Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:31, реферат
Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку
эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и описан
кризис 7 лет. Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка
отличается от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет
трудности в воспитательном отношении. Негативное содержание этого возраста
проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в
неустойчивости воли и т.д.
1.Понятия об критических возрастах.
2.Психологи о кризисе 7 лет
2.1.И.Божович
2.2.Л. С. Выготский считал их трехчленное строение
3.Физическин и психологические изменения в ребенке к 7 годам.
4.Заключение
5.Список используемой литературы
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КРИЗИС 7 ЛЕТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.
Учебная программа“ Психология развития“
Оглавление
1.Понятия об
критических возрастах.
2.Психологи о
кризисе 7 лет
2.1.И.Божович
2.2.Л.
С. Выготский считал их трехчленное
строение
3.Физическин
и психологические изменения
в ребенке к 7 годам.
4.Заключение
5.Список используемой
литературы
1. Понятия об критических
эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и описан
кризис 7 лет. Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка
отличается от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет
трудности в воспитательном отношении. Негативное содержание этого возраста
проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в
неустойчивости воли и т.д.
Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и
школьным возрастом.
стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний
раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в
котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным , а
революционным путем.
В переломные моменты развития ребенок становится относительно
трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы,
применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности.
Педагогика практических возрастов наименее разработана в практическом и
теоретическом отношении.
Детское развитие- это одна из
сложных форм жизни- с
включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в
развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту
всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития,
отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических
возрастах. Но было бы величайшим заблуждением полагать, что этим
исчерпываются значение критических возрастов. Развитие никогда не
прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем
конструктивные процессы развития. Более того, процессы инволюции, столь
ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положительного
построения личности, находятся от них в прямой зависимости и составляют с
ними неразрывное целое. Разрушительная работа совершается в указанные
периоды в меру того, в меру чего это вызывается необходимостью развития
свойств и черт личности.
2.Психологи о кризисе 7 лет
2.1 И.Божович
В отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось,
что, наряду с негативными симптомами, в этом периоде имеется ряд больших
достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение
к другим детям.
. И. Божович
считает, что кризис 6-7 лет связан
с появлением нового, стержневого
для личности ребенка
Иначе говоря, у ребенка этого возраста
появляется осознание
своего социального "Я".
Именно в это время появляются игры "в
школу" и имитация "работы" взрослых.
У 6—7летнего ребенка, по Л. И. Божович,
возникает потребность в новой жизненной
позиции и в деятельности, обеспечивающей
эту позицию. Начало
обучения способствует удовлетворению
этих стремлений. Но то, что обучение может
быть отодвинуто по времени на год и больше
от момента формирования новой позиции,
создает возможность возникновения и
углубления негативных явлений переходного
периода. Иными словами, внутренняя позиция
входит в противоречие с имеющейся социальной
ситуацией развития ребенка: в глазах
взрослых, воспитывающих его, он
еще маленький и несамостоятельный, а
в собственных глазах уже "взрослый",
способный осуществлять
социально значимую и оцениваемую
деятельность.
По мнению Л. И. Божович, в основе кризиса
6—7 лет лежит конфликт, возникающий в
результате столкновения образовавшихся
в процессе развития качественно новых
потребностей с неизменившимся образом
жизни ребенка и отношения к нему взрослых.
Последнее препятствует удовлетворению
возникающих у ребенка потребностей и
вызывает у него явления фрустрации,
депривации потребностей, которые порождаются
возникающими к этому времени психическими
новообразованиями.
2.2 Л. С. Выготский и его трехчленное строение
Особенностью
всех критических возрастов Л. С.
Выготский считал их трехчленное
строение: предкритическая, собственно
критическая и посткритическая фазы.
Остановимся на протекании кризиса 6—7
лет с точки зрения этих фаз.
сформированными
предпосылками он попадает в некий латентный
период, когда он готов учиться, но не может
начать обучение. И чем дольше расставлены
сроки готовности и возможности пойти
в школу, тем явственнее в его поведении
роступает неегативная симптоматика
В критической фазе
вследствие всего этого наступает полная
"дискредитация" мотивов игровой
деятельности, появляется субъективная
готовность к учению (желание пойти в школу),
соединяющаяся с уже имеющейся объективной
готовностью (сформированными предпосылками),
отсюда — понимание себя как "уже не
маленького" и постепенное осознание
несоответствия занимаемой позиции в
системе общественных отношений своим
новым устремлениям и возможностям. Именно
на этой фазе возникают эмоциональноличностный
дискомфорт и поведенческая негативная
симптоматика, которую замечают взрослые,
видя в ней внезапную "трудновоспитуемость",
"неуправляемость", проявления "тяжелого
характера" ребенка. Эта симптоматика
имеет и внешнюю функцию (привлечь внимание
взрослых к себе, к своему новому личностному
переживанию), и внутренние корни (качественно
новые позитивные новообразования, подготовившие
переход ребенка на новый возрастной этап).
Посткритическая фаза
связана с началом школьного обучения
и начальным освоением элементов учебной
деятельности, осознанием своего нового
изменившегося социального положения
(а это отчетливо проявляется в изменении
к нему отношения в семье: у него есть свой
стол, свои книжки, свои тетради и письменные
принадлежности, родители считаются с
его "занятостью" и т.п.), соответствующей
модификацией своего поведения и, как
следствие, исчезновением негативной
кризисной симптоматики.