Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.
Введение………..…………………………………………………………...........................5
1. Общая характеристика подросткового возраста…...………………………………….6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития в подростковом возрасте..……………………………………………………………………..….....6
1.2. Новообразования в подростковом возрасте….…………………..…….…...9
1.3. Теоретические подходы к характеристике подросткового возраста…….12
2. Кризисы подросткового возраста…………………….……………….……………....17
2.1.Понятие о кризисе на всех этапах жизни…………….….…………………17
2.2.Личностный кризис в подростковом периоде……………………………..19
2.3.Фазы кризиса подросткового возраста………………….….………………22
2.4.Проявления подросткового кризиса………………………………………..24
2.5.Половое созревание как часть кризиса у подростка………………..……..28
Заключение……………...……………………………………………………..…...……...32
Список использованных источников……………………………………………………33
Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.
1.3.Теоретические подходы к характеристике подросткового возраста
Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление - подростковый
период развития, был Я. А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит
жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет
каждый. Границы отрочества он определяет в 6-12 лет. В основу этого
деления он кладет возрастные особенности; отрочество, в частности,
характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными
органами –языком и рукой. Таким образом, хотя здесь еще не приходится
говорить о серьезном исследовании проблемы, но нам следует отметить тот
факт, что Коменский впервые выделил отрочество как особый период детства.
Следующий, кто занялся проблемой подросткового периода развития, был Ж. Ж.
Руссо.
Ж. Ж. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как «второе
рождение», когда человек «рождается в жизнь сам», подчеркнул важнейшую, на
наш взгляд, особенность данного периода— рост самосознания. Но собственно
научную разработку идеи Руссо получила фундаментальная двухтомная работа
С. Холла «Взросление».
С. Холла справедливо называют «отцом» психологии
переходного возраста, так как он не только предложил концепцию,
объясняющую данное явление, но и на долго определил круг тех проблем,
которое традиционно стали связывать с подростковым периодом.
Теоретические модели подросткового возраста представлены во всех ведущих
направлениях западной психологии. И хотя теории З. Фрейда, К. Левина и Р.
Бенедикт сильно разнятся между собой, но их объединяет то, что все эти
теории исходят их общей модели онтогенетического развития - эволюционного.
И, прежде всего, это работы американских культуранторологов школы Боас. Эти исследования изучали психическое развитие ребенка в условиях примитивных культур и сравнивали эти условия с американскими. Р. Бенедикт изучала подростков индейских племен Канады и Новой Гвинеи, а ее коллега М. Мид вела исследования подростов на острове Самоа. Собранные данные позволили психологам позднее сделать вывод, что о подростковом периоде как промежуточном между половым созреванием и началом взрослой жизнью имеет смысл говорить только в отношении промышленно развитых стран. Никакого кризиса развития у примитивных культур антропологи не обнаружили, а нашли и описали противоположное - гармоничное, бесконфликтное протекание подросткового периода. Мид и ее коллеги установили, что подростковый период может иметь разную длительность, а в некоторых племенах он ограничивается несколькими месяцами.
Антрополог Бенедикт, сравнивая воспитание детей в разных обществах, пришла
к выводу, что во многих культурах нет подчеркивания контраста между
взрослым и ребенком, который существует в американской системе воспитания.
В этих культурах дети с малого возраста включены в труд взрослых, имеют
обязанности, несут ответственность. В отношениях взрослого и ребенка
существует взаимосвязь. Поведение не поляризуется: одно для ребенка,
другое для взрослого. В таких условиях переход от детства к взрослости
протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и
оказывается подготовленным к выполнению требований статусов взрослого.
Иначе протекает переход от детства к взрослости в условиях, когда важные
требования к детям и взрослым не совпадают, являются противоположными
(как, например, в обществах с высоким промышленным развитием). В
результате этого складывается неблагополучная ситуация: в детстве ребенок
усваивает то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится
необходимому для будущего. Поэтому, он оказывается не подготовленным к
нему при достижении «формальной» зрелости. В этих условиях возникают
разные сложности в развитии и воспитании подростка. Таким образом, мы
можем сделать вывод о том, что представление о кризисе как о явлении
обусловленном биологически и генетически заданной программой развитии,
факты не подтверждали.
Особое место в изучении подросткового возраста занимает теория Э.
Шпрангера, считавшего, что внутренний мир индивидуума принципиально не
сводим к каким-то ни было природным или социальным детерминантам.
Подростковая фаза, ограничиваемая им 14-17 годами характеризуется кризисом
связанным со стремлением к освобождению от детской зависимостью. В
качестве главных новообразований данного возраста выступают открытие «Я»,
возникновение рефлексии, осознания своей индивидуальности.
Психоаналитические традиции, факторы социальной среды сводятся к
внутрисемейным отношениям. Это направление, у истоков которого стоял З.
Фрейд, объявляет энергию либидо, сексуальную первооснову всех
потребностей, двигателем и причиной всех изменений, сопровождающих
развитие. Изменение сексуальности в подростковый период психоаналитики
связывают прежде всего с изменением объекта: от членов семьи - к
несемейным отношениям.
В целом эволюционная модель, используемая для объяснения развития всеми
перечисленными направлениями, обусловила тот дуализм биологического и
социального, который на долгие годы стал преткновением для всей западной
возрастной психологии. Эволюционная концепция описывала социальные моменты как условия среды. Но среда включает и биологические условия, также влияющие на ход развития.
Интеллектуальный аспект развития подростка стал предметом исследования
Ж.И. Пиаже и его последователей, которые выделяют здесь созревание
способности к формальным операциям без опоры на конкретные свойства
объектов, развитие гипотетико-дедуктивной формой суждения, проявляющейся в склонности подростков к теоретизированию и так далее.
Итак, рассмотренные теории подросткового возраста, условно обозначаемые
как теории первого круга, определили систему понятий, в которых могут быть
описан этот период онтогенеза и специфику проблем.
Помимо теоретических задач вставших перед психологии подросткового
возраста на новом этапе ее развития в 30-40 годы нашего столетия
актуализировались задачи изучения подростка эмпирическим путем
(наблюдение, эксперимент).
В 50-ых годах А. Гезелл предпринял попытку упорядочить накопленный
эмпирический материал в своей операционнальной концепции развития, который
показателем развития служило “степень взрослости ”. С помощью изменения
“степени взрослости” он пытался преодолеть дуализм организма и среды,
наследственности и опыта, структуры и функции, души и тела.
Эклетическое объединение разных аспектов развития послужило базой и для
разработки понятия “задачи развития”, которые широко используются
современными западными психологами. Наиболее четко эти задачи
сформулировал Р. Хавигурст: 1) достижение зрелых отношений с лицами
противоположного пола 2) достижение социально приемлемой взрослой
сексуальной роли 3) приспособление к изменениям своего физического
состояния, приятие и эффективное использование своего тела 4) достижение
экономической независимости 5) выбор профессии и подготовка к
профессиональной деятельности 6) подготовка к браку и семейной жизни 7)
развитие интеллектуальных способностей и идеологических концептов,
необходимых для компетентного участия социальной жизни 8) достижения
социально ответственного поведения 9) выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми стоится поведение.
Примером теории построенной на этом понятии может служить теория
Л.Айзенберга, который осуществляется попытка проследить функциональные
связи между стадиями индивидуального развития. Айзенберг считает, что
оптимальное развитие в подростковом периоде зависит от успешного
разрешения задач развития в младенчестве и детстве. Он объясняет
подростковый кризис тем, что в короткий период времени происходит слишком
много глубоких изменений. Адаптация к этим изменениям и составляет задачи
развития подростка. Мы находим это довольно интересным наблюдением.
Показательно, что в теории Айзенберга как и в теориях первого круга
реализуется современные взгляды биологии, на этот раз - концепция о
целостной экологической системе, внутри которой функционирует популяция
организмов.
Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап,
а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития
ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития,
невозможно выявить психические особенности подростка. В основе такого
исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие
личности, как процесс движущей силой которого является, во-первых,
разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности,
обусловливающее перестройку сложившихся потребностей и зарождения новых. В
процессе изучения отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий для подросткового возраста
деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает
наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.
Таким образом, изучение подросткового периода - очень сложный, долгий и
многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет
однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между
психологами.
2.Кризисы подросткового возраста
2.1. Понятие о кризисе на всех этапах жизни
На базе представлений Фрейда были разработаны теории о социальном развитии человека как о смене жизненных кризисов. Наибольший интерес представляют две теории, разработанные Э. Эриксоном и Д.Б. Элькониным. Они очень похожи между собой.
Жизненные кризисы по Эриксону.
1 - первый год жизни.
Связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. Соответственно у ребенка возникает чувство доверия или недоверия к миру.
2 - первый опыт обучения, особенно приучение ребенка к чистоплотности. Если родители проявляют слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль, то у ребенка развивается стыд или сомнения в собственной состоятельности (альтернатива - развитие автономии).
3 - второе детство - самоутверждение ребенка.
Если планы, которые он строит, в основном осуществляются, это способствует развитию чувства инициативы; если ему много запрещают или он переживает повторные неудачи, это приводит к появлению безынициативности, покорности и чувству вины.
4 - школьный возраст - развивается вкус к работе или чувство неполноценности как в плане когнитивном, так и в плане своего социального статуса среди товарищей (в зависимости от атмосферы в школе и методов воспитания).
5 - подростки обоего пола - поиск идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Для успешности этого процесса необходимо объединить прошлый опыт подростка, его потенциальные возможности
и желаемые выборы. Трудности идентификации могут привести либо к ее "распылению", либо к путанице ролей, которые он будет всю жизнь играть.
6 - молодые взрослые люди - поиск близости с любимым человеком; иначе - изоляция человека и замыкание его на самом себе.
7 - кризис 40 лет - развитие чувства сохранения рода (генеративности), что проявляется в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Если же эволюция супругов идет иным путем, их жизнь застывает в состоянии псевдо близости (стагнации), и каждый начинает жить только для себя.
Успешное преодоление кризиса 40 лет связано с выполнением следующих условий:
7.1. развитие уважения к мудрости, сменяющее примат физической храбрости.
7.2.замена сексуализации социальных отношений на их социализацию
7.3.сохранение эмоциональной гибкости в противовес аффективному обеднению за счет смерти близких и обособления детей
7.4.сохранение душевной гибкости - продолжение поиска новых форм поведения в противовес старым привычкам.
8 - старение.
Завершение жизненного пути, достижение человеком цельности жизни. Если человек не может свести свои прежние поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жить заново.
Здесь также выделяется несколько условий:
8.1.переоценка собственного "я" помимо его профессиональной роли;
8.2.осознание факта ухудшения здоровья и старения тела - дает возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие;