Кризисы профессионального становления личности и их преодоление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:04, реферат

Описание

В отечественных и зарубежных исследованиях проблемы кризисов профессионального становления личности тесно связаны с возрастной периодизацией жизни человека. Для каждого возраста выделены жизненные кризисы, которые получили самые различные метаморфические определения: кризисы нереализованности, опустошенности, бесперспективности, приобретения опыта, узнавания границ, отрезвления и освобождения; эмансипации от родителей, максимальных достижений, коррекции жизненных планов, середины жизни и другие.

Содержание

Введение.

1. Кризис как шанс для личностного и профессионального развития.

2. Виды кризисов профессионального становления и способы

их преодоления.

3. Профессиональные деструкции.

4. Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Э.Ф. Зеер специально исследовал проблему профессиональных деструкции разных специалистов и пришел к выводу, что основной причиной является длительное выполнение однообразной деятельности, которое часто приводит к притуплению профессиональных способностей и неготовности подстраиваться к развивающемуся производству.

Главная опасность формирования профессиональных деструкции в том, что развиваются они достаточно медленно, а значит, и незаметно. Это не только затрудняет их своевременное распознавание и принятие каких-то контрмер, но и создает ситуацию, когда специалист, опять же «постепенно», начинает привыкать к этим свои негативным тенденциям в развитии, и деструкции становятся неотъемлемой частью его личности.

Вероятно, важнейшим условием профилактики профессиональных деструкции в работе специалиста могло бы стать развитие представлений о своих профессиональных и жизненных перспективах. Когда у человека есть оптимистичная значительная (не мелкая, не обывательская) жизненная цель (мечта), то многие проблемы уходят как бы на второй план. Рассматривая условия преодоления негативных последствий стрессов (точнее, дистрессов), Г. Селье дает простую и понятную рекомендацию: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за безделиц». При этом выдающийся психофизиолог говорит о неразрывной связи стресса и работы, когда, с одной стороны, «главный источник дистресса — в неудовлетворенности жизнью, в неуважении к своим профессиональным занятиям», а с другой стороны, именно стресс и творческое напряжение в труде дают «аромат и вкус жизни». Он совершенно серьезно призывает бороться со скукой в своей профессии, ибо «недостаточная трудовая нагрузка угрожает стать чрезвычайно опасной».

 

 


                                       4. Заключение

 

Важное место в профессиональном становлении личности принадлежит кризисам. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, коррекцией социально-профессиональной позиции.

В качестве факторов, порождающих профессиональные кризисы, могут выступать социально-экономические условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое местожительство и др.

Факторами, обусловливающими кризис профессионального развития, становятся возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром «эмоционального сгорания» и т.д.

Профессиональные кризисы нередко возникают при вступлении в новую должность, участии в конкурсах на замещение вакантной должности, аттестации и тарификации специалистов.

Наконец, фактором длительного кризисного явления может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью.

Знание психологических механизмов, закономерностей и особенностей кризисных явлений позволит их учитывать и конструктивно преодолевать. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии.

 

 


Список использованной литературы

 

1.                   Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.

2.                   Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М.: Тривола, 1995. -  64 с.

3.                   Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. - Калуга: Духовное познание, 1994. - 221 с.

4.                   Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: «Знание», 1996. -    308 с.

5.                   Мерлин B.C. Об интегральном исследовании индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. - Пермь, 1977. -     С. 7-22.

6.                   Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологи: учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ , 1981. – 84 с.

7.                   Основы профессиональной ориентации: учеб. Пособие для вузов/ Б.С. Волков.- М.: Академический Проект, 2007. - 333с.

8.                   Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 480 с.

9.                   Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 64-73.

10.               Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига: Внеда, 1992. — 109 с.

11.               Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Московского Университета, 1983. - 284 с.

12.               Сыманюк Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности (На примере педагогов начального профессионального образования): Дис. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 1999. - 197 c.

 

12

 



Информация о работе Кризисы профессионального становления личности и их преодоление