Культурно историческая история развития психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:53, реферат

Описание

Выготский Лев Семенович (1896 - 1934), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве.
Становление Л. С. Выготского как уч

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………….………3
Понятие, сущность и развитие высших психических функций в теории
Л.С.Выготского………………………………………………………….4 – 10
Экспериментальные исследования теории ВПФ в школе Л.С.Выготского………………………………………………………….11 – 17
4. Заключение………………………………………………………….……18
5. Список литературы……………………………….…………….………..19

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 40.47 Кб (Скачать документ)

     Эмпирические  исследования А.Н.Леонтьева убедительно  подтвердили гипотезу Л.С.Выготского  о том, что становление высших  форм психических процессов идет  через использование стимулов-знаков, которые в процессе развития превращаются из внешних во внутренние. Кроме того, на том же эмпирическом материале была подтверждена и гипотеза Л.С.Выготского о системном строении сознания, о взаимодействии отдельных психических функций друг с другом.

     Прослеживая  развитие памяти как ВПФ, А.Н.Леонтьев  установил, что на определенном этапе этого развития запоминание становится логическим, а мышление приобретает мнемическую функцию. Столь же системно связанными оказываются в процессе развития высших формы памяти и волевые процессы: «память человека действительно обладает всеми признаками волевого акта — в процессе развития нашей памяти мы овладеваем ее процессами, делаем ее воспроизведение независимым от непосредственно действующей ситуации, словом, сообщаем своему запоминанию произвольный характер».

     Как  же сегодня можно помыслить  идеи культурно-исторической теории?

     Оба  тезиса - исторического подхода и  принципиальной роли знака в  становлении и развитии психики полностью сохраняют свое значение. Однако во времена Выготского семиотика только складывалась. Вероятно, поэтому программа Выготского, ориентированная на создание культурно-исторической теории практически не была реализована. От программы до ее реализации, как известно, большой путь.

     Нужно  иметь специальное, психологически  ориентированное учение о знаках (то есть особый вариант семиотики), психологически ориентированную  социологию, понять, как происходит, проникновение социального в "организм особи", как затем психика функционирует как бы "сама по себе", т.е. в естественном режиме, проанализировать, какие ограничения на психические процессы накладывает своеобразие личности человека, и др.

      Не менее важно переосмыслить,  переинтерпретировать психические  процессы и структуры (сохраняя  онтологию психического) в семиотическом,  социологическом, культурологическом  ключах. Кроме того, в начале ХХ  столетия еще не были четко разведены «исторические описания» и «генезис». Сегодня мы понимаем, что генезис – это рациональная реконструкция истории под углом тех задач, которые мы решаем и тех подходов, которые проводим. Выготский имел в виду именно генезис психики. И по поводу семиотической природы человека мы знаем значительно больше.

     В  настоящее время культура и  личность в ней переживают  глубокий кризис. На становление нового типа личности существенное влияние оказывают, во-первых, складывающиеся способы решения таких проблем личности как “свобода и социальная необходимость”, “обусловленность личности”, “соотношение естественного и искусственного планов”, во-вторых, исследования личности в философии и науке, в-третьих, требования нового социального проекта, направленного на разрешение глобальных проблем современности, сохранение жизни на земле, создание условий для безопасного развития, поддержание культурного разнообразия и взаимодействия.

     Если  иметь в виду «возможного человека»,  то Выготский был совершенно прав, ставя в центр культурно-исторической теории личность. Вопрос лишь в том, как ее нужно представлять, а также, в какой мере надо учитывать, что помимо разных типов личности в современной культуре имеют место и другие психологические типы, например, социальные индивиды, находящиеся на стадиях развития, демонстрирующие поведение, характерное для всех предшествующих и известных сегодня культур. Выготский прав и в том, что расширял представление о психическом, переосмысляя его на основе исторических, семиотических и социальных подходов.

     Культурно-историческая  психология (школа Выготского) — направление в психологических исследованиях, заложенное Выготским в конце 1920-х гг. и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.

     Преодолевая  дуализм между психикой, понимаемой  сугубо индивидуалистически, и внешним миром, представители школы Выготского постулируют принципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её "вершинных" (Выготский) проявлениях.

     Согласно  культурно-исторической теории, главная  закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (то есть совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность.

     Тем  самым интериоризация выступает  и как социализация. В ходе  интериоризации структура внешней  деятельности трансформируется  и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак — слово. Здесь намечается возможность объяснения вербального и символического характера когнитивных (познавательных) процессов у человека. 

 

Заключение 

     Культурно - историческая теория развития психики  заключается в следующем: человек  принципиально отличается от животного  тем, что он овладел природой с  помощью орудий. Это наложило отпечаток  на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также  использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают  знаки, или знаковые средства. Они  имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. 

 

Список литературы

 

1. Выготский  Л. С. Орудие и знак в развитии  ребенка. Собрание сочинений, том 6– М.: Педагогика, 1984.

2. Выготский  Л. С., Лурия А. Р.. Этюды по  истории поведения. - М.-Л.: Государственное издательство, 1998.

3. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 2005.

4. Выготский  Л.С. История развития высших  психических функций. Собрание сочинений, том 3. - М.: Педагогика, 1983.

5. Выготский  Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

6. Выготский Л.С. Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 2005.

7. www.psyarticles.ru

8. www.psyhodic.ru

 

Информация о работе Культурно историческая история развития психики