Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:48, реферат
Леворукость как самостоятельная проблема является объектом внимания со стороны медицины, нейробиологии, психологии, других научных дисциплин.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие леворукости…………………………………………………………..4
2. Причины возникновения леворукости…………………..................................7
3. Психологические особенности леворуких детей…………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие леворукости…………………………………………………
2. Причины возникновения леворукости…………………............
3. Психологические особенности леворуких детей…………………………...11
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Леворукость как самостоятельная проблема является объектом внимания со стороны медицины, нейробиологии, психологии, других научных дисциплин. Данный факт связан с тем, что подавляющее большинство теоретических представлений базируется на исследовании праворукой популяции человечества.
Проблема леворукости воспринимается многими исследователями как бы вершиной айсберга, в виде которого можно представить огромную область морфологии и физиологии билатеральных различий организма (в том числе и межполушарной асимметрии головного мозга).
Левшами являются около 10-15 % людей, леворукость – это не патология и не недостаток развития, это важная индивидуальная особенность. Асимметрия (то есть доминирование) рук обусловлено особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей, как правило, доминирует левое полушарие, специализирующееся на обработке вербальной информации. У левшей же расположение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, как у правшей. Центры речи у левшей могут быть расположены как в левом, так и в правом полушарии, а зрительно-пространственные функции (обычно правое) могут находится в левом полушарии. Таким образом, у левшей наблюдается менее четкая специализация в работе обоих полушарий.
Актуальность этого вопроса связана с тем, что леворукость, как и праворукость, является одной из важнейших и постоянных характеристик индивидуально-психологических различий людей, которую необходимо учитывать при решении широкого круга социальных и клинических проблем.
В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен привели к преимущественной гибели леворуких, и генетический признак праворукости надежно укоренился в популяции. Что же стало причиной печального преобладания леворуких в числе погибших? Теория Корбаллиса объясняет: левши держали меч в левой руке, а щит - в правой. При этом область сердца у леворуких оказывалась менее защищенной, и они чаще получали смертельные раны, нежели те воины, кто закрывал сердце, удерживая щит в левой руке, а меч - в правой. Существует еще множество теорий, выдвигающих версии возникновения леворукости Эльконин Д.Б. «Если ваш ребенок левша», 2005г.,с 24
В частности, доминирование правого полушария у женщин в какой-то мере зависит от особенностей гормонального фона в организме внутриутробного плода. Не самая «мощная» по своей теоретической значимости теория, конечно, - но зато чрезвычайно важная для здоровья женщин-левшей. Дело в том, что недавно американские ученые выявили неприятную закономерность: у дам, предпочитающих действовать преимущественно левой рукой, существенно повышается риск развития рака молочной железы.
Проблемы левшества и леворукости интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти ста лет. И непонятного здесь гораздо больше, чем понятного.
Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности человек наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством.
Левшество может быть сенсорным, касающимся органов восприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или руки. Причем возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества: у человека может доминировать правый глаз и правое ухо, но быть толчковой левая нога.
Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Но ребенку можно сильно навредить. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу.
Объясняется это тем, что рука и ее развитие связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие - за работу левой руки. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности правой руки определяются левым полушарием. У подавляющего числа людей левое полушарие является доминирующим. Именно в нем находятся главные центры речи - зона Брока и зона Вернике. Развитие правой руки взаимосвязано с развитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте, в период становления речи.
В многочисленных исследованиях так или иначе вычисляется «коэффициент леворукости». Однако, с одной стороны, не ясно, каким из критериев определения левшества надо придавать большее, а каким - меньшее значение.
Точно так же передаются по наследству такие признаки, как цвет глаз, волос, форма носа и многое другое. В специальной литературе леворукость, которая не имеет генетического фона и не передается по наследству, называется патологической. Такое название эта разновидность леворукости получила потому, что в ее основе лежит какое- то нарушение в деятельности левого полушария, т.к. действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое. Так вот, если левое полушарие по каким-то причинам не может взять на себя управление правой рукой, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя функции левого полушария. Но в этом случае ведущей рукой станет левая. Такую леворукость еще называют компенсаторной. Специалисты говорят еще о вынужденной леворукости, которая возникает в результате серьезной травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую.
Причины леворукости.
1. Генетическая (наследственная)
предрасположенность. У
2. Патология развития: внутриутробного, в момент зачатия – стресс у родителей, родовой стресс (обычно определяют наличием не менее двух факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других)– может вызвать появление детей с особенностями в развитии нервной системы, с предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма.
Имеются данные, которые
позволяют предположить, что патология
в родах лишь наслаивается на уже
имеющееся латеральное
Велик среди них высокий % речевых нарушений. Отмечается, что не все леворукие дети имеют мозговые дисфункции или речевые нарушения, и высказывается предположение, что у них также, как у детей-амбидекстров, имеющих «смешанную» моторную латерализацию, причиной, которой может быть незрелость мозговых механизмов моторной латерализации.
Большую тревогу ученых и педагогов вызывает тот факт, что среди подростков с девиантным поведением (поведением, отклоняющимся от принятых норм), отмечается значительное число леворуких. Однако тут важно учитывать тот факт, что причина кроется не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, возможно, в насильственном переучивании.
3. Социальные факторы. Так называемая вынужденная леворукость. Это могут быть бытовые травмы, нарушение нервно-мышечной регуляции в раннем детстве, особенно в период, когда идет интенсивное формирование двигательных функций. Бывает, возникает «ненасильственное» переучивание, когда деятельность ребенка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Порой левши в окружении правшей начинают более активно действовать правой рукой. А может быть и наоборот.
4. Ухудшение экологии, что
ведет к повышению числа
Цинк сам по себе необходим и полезен (в том числе и для работы иммунной системы), но в соединении с хромом становится опасным канцерогеном, отравляющим весь организм в целом.
Дефицит магния приводит к тому, что в организме накапливается свинец (магний его выводит), а свинец – один из вредных металлов. Врачи называют его сильнейшим нейротоксином. Свинцовое отравление приводит к тяжелым нарушениям в работе ЦНС ребенка и становится причиной многих проблем в поведении. В частности, разрушает память, тормозит процессы обучения, влияет на адекватность поведения и восприятия окружающего мира. Даже небольшое количество свинца в крови способно вызвать негативные изменения.
Серьезную угрозу представляют и диоксины – очень ядовитые вещества, которые выбрасывают в атмосферу некоторые предприятия, занятые производством и обработкой хлорированных углеводов. Они могут вызывать злокачественные опухоли.
Тесты для определения ведущей руки.
1. Переплетение пальцев.
У правшей сверху ложится
2. Поза Наполеона. У правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
3. Аплодисменты.
4. Одновременные действия
обеих рук – рисование
Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными.
Есть дети, которые одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. Нередко он начинает рисовать или писать и правой, и левой рукой, перекладывает ручку или карандаш из одной руки в другую, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто позиция взрослых, – какую руку ребенок чаще использует, той пусть и пишет. Но одно дело – выполнять привычные бытовые действия, другое – писать. Существуют специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т.е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».
По данным французских
ученых, в 90% случаев «графические левши»
оказываются и «бытовыми
Разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма.
Возможные варианты:
1. Ярко выраженные бытовые
левши, но графические
2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково и левой и правой. Причиной может служить травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить писать правой рукой.
В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что это целесообразно делать в 4-5 лет. Начиная с 16 – 20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4 – 5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук
Долгое время считалось, что
детей, которые пользуются левой
рукой активнее, чем правой, необходимо
переучивать, подгоняя под общий
стандарт. Но ничего хорошего из такого
переучивания не получилось: у детей
часто развивались
Особенности леворуких людей: