Личность человека. Темперамент как основа биологической подструктуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:09, реферат

Описание

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

Тип темперамента с возрастом  или под воздействием систематических  тренировок могут слабеть или  усиливаться. Редко встречаются  «чистые» типы темперамента, но преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Тип темперамента зависит  от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И.П. Павлов доказал непосредственную и прямую зависимость типа темперамента от общего типа нервной системы.

Классификация типов темперамента и их взаимосвязь с типом нервной  системы

 

Основные

свойства нервной  системы

Тип нервной системы

 

Безудержный

Живой

Спокойный

Слабый

Сила

Сильный

Сильный

Сильный

Слабый

Уравновешенность

Неуравновешенный

Уравновешенный

Уравновешенный

Неуравновешенный

Подвижность

Подвижный

Подвижный

Инертный

Подвижный, инертный

Тип темперамента

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик


Тип темперамента, как и  врожденный тип нервной системы, от которого он зависит, может немного меняться в зависимости от условий жизни (например, в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания и др.).

Сам по себе темперамент жестко не определяет социальное поведение человека. Ни одна сторона личности - ее направленность, характер, уровень общих и специальных особенностей - не предопределена темпераментом, но динамические особенности проявления всех свойств личности в определенной степени зависят от него. В определенных ситуациях человек может нейтрализовать отрицательные проявления темперамента благодаря ряду черт характера.

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям личности.

1 путь – профессиональный  отбор. Подумайте, в каких профессиях  будет вредить тот или иной  тип.

2 путь – индивидуальный  подход при организации деятельности  человека.

3 путь – сглаживание  темперамента путем формирования  мотивации и заинтересованности  в деятельности.

4 путь – формирование  индивидуального стиля.

 

 

 

 

Заключение

Понятие личности являлось предметом рассмотрения многих отраслей человекознания: философии, этики, права, социологии, педагогики, психологии, психиатрии и т. д. Но до настоящего времени все эти науки так и не сошлись в едином мнении и не дали единого, общепринятого определения того, что же такое личность.

В наиболее широком смысле психология представляет личность человека как целостность, взаимопроникающую  совокупность биогенных, психогенных  и социогенных факторов. В дальнейшем психология еще более дифференцировала значение этих факторов в развитии человека, и были выделены понятия  «индивид», собственно «личность» (и  как частный аспект личности –  субъект деятельности), «индивидуальность».

Личность имеет динамическую функциональную структуру. В эту  структуру входит очень большое  количество элементов, называемых чертами  личности. Для удобства исследования личности психологи выделили ряд  подструктур. Это условное деление, поскольку в действительности все  эти подструктуры являются взаимопроникающими и взаимообусловливающими. Однако их все же можно считать относительно самостоятельными образованиями. Традиционно выделяют четыре подструктуры. В настоящей работе рассматривалась биологическая подструктура.

Биологическая подструктура  более всего близка к понятию индивида. Она включает в себя темперамент, возрастные и половые различия, т. е. различия преимущественно биологического характера. Эта подструктура личности является объектом изучения в основном психофизиологии (области междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии) и дифференциальной психологии. Черты личности, входящие в эту подструктуру, значительно больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека. Поэтому данную подструктуру можно назвать биологически обусловленной. Биологическая основа личности представляет собой нервную систему, эндокринную систему, метаболические процессы, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Батаршев А.А. Психология индивидуальных различий. От темперамента к характеру и типология личности Москва 2001 г.-230с.

Андреева Т.В. Общая психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева.- СПб.: Речь, 2009.- 244с.

Бойко В.В.  Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб, «Сударыня», 2005.-310с.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.

Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология:Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект!?! Екатеринбург:Деловая книга, 2005.- 368 с.

Зеер Э.Ф. Психология: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.

Климов Е.А. Психология профессионального  самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.-432с.

Кречмер Э.Строение тела и характер. — М.: Педагогика-Пресс, 2007.-230с.

Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб.пособие / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2006.-254с.

Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2008.- 410с.

Морозов А.В. Социальная психология: учебник /А.В. Морозов.- М.: Академический  Проект!?! Трикста, 2005.-336с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.

Практическая психология для педагогов и родителей / Под ред. проф., М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000.-260с.

Психология развития: учебник / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Маркотина, Т.Г. Стефаненко и др.!?! под ред. Т.Д. Марцинковской - М.: Академия,2005.-528с.

 


Информация о работе Личность человека. Темперамент как основа биологической подструктуры личности