Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:48, реферат
Леворукость как самостоятельная проблема является объектом внимания со стороны медицины, нейробиологии, психологии, других научных дисциплин.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие леворукости…………………………………………………………..4
2. Причины возникновения леворукости…………………..................................7
3. Психологические особенности леворуких детей…………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...19
1) Морфологические особенности:
а) левая рука несколько больше правой;
б) ноготь левого мизинца несколько шире правого;
в) более развиты вены на тыльной стороне левой кисти;
г) более подвижна мимика левой половины лица.
2)Психофизические особенности:
а) плохая зрительно-двигательная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений;
б) речевые нарушения. И.Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;
в) особенности пространственного восприятия. Искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память;
г) сложно концентрировать и переключать внимание.
3) Эмоционально-
а) повышенная эмоциональная
б) ранимость;
в) быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность;
г) высокий уровень креативности;
д) ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
е) раздражительность и
ж) подверженность различным страхам (боязливость);
з) низкий уровень самоконтроля;
и) пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение);
к) конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
л) сонливость;
м) повышенный уровень тревожности;
н) эстетическая впечатлительность.
|
Необходимо отметить особенности волевой сферы у левшей: мотивация к учению у таких детей чрезвычайно слабая. В отличии от праворуких, для которых учение как процесс является одновременно и целью, левши просто не понимают, почему им приходится целых 10 лет тратить на учебу, в то время как гораздо приятнее было бы потратить это время на развлечения и отдых. Соответственно, учителям, воспитателям и родителям необходимо почаще напоминать цели и задачи учения. Так, мотивацией для учащегося могут стать личностный рост, улучшение положения в коллективе, борьба с собственными недостатками и неудачами.
Существуют некоторые
особенности зрительного
Память леворукого ребенка непроизвольна – они лучше запоминают яркие образы. Именно поэтому для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. На занятиях приоритетно использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи. В отношении леворукого ребенка можно говорить, как правило, о плохой зрительной памяти.
Для леворукого ребенка также характерны особенности пространственного восприятия. Это искажение форм и пропорций фигур, зеркальность движений (и, в частности, письма).
Заключение
Леворукость - преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий. Выделяются три варианта леворукости: генетически закрепленная, компенсаторная (патологическая), вынужденная (механическая). Доказана генетическая зависимость леворукости. Однако механизм наследования до конца неясен. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.
Существуют варианты теорий,
рассматривающих комплексное
Можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую или наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в значительной мере пре - и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причем возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.
У леворуких людей действиями левой руки "руководит" преимущественно правое полушарие. Однако роль правого полушария не абсолютна.
Левши отличаются от правшей не только тем, какой рукой они пишут, а целым комплексом психологических качеств, связанных с особым распределением труда между полушариями.
Исследование психологических особенностей леворуких людей показало, что наибольшие различия между леворукими и праворукими выявлены выявлены в эмоционально-волевой сфере. Леворукие люди обладают меньшей эмоциональной устойчивостью, большей тревожностью, менее развитым чувством самоконтроля.
Различия проявляются и в особенностях интеллектуального блока качеств. Леворукие люди имеют более высокий уровень абстрактного мышления, более развитое воображение.
В меньшей степени различия проявляются в коммуникативный сфере. Леворукие люди в целом более открыты, независимы.
Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.
Интеллектуальное развитие левши не нарушается. Напротив, они нередко отличаются незаурядными способностями в определенных сферах деятельности. Левши, обладая хорошо развитым чувством организации пространства, блистательно проявляют себя в архитектуре. Среди леворуких немало талантливых математиков и выдающихся спортсменов. Леворукость дает преимущество не только в боксе, но и в фехтовании, бейсболе, теннисе, спортивной борьбе.
С большой долей вероятности можно говорить о том, что само становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. В процессе своего развития дети-левши привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладениями, которые у правшей формируются естественно, независимо от их произвольного желания, просто по определенным психологическим законам.
Список используемой литературы:
1. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
2. Белохвостова С.В. Полушарная асимметрия в системе индивидуальности человека как субъекта образования // Псіхалогія. - 2003. - N 4. - С.19-37
3. Выготский Л.С. «Детская психология //Собр. соч. В 6т», Т.2, 2004г.
4. Маркова Т.А. «Леворукий ребенок в школе», 2004 г.
5. Соболева А. Левши – особенные дети// Начальная школа, - №1, - 2007. С. 32-37.
6. Юдин Н. О феномене леворукости / Юдин Н., Муталимова А. // Воспитание школьников. - 2002. - N10.-С.33-35