Культура семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:34, реферат

Описание

«Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни». С этим высказыванием нельзя не согласиться, поскольку все мы на протяжении жизненного пути являемся частью семьи, взрослеем, выходим из нее и создаем новую. В семье сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 28.58 Кб (Скачать документ)

 

Реферат

 

На тему: Культура семейных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия «семья»  и «брак».

«Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни». С этим высказыванием нельзя не согласиться, поскольку все мы на протяжении жизненного пути являемся частью семьи, взрослеем, выходим из нее и создаем новую. В семье сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Социологи и демографы подчеркивают важный момент, преемственность поколений. Под семьей, существующей в течение  длительного промежутка времени, нужно  понимать такую целостность, которая  делится и восстанавливается  в каждом поколении, не нарушая преемственности. Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении - очень важная характеристика семьи. 

Жизненный цикл семьи - это последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи, который начинается с момента заключения брака и заканчивается его расторжением, разводом.

Исследователи выделяют различное  количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

► вступление в брак — образование семьи;

► начало деторождения — рождение первого ребенка;

► окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

► «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

► прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

Исследователи выделяют на сегодняшний  день два типа семьи - традиционную (или классическую), она же называется расширенной (многопоколенной). В такой семье присутствуют муж, жена, их дети, бабушки, дедушки дяди, тети и др., и все они живут вместе. То есть семья расширяется за счет 3 - 4 поколений прямых родственников.

Второй тип - нуклеарная (от лат. nucleus - ядро) семья, современная семья, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Она названа так потому, что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи.

Первоначальную основу семейных отношений  составляет брак.

«Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между  женщиной и мужчиной, посредством  которой общество упорядочивает  и санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские  и родственные права и обязанности».

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений  супругов. Отсюда можно сделать вывод, что институт брака как такового в большей степени необходим  обществу и для общества.

Брак - это к тому же совокупность обычаев, которые регулируют супружеские  отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание  риса или денег во время свадебной  церемонии, медовый месяц, перешагивание  жениха и невесты через символическое  препятствие. Все это представляет собой своеобразную инаугурацию - торжественную  церемонию заключения брачных уз.

Если брак распространяется на отношения  супругов, то семья захватывает супружеские  и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья  является, кроме того, еще и социальной организацией.

Семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии. Она  несет в себе не только их физические качества (цвет волос, глаз, форму носа, пропорции тела и т.п.), но и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

Сущность и смысл семьи, таким  образом, состоит не просто в воспроизводстве  населения или детопроизводстве, а в продлении рода в самом  широком смысле слова. Семья выступает  как связующее звено поколений  рода во всех планах бытия. Через нее  род развивает заложенные в его  природе душевно-духовные качества. Через семью род реализует  себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется  в ее действиях, образе жизни.

Семья - это сложное социокультурное  явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она  фокусирует в себе практически все  аспекты человеческой жизнедеятельности  и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Следуя всему вышесказанному, в структуре  семьи мы можем выделить три взаимосвязанных  блока отношений:

- природно-биологические, т.е. половые  и кровнородственные;

- экономические, т.е. отношения  на базе домашнего хозяйства,  быта, семейной собственности;

- духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской  и родительской любви, с воспитанием  детей, с заботами о престарелых  родителях, с моральными нормами  поведения. 

Заключение брака необходимый  элемент семейной организации, который  не только юридически (или по церковным  нормам) закрепляет созданный союз мужчины и женщины, но и создает у супругов чувство моральной защищенности, стабильности и определенности.

 

Семья и брак в  процессе исторического развития - эволюция семейно-брачных отношений.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных  отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем  и женой. С возникновением моногамии  это изменение в большей степени  носило качественный характер.

Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые  семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья - управляется  отцом, включает его потомков, их жен  и детей, а также домашних рабов.

История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма  семьи, в основу которой как уже  отмечалось, был положен принцип  родства по материнской линии. Ввиду  того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому  действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а  в брачных соглашениях собственность  жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в  связи с этим на своих сестрах  и даже дочерях, так как это  помогало сохранить трон, династию и наследство.

В период рабовладения в Древней  Греции было известно 4 типа женщин: 1) жрицы - служительницы различных культов, «мистические» женщины. 2) матроны - респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или  продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры - образованные и одаренные  женщины (так называемые «женщины для  наслаждения»);

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей  женой любому мужчине, который его  об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный  ею ребенок от постороннего мужчины  также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

С появлением частной собственности  женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными  хозяйственными обязанностями, она  не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а  в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

По свидетельствам историков, женщина  могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.

Европейский брак в средневековье  и Возрождение. На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом.

Средние века овеяны ореолом  рыцарства. Однако в брачной сфере  ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах  своего круга. По существу брак был  социально-экономической сделкой: с  одной стороны девушка «продавала»  свою девственность, целомудрие, с другой - мужчина брал на себя обязательства  содержать и обеспечивать ее и  будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние  и могущество.

К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала  распространяться и более либеральная  точка зрения на брак, появились  новые духовные и сексуальные  веяния.

Семья в библейские времена. Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.

Семья не была замкнутой: в нее входили  все кровные родственники, а так  же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все  они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько  серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» - кровной мести.

И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки  имели место, но не поощрялись. Целью  брака было укрепление семьи, предпочтительно  состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал  большей свободой и ценностью  в глазах общества. Предназначением  женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять  его сексуальные потребности  и во всем следовать его приказам. Социально статуса у женщины  практически не

было, и все решения  принимались мужчинами.

Языческая семья. Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII - XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности».

Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода  и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» - старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины  большой семьи. При этом мужчина  отвечал за внешнее природное  и социальное пространство, женщина  доминировала во внутреннем пространстве - доме и семье.

Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о  браке. Например, под запретом оказались  полигамные браки и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Во времена первых христиан концепция  семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.

Идеальная христианская семья  включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это «Святое  семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет  отца-воспитателя, несущего ответственность  за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь – ребенка), и отца генетического, духовного, функцию  которого реализует Бог-отец.

Роль жены и матери в Домострое  оценивалась высоко. Жена в Домострое  является регулятором эмоциональных  отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой  рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с  его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные  дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и  злопамятство…»

Любовь к детям в Домострое  рассматривается как чувство  вполне естественное, так же как  и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается  забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они  ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей - любовь к 

Информация о работе Культура семейных отношений