Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:04, реферат
В отечественных и зарубежных исследованиях проблемы кризисов профессионального становления личности тесно связаны с возрастной периодизацией жизни человека. Для каждого возраста выделены жизненные кризисы, которые получили самые различные метаморфические определения: кризисы нереализованности, опустошенности, бесперспективности, приобретения опыта, узнавания границ, отрезвления и освобождения; эмансипации от родителей, максимальных достижений, коррекции жизненных планов, середины жизни и другие.
Введение.
1. Кризис как шанс для личностного и профессионального развития.
2. Виды кризисов профессионального становления и способы
их преодоления.
3. Профессиональные деструкции.
4. Заключение
Список использованной литературы
на тему:
«Кризисы профессионального становления личности и их преодоление»
|
Содержание
Введение.
1. Кризис как шанс для личностного и профессионального развития.
2. Виды кризисов профессионального становления и способы
их преодоления.
3. Профессиональные деструкции.
4. Заключение
Список использованной литературы
В отечественных и зарубежных исследованиях проблемы кризисов профессионального становления личности тесно связаны с возрастной периодизацией жизни человека. Для каждого возраста выделены жизненные кризисы, которые получили самые различные метаморфические определения: кризисы нереализованности, опустошенности, бесперспективности, приобретения опыта, узнавания границ, отрезвления и освобождения; эмансипации от родителей, максимальных достижений, коррекции жизненных планов, середины жизни и другие.
Основываясь на концепции профессионального становления личности и стадиальном характере этого процесса, можно выдвинуть положение о том, что переход от одной стадии к другой, как правило, сопровождается кризисами. Под кризисами профессионального становления мы понимаем непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменения вектора ее профессионального развития. Эти кризисы приводят к переориентации на новые цели, коррекции и ревизии социально-профессиональной позиции, подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – смене профессии.
Вопреки обыденным представлениям, психологи относятся к кризисам не просто с «пониманием», но и с «уважением». Известное высказывание Л.С. Выготского о том, что «если бы кризисов не было, их следовало бы выдумать теоретически», иначе никак нельзя объяснить развитие личности ребенка, относится, на наш взгляд, не только к возрастной психологии, но и к психологии становления профессионала. При этом Л.С. Выготский связывал кризисы с неизбежными переживаниями, которые и являются основой формирования сознания. В частности, он писал: «Переживание вводится как единица сознания, где все основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания... Действительной динамической единицей сознания, то есть полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание».
В.В. Столин, анализируя уже проблему становления самосознания, также считает, что именно «конфликтный личностный смысл» является «единицей самосознания». В частности, он пишет: «...смысл «Я» порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). Смысл «Я», таким образом, и является единицей самосознания... Расширяются связи человека с миром, расширяется его мотивационная сфера — возникает множественность смыслов «Я». Если представить себе эту совокупность смыслов «Я» вне факта реального пересечения деятельностей субъекта, то будет ли в сознании «наведен порядок», т.е. будут ли собственные свойства и их смыслы объединены в целостную и непротиворечивую картину («Я-образ»)... Но деятельности пересекаются в «жизненном пространстве» индивида. Поступок — это и есть перекресток, пересечение двух деятельностей. Конфликтный смысл поступка переживается уже до его совершения либо как сознательная дилемма, либо и чаще — как субъективная трудность, нежелание, то есть в форме эмоциональной сигнализации об этой конфликтности».
При этом сами кризисы и связанные с ними переживания имеют два основных возможных «исхода»:
1) кризисс может способствовать личностному развитию;
2) кризис может привести к личностной деградации, когда человек не может справиться со своими внутренними противоречиями и эти противоречия буквально «разъедают» его изнутри (а если к этому добавляются и внешние неблагоприятные обстоятельства, то кризис вообще может закончиться печально).
Таким образом, главное — научиться вовремя выявлять кризисы и управлять ими.
1. Кризис как шанс для личностного и профессионального развития
Кризис в профессиональном самоопределении и становлении самосознания профессионала может рассматриваться как своеобразный «шанс» для человека стать лучше, а для профессионала — перейти на следующий этап своего развития, ведь недаром говорится, что каждый последующий этап развития должен быть еще «выстрадан» (или еще «заслужен») человеком. И наоборот, если человек каким-то образом (незаслуженно) оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам). Применительно к профессиональному развитию можно привести остроумное замечание В.П. Зинченко: «Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия перехода к новому этапу и останется на всю жизнь. Классическая тупость чиновника объясняется игровой дистрофией в детстве».
Еще более интересным вариантом рассмотрения кризиса профессионального развития является не просто «использование» энергии кризиса, но и постоянный поиск для себя сложных проблем, которые надо как-то решать, то есть своеобразное построение, проектирование, планирование кризисов или, иначе говоря, «построение» для себя «шансов» профессионального развития, а не просто их «ожидание». Как известно, творческого человека как раз и характеризует постоянная неуспокоенность, он все время ищет все новые и новые (все более и более интересные) проблемы и, именно решая их, по-настоящему реализует и развивает свой творческий потенциал.
Сами кризисы профессионального становления можно рассматривать и как постоянные «разочарования» («кризисы разочарования») в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессионал и т.п. По сути, это тот самый «шанс» для личностного развития будущего специалиста, который и надо использовать по-настоящему. Как отмечают самые разные исследователи профессионального развития [1; 3; 6], именно изменение «Я-концепции», смена (или перестройка) иерархии жизненных и профессиональных ценностей лежат в основе многих кризисов профессионального становления. Но как непросто отказываться (или перестраивать) те ценности и смыслы, которые еще совсем недавно казались такими «важными» и «основательными», хотя почти каждому молодому человеку (и молодому специалисту) в той или иной мере приходится проделывать эту болезненную работу.
2. Виды кризисов профессионального становления и способы их преодоления
Кризисы профессионального становления личности
Кризис
| Факторы, детерминирующие кризис | Способы преодоления |
1. Кризис учебно-профессональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) на стадии оптации. | Невозможность реализовать свои профессиональные намерения. Выбор профессии без учета своих индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических свойств. Ситуативный выбор профессионального учебного заведения. | Психологически компетентное профессиональное консультирование. Коррекция профессиональных намерений. |
2. Кризис профессионального выбора (16-18 лет или 19-21 год) на стадии профессионального образования. | Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности. | Активизация учебно-познавательной деятельности. Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии. |
Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет или 21-23 года) на стадии оптации | Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. | Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и концепции. Смена специальности и профессии. |
Кризис профессионального роста (30-33 года) на стадии первичной профессионализации. | Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и своим профессиональным ростом. Потребность в профессиональном самоутверждении и трудности ее удовлетворения.
| Повышение социально- профессиональной активности и квалификации. Смена места работы и вида деятельности. |
Кризис профессиональной карьеры (38-40 лет) на стадии вторичной профессионализации. | Неудовлетворенность своим социально- профессиональным статусом, должностью. Новая доминанта профессиональных ценностей. Кризис возрастного развития. | Повышение социально- профессиональной активности. Выработка индивидуального способа деятельности, качественное улучшение способов выполняемой деятельности. Освоение новой специальности, повышение квалификации. Переход на новую работу. |
Кризис социально- профессиональной самоактуализации (48-50 лет) на стадии мастерства. | Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Недовольство своим социально-профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации. | Переход на инновационный уровень выполнения деятельности. Сверхнормативная социально-профессиональная активность. Смена профессиональной позиции. |
Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) на стадии утраты профессии. | Уход на пенсию и новая социальная роль. Сужение социально- профессионального поля. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. | Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионерам. Вовлечение в общественно полезную деятельность. |
Как видно из таблицы, преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем:
‾ развитие психологической компетентности;
‾ разработка альтернативных сценариев профессиональной жизни;
‾ повышения профессиональной активности;
‾ создания оптимистической профессиональной перспективы усиления «авторства» своей профессиональной жизни;
‾ определения новых смыслов профессиональной деятельности;
‾ постоянного повышения своей квалификации;
‾ снижения уровня притязаний;
‾ самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь, вынужденного увольнения или смены профессии;
‾ предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.
Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:
1. рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: « Я - реального», «Я - возможного» и «Я -деформированного»;
2. несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения;
3. неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности;
4. противоречия между осознаваемыми составляющими профессионального сознания.
3. Профессиональные деструкции
Любая деятельность, в том числе и профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека. Работа может способствовать личностному развитию, но может иметь и отрицательные для личности последствия. Вероятно, нельзя найти профессиональной деятельности, которая вообще не имела бы таких отрицательных последствий. Проблема в балансе, соотношении позитивных и негативных изменений личности работника. Те профессии или та конкретная работа, где баланс не в пользу положительных изменений, и вызывает так называемые профессиональные деструкции. Профессиональные деструкции проявляются в снижении эффективности труда, в ухудшении взаимоотношений с окружающими, в ухудшении здоровья и главное — в формировании отрицательных личностных качеств и даже — в распаде целостной личности работника.
А.К. Маркова выделила следующие тенденции развития профессиональных деструкции:
1. Отставание, замедление профессионального развития.
2. Несформированность профессиональной деятельности.
3.Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, — нереалистические цели, ложные смыслы труда и возникающие на этой основе профессиональные конфликты.
4. Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, результатом чего является полная или частичная дезадаптация.
5. Рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает.
6. Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления. Известно, что чрезмерная эксплуатация какого-то качества ведет не только к его тренировке и развитию, но с какого-то момента — и к угасанию. Во-первых, это качество или умение постепенно переходит на стадию автоматизма, т.е. перестает осознаваться, выполняется как бы само собой и начинает развиваться по своим законам, что не требует от специалиста- дополнительного напряжения. В результате такое качество может просто остановиться в своем развитии. Во-вторых, выполнение одной и той же работы при эксплуатации одних и тех же качеств может привести к тому, что специалист становится «противен сам себе». В результате чего может даже сформироваться на бессознательном уровне некоторая «ненависть» к отдельным видам повторяющейся изо дня в день работы, а заодно и «ненависть» к отдельным своим качествам, используемым в этой работе.
7. Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств. Например, специалисты обычно выделяют и анализируют негативные качества, формирующиеся в работе школьных учителей:
- авторитарность;
- дидактичность;
- доминантность;
- педагогическая индифферентность;
- педагогический консерватизм;
- педагогическая агрессия;
- педагогическая экспансия;
- педагогическое социальное лицемерие;
- педагогический трансфер.
8. Появление деформаций личности (эмоционального истощения и «сгорания», а также ущербной профессиональной позиции). Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери работоспособности. К сожалению, возможны и случаи развития психических заболеваний, причиной чему служит обычно нервное истощение из-за чрезмерного усердия и самоотдачи «ради интересов и блага клиентов», но в ущерб интересам своим собственным и своих близких. Иногда причиной психических заболеваний (и даже некоторых «впечатлительных» студентов) может быть слишком сильный шок от «кризиса разочарования» в профессии и неспособность перейти с восторженно-романтического уровня на уровень настоящего творчества...
Информация о работе Кризисы профессионального становления личности и их преодоление