Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:34, курсовая работа
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.
Введение………..…………………………………………………………...........................5
1. Общая характеристика подросткового возраста…...………………………………….6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития в подростковом возрасте..……………………………………………………………………..….....6
1.2. Новообразования в подростковом возрасте….…………………..…….…...9
1.3. Теоретические подходы к характеристике подросткового возраста…….12
2. Кризисы подросткового возраста…………………….……………….……………....17
2.1.Понятие о кризисе на всех этапах жизни…………….….…………………17
2.2.Личностный кризис в подростковом периоде……………………………..19
2.3.Фазы кризиса подросткового возраста………………….….………………22
2.4.Проявления подросткового кризиса………………………………………..24
2.5.Половое созревание как часть кризиса у подростка………………..……..28
Заключение……………...……………………………………………………..…...……...32
Список использованных источников……………………………………………………33
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается представленным самому себе, безнадзорным.
Помимо контроля в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений – любовь, принятие ребенка или его неприятие. Зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и особенностей контроля над его проведением показана на рисунке 2.
Рисунок 2. Стили семейного воспитания (схема Э. Шефера)
(предоставление самостоятельности)
устранившийся
безразличный
Враждебность
требовательный, нетерпимый покровительствующий
властный, суровый чрезмерно оберегающий
Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые подросток не в состоянии.
Взаимоотношения со сверстниками.
Общение со сверстниками настолько значимо в отрочестве, что Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова предложили придать ей статус ведущей деятельности этого возраста. Положение принципиального равенства детей-сверстников делает общение с ними особенно привлекательным для подростков, и даже развитое общение со взрослыми не способно его заменить.
В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомые, друзья, друг. Общение с ними выходит в это время за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родными. Обычно первыми такое «отдаление» детей замечают матери. Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. Здесь проявляются стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей и жить с ними общей жизнью и одновременно желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не успеваемость), смелость, умение владеть собой. В разные периоды этого возраста существует своя иерархия этих ценностей, но одно всегда стоит на первом месте – товарищеские качества.
Отношения с другом, сверстником являются предметом особых размышлений подростков, внутри которых корректируются самооценка, уровень притязаний и т.д. Подростки очень активны в общении и в «поиске друга». По мнению Д.Б. Эльконина, такое общение для них,– особая деятельность, предметом которой является другой человек, а содержанием – построение взаимоотношений и действований в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания.
2.5.Половое созревание как часть кризиса у подростка
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.
Половое созревание – процесс, в результате которого человек достигает наибольшей степени выражения своей принадлежности к мужскому или женскому полу во всем богатстве содержания понятия «пол человека», т.е. не только в биологическом, но также и в социальном плане. Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах.
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Его функциональными специфическими признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.
Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за этим повышается активность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания. Увеличивается рост и вес ребенка – это называется пубертатным скачком, причем у девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается двумя годами раньше, чем у мальчиков. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.
Новые телесные ощущения (в том числе свидетельствующие о половом созревании) нередко воспринимаются подростками как сенсация, причем далеко не всегда самосознание ребенка адекватно справляется с переработкой и принятием этой новой информации о своем физическом «Я».
Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими; переживают, что они слишком худы или толсты, стыдятся угрей (частого спутника полового созревания), боятся, что их развитие идет «как-то не так», что они не соответствуют норме или известным им (но не всегда верным) стандартам и т.д
У большинства девочек половое созревание (двухлетний период интенсивного роста, предшествующий половой зрелости) начинается в 11 лет. Половая зрелость начинается с первым менструальным циклом, который бывает, обычно, в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет. Бывает, что оно начинается только в 13 лет. . Недовольство своей внешностью у девочек принимает утрированные не вполне нормальные формы, например, может привести к так называемой нервной анорексии – отказу от еды вследствие кажущейся собственной «полноты». Однако чаще наблюдаются неврозы, неврозоподобные состояния, угнетенность. У многих девочек менструации бывают нерегулярными и не каждый месяц в первый год или два. Это также не означает какой-либо патологии.
Половое созревание мальчиков начинается в среднем на два года позже, чем у девочек, - в 13 лет. Однако оно может начаться уже в 11 лет или в редких случаях даже раньше, но может задержаться и до 15 лет, а у очень немногих мальчиков - и дольше.
Мальчики нередко считают, что в физическом отношении они невыгодно отличаются от своих сверстников, становятся робкими, замкнутыми, часто разглядывают себя в зеркале. выдавливают угри. Многие подростки в этот период пренебрегают навыками опрятности, нарочно небрежны и неряшливы в одежде, а также они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценки и появляется чувство отверженности. За двухлетний период тело мальчика почти завершает превращение в мужчину. Мальчик, так же как и девочка, может пережить период физической и эмоциональной неловкости, стараясь научиться управлять своим новым телом и новыми чувствами. Для мальчиков сроки созревания особенно важны.
Возможны и иные, но также не благоприятные формы протеста против собственного «Я».
В связи с быстрым развитием для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А также перепады вызывают смену физического состояния и, соответственно, настроения подростка: то он с энтузиазмом и азартом берется за физическую или умственную задачу, то вдруг чувствует слабость, упадок сил, головокружение.
Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них, в частности, связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.
В результате в этом возрасте встречается самое большое количество так называемых «трудных детей». Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакции.
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников.
Возникают трудности во взаимоотношениях между мальчиками и девочками в школе в период полового созревания и зрелости. В одном классе учатся мальчики и девочки одного возраста, но между 11 и 15 годами девочка практически на 2 года старше мальчика того же возраста. Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у нее более «взрослые» интересы. Ей хочется принимать ухаживания, а он еще маленький дикарь, который считает постыдным обращать внимание на девчонок.
Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.
Заключение
Подростковый возраст – период жизни человека от детства в традиционной классификации. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой, с другими, через внешние срывы, восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.
Поведение подростка в сложный для него период определяется несколькими факторами: половым созреванием и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, социальным положением подростка, а также сформировавшимися к тому времени у него индивидуальными особенностями.
Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Подростковый возраст – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Стремление к общению настолько характерно для этого возраста, что получило название подростковой реакцией группирования. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.
Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого.
Продолжая учиться, подросток большую часть времени проводит со сверстниками. И дружба дает возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя.
Подростковый период – это возраст, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Стремление к освобождению от опеки со стороны взрослых в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. В подростковом возрасте происходит дальнейшее активное развитие личности, и мы видим, что вне социума она развиваться не может. Становление личности есть ее социализация.
Список использованных источников
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Екатеринбург.: Деловая книга, 2002 г. - 704 с. : Изд. 3-е, исп. и доп.
2. Белановская О.В. Психология личности :учебное пособие.-Мн.:БГПУ им. М. Танка, 2001.-228с.
3. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для педагогических ВУЗов. - М. «Педагогическое общество России», 2003
4. Драгунова Т.В. Хрестоматия по возрастной психологии. /Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996
5. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: «Академия», 2001.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости, - М. 2003
7. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» -М. 1984
8. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики взросления личности./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1999.-240с.
9. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
10. Психологические условия и механизмы воспитания подростков / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1983.
11. Психология человека от рождения до смерти./под. ред. Реана А.А. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 656с.
12. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002.
13. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001.
14. .Эриксон Э.Х. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. вузов/Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.-М.:Изд. центр «Академия», 2000.-624с.