                                                                                   5

способный осуществлять социально значимую и оцениваемую  деятельность. 
По мнению Л. И. Божович, в основе кризиса 6—7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых. Последнее препятствует удовлетворению возникающих у ребенка потребностей и вызывает у него явления фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются возникающими к этому времени психическими новообразованиями.

2.2               Л. С. Выготский и его трехчленное строение

Особенностью  всех критических возрастов Л. С. Выготский считал их трехчленное строение: предкритическая, собственно критическая и посткритическая фазы. 
Остановимся на протекании кризиса 6—7 лет с точки зрения этих фаз.

  • Старший дошкольный возраст. На докритической фазе ребенок не удовлетворен "чистой" игрой как основным типом деятельности, хотя и не осознает причин этого. Объективные предпосылки перехода от игровой деятельности к учебной практически сформированы. Начинается период модификации игры, приспособления ее к новым задачам освоения норм, мотивов, целей деятельности. Игра "улучшается" в сторону имитации не только деятельности, но и отношений между людьми, а следовательно, начинается и активный поиск информации для осуществления этих модификаций. Параллельно идет планомерный процесс подготовки ребенка к школьному обучению. 
    После этапа улучшения игры ребенок начинает тянуться к неигровым формам деятельности — сначала к продуктивным (сюжетное рисование, лепка, конструирование), а затем и к социально значимой и оцениваемой взрослыми деятельности (помощь по дому, выполнение поручений взрослых, познавательная деятельность и т.п.), тем более что старший дошкольник чувствует себя вполне готовым к ее осуществлению. 
    В общении с детьми-школьниками, наблюдении за жизнью и работой взрослых, в направленной подготовке к школе (в саду, дома или при школе) у ребенка постепенно формируются обоснованное стремление пойти в школу и представление об учении как деятельности, к которой он способен и которая сама способна решать новые задачи, встающие перед ним. Формируется внутренняя позиция школьника. Но сам переход в школу ребенку еще только предстоит в более или менее далеком будущем, поэтому со

                                                                                                                                                  6

    сформированными предпосылками он попадает в некий латентный период, когда он готов учиться, но не может начать обучение. И чем дольше расставлены сроки готовности и возможности пойти в школу, тем явственнее в его поведении роступает неегативная симптоматика 
    В критической фазе вследствие всего этого наступает полная "дискредитация" мотивов игровой деятельности, появляется субъективная готовность к учению (желание пойти в школу), соединяющаяся с уже имеющейся объективной готовностью (сформированными предпосылками), отсюда — понимание себя как "уже не маленького" и постепенное осознание несоответствия занимаемой позиции в системе общественных отношений своим новым устремлениям и возможностям. Именно на этой фазе возникают эмоциональноличностный дискомфорт и поведенческая негативная симптоматика, которую замечают взрослые, видя в ней внезапную "трудновоспитуемость", "неуправляемость", проявления "тяжелого характера" ребенка. Эта симптоматика имеет и внешнюю функцию (привлечь внимание взрослых к себе, к своему новому личностному переживанию), и внутренние корни (качественно новые позитивные новообразования, подготовившие переход ребенка на новый возрастной этап). 
    Посткритическая фаза связана с началом школьного обучения и начальным освоением элементов учебной деятельности, осознанием своего нового изменившегося социального положения (а это отчетливо проявляется в изменении к нему отношения в семье: у него есть свой стол, свои книжки, свои тетради и письменные принадлежности, родители считаются с его "занятостью" и т.п.), соответствующей модификацией своего поведения и, как следствие, исчезновением негативной кризисной симптоматики.

  • Младший школьный возраст. У детей, которые приходят в "кризис" в начале школьного обучения, схема его протекания совершенно иная. 
    Докритическая фаза характеризуется тем, что предпосылки перехода от игровой деятельности к учебной еще недостаточно сформированы и ребенок вполне удовлетворен игрой и позицией, занимаемой в системе общественных отношений. По сути, развитие ребенка вполне еще может осуществляться в рамках игровой

                                                                                                                                                  7

Информация о работе Кризис 7 лет и психологические новообразования дошкольников. Готовность ребенка к школе