Личность человека. Темперамент как основа биологической подструктуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:09, реферат

Описание

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

Личность человека. Темперамент как основа биологической подструктуры личности

Введение

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана  как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так  и с единственной в своем роде композицией социальных связей и  контактов (внешние воздействия). К  биологически обусловленным подструктурам  личности относятся темперамент, а  также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает  как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все  внешние воздействия.

Представляется, что анализ тематики Биологическая подструктура личности и ее роль в психическом  развитии человека достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Актуальность данной тематики заключается в том, что личность является целостной структурой, все  элементы которой находятся в  тесной взаимосвязи. Под элементами понимаются подструктуры личности, их четыре и немаловажную роль в психическом  развитии человека играет биологическая  подструктура.

Характеризуя степень  научной разработанности проблематики Биологическая подструктура личности и ее роль в психическом развитии человека, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Биологическая подструктура личности и ее роль в психическом развитии человека.

Практическая значимость темы Биологическая подструктура личности и ее роль в психическом развитии человека состоит в анализе проблем, как во временном, так и в пространственном разрезах.

1. Общее представление о личности и ее структуре

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного  общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему  и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Человек как личность с  точки зрения психологии характеризуется:

развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях  и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни!?!

активностью – стремлением  выйти за пределы реализованных  возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности!?!

наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.!?!

направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.!?!

способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности!?!

характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих  типичные для него способы поведения  и эмоционального реагирования.

Индивидуальность – своеобразие  психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной  и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и  происхождению личности.

Социогенетический подход. В рамках данного подхода особенности  личности объясняются исходя из структуры  общества, способов социализации, взаимоотношений  с другими людьми.

Биогенетический подход. Ведущая  роль отводится биологическим процессам  созревания организма, так как основные психические свойства человека заложены в самой его природе.

Психогенетический подход. Не отрицает значение ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

Основу личности составляет ее психологическая структура.

Психологическая структура  личности – представляет собой целостное  системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся  прижизненно и определяющих его  поведение и деятельность.

В современной психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.

Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально  преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется  путем воспитания и включает в  себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются  и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.

Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая  определяет отношение субъекта к  соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие  мотивы, уровень его нравственного  развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)

Индивидуальные особенности  психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности  отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются  в процессе социальной жизни. Психические  познавательные процессы и другие формы  отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная  подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени  зависят от физиологических морфологических  особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем  тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные  подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные  качества личности.

Все эти подструктуры тесно  связаны между собой и проявляются  в виде единого целого, выражающего  такое сложное интегративное  понятие, как личность.

2. Потребности, мотивы  и направленность личности

Всеобщей характеристикой  живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности.

Потребности – состояние  индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых  для его существования и развития.

Классификация потребностей

По своему происхождению  различают потребности естественные (простые) и культурные (сложные) Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению.

Культурные потребности  обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость  активной деятельности человека от продуктов  человеческой культуры!?! их корни целиком  лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По предмету выделяют материальные и духовные потребности. В материальных потребностях выявляется зависимость  человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности  выявляют зависимость от продуктов  общественного сознания (потребность  получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.д.).

В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом.

У человека могут проявляться  ведущие (основные) потребности, невозможность  удовлетворения которых угрожает его  существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма) и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах играют ведущую  роль в детерминации поведения человека.

Есть и другие основания  для классификаций потребностей человека. Так, например, потребности  могут быть социально полезными  и вредными, асоциальными!?! реальными, соответствующие возможностям данного  человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности!?! иллюзорными, наделенными фантазиями личности.

Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной  реальности, то можно выделить следующие  потребности: профессиональные, политические, правовые, нравственные и др.

3. Темперамент – основа биологической подструктуры личности

 

Основу биологической  подструктуры личности составляет темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Свойства темперамента - индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевых усилий и др. - являются наиболее устойчивыми индивидуальными особенностями, сохраняющимися многие годы, часто всю жизнь. Поэтому можно сказать, что темперамент представляет собой прирожденное свойство человека, генетически предопределенный феномен.

Издавна делались попытки  свести практически бесконечное  множество индивидуальностей к  небольшому числу типичных портретов.

Еще Гиппократ выделял 4 типа темперамента:

Сангвиник (преобладает кровь  – «сангвис» – лат.)

Холерик (преобладает желчь  – «холе»)

Флегматик – (преобладает  слизь – «флегма»)

Меланхолик – (преобладает  черная желчь – «меланхоле»).

Темперамент – в переводе с латинского «смесь», соразмерность.

  • это те врожденные особенности человека, которые обуславливают особые характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Важно понимать, что нет  лучших или худших типов, каждый из них имеет свои положительные  и отрицательные свойства. Поэтому  главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента, а  на корректировку его слабых сторон и использование сильных.

Важно так же помнить, что  особенно ярко свойства темперамента проявляются в экстремальной  ситуации, во время болезни, стресса  и т.п.

ХОЛЕРИК быстрый,   порывистый,   страстный,   неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам на строения.

Сильные стороны

Слабые стороны.

Преобладание возбуждения  над торможением.

Реагирует очень быстро.

 

Увлекшись каким либо делом, работает страстно, с полной отдачей.

Реагирует часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

Но сил ему хватает  ненадолго. При усталости – депрессия,

САНГВИНИК живой, подвижный, быстро отзывающийся на события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

Сильные стороны

Слабые стороны.

С сильной уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны;

Жизнерадостен, обладает высокой сопротивляемостью к трудностям жизни.

Общительный человек, легко  сходится с новыми людьми, имеет  широкий круг знакомств.

В стрессовых ситуациях активно, обдуманно защищает себя, борется  за нормализацию обстановки.

Изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, сильный конформизм.

 

 

Не отличается постоянством в общении и привязанностях.

Продуктивный деятель, но только тогда, когда интересно, т.е. при постоянном возбуждении. В других случаях становится вялым, отвлекается.

ФЛЕГМАТИК медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроениями, характерны внешне слабо выраженные душевные состояния.

Сильные стороны

Слабые стороны.

Сильная, уравновешенная нервная  система.

 

Трудно рассердить.

Хорошая работоспособность, хорошо сопротивляется сильным и  продолжительным раздражителям, трудностям.

Прочно запоминает все  усвоенное

Настроение стабильное, ровное, При серьезных неприятностях  внешне остается спокойным.

Не любит менять друзей, работу.

Инертная нервная система (реагирует медленно)

Неразговорчив, эмоции проявляются замедленно.

Трудно развеселить.

Но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях.

 

 

Не способен отказаться от выработанных стереотипов, не любит  менять привычки, распорядок жизни, замедленно приспосабливается к новым условиям.

МЕЛАНХОЛИК легко ранимый, глубоко переживающий даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Сильные стороны

Слабые стороны.

Не склонен делиться своими переживаниями, старается внешне не проявлять своих чувств.

 

Обладая высокой чувствительностью  нервной системы часто имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Слабая нервная система. Повышенная чувствительность даже к  слабым раздражениям.

Сильный раздражитель вызывает «стопор», «стресс», растерянность.

Быстрое утомление и падение  работоспособности.

Незначительный повод  может вызвать обиду, слезы

Информация о работе Личность человека. Темперамент как основа биологической подструктуры личности