Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:53, реферат
Выготский Лев Семенович (1896 - 1934), советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве.
Становление Л. С. Выготского как уч
Содержание
Введение………………………………………………………….………3
Понятие, сущность и развитие высших психических функций в теории
Л.С.Выготского………………………………………………………….4 – 10
Экспериментальные исследования теории ВПФ в школе Л.С.Выготского………………………………………………………….11 – 17
4. Заключение………………………………………………………….……18
5. Список литературы……………………………….…………….………..19
Эмпирические
исследования А.Н.Леонтьева
Прослеживая
развитие памяти как ВПФ, А.Н.
Как
же сегодня можно помыслить
идеи культурно-исторической
Оба тезиса - исторического подхода и принципиальной роли знака в становлении и развитии психики полностью сохраняют свое значение. Однако во времена Выготского семиотика только складывалась. Вероятно, поэтому программа Выготского, ориентированная на создание культурно-исторической теории практически не была реализована. От программы до ее реализации, как известно, большой путь.
Нужно
иметь специальное,
Не менее важно переосмыслить,
переинтерпретировать
В настоящее время культура и личность в ней переживают глубокий кризис. На становление нового типа личности существенное влияние оказывают, во-первых, складывающиеся способы решения таких проблем личности как “свобода и социальная необходимость”, “обусловленность личности”, “соотношение естественного и искусственного планов”, во-вторых, исследования личности в философии и науке, в-третьих, требования нового социального проекта, направленного на разрешение глобальных проблем современности, сохранение жизни на земле, создание условий для безопасного развития, поддержание культурного разнообразия и взаимодействия.
Если
иметь в виду «возможного
Культурно-историческая психология (школа Выготского) — направление в психологических исследованиях, заложенное Выготским в конце 1920-х гг. и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.
Преодолевая дуализм между психикой, понимаемой сугубо индивидуалистически, и внешним миром, представители школы Выготского постулируют принципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её "вершинных" (Выготский) проявлениях.
Согласно культурно-исторической теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (то есть совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность.
Тем
самым интериоризация
Заключение
Культурно
- историческая теория развития психики
заключается в следующем: человек
принципиально отличается от животного
тем, что он овладел природой с
помощью орудий. Это наложило отпечаток
на его психику, — он научился овладевать
собственными высшими психическими
функциями. Для этого он также
использует орудия, но орудия психологические.
В качестве таких орудий выступают
знаки, или знаковые средства. Они
имеют культурное происхождение, причем
универсальной и наиболее типичной
системой знаков является речь.
1. Выготский
Л. С. Орудие и знак в
2. Выготский Л. С., Лурия А. Р.. Этюды по истории поведения. - М.-Л.: Государственное издательство, 1998.
3. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 2005.
4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. - М.: Педагогика, 1983.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
6. Выготский Л.С. Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 2005.
7. www.psyarticles.ru
8. www.psyhodic.ru
Информация о работе Культурно историческая история развития психики