Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:41, контрольная работа
Интернализация работника своих официальных ролей в производственном коллективе предполагает прежде всего понимание официальных целей данного коллектива и согласие с ним. Исследования показывают, что далеко не всегда официально установленные цели коллектива совпадают с тем направлением, которое, по мнению ряда его членов, должно быть главным. Порой обнаруживается, что цели, признанные официально, как первостепенные, не воспринимаются в качестве таковых некоторыми работниками.
1. Личность, группа, организация (коллектив) – как объект
психологического управления 2
2. Роль личности и группы в процессе управления.
Понятие «команды» 6
3. Формальные и неформальные образования 8
4. Возможные подходы к управлению группами и их влияние
на эффективность управления 12
Список использованной литературы 15
Содержание
1. Личность, группа, организация (коллектив) – как объект
психологического управления 2
2. Роль личности
и группы в процессе
Понятие «команды» 6
3. Формальные и неформальные образования 8
4. Возможные подходы к управлению группами и их влияние
на эффективность управления 12
Список использованной
литературы 15
1.
Личность, группа, организация (коллектив)
– как объект психологического
управления
Модели поведения личности.
Ролевое поведение личности обычно рассматривается, как функция двух основных переменных – социальной роли и «Я». Качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, иначе говоря, интернализуется.
Как пишет И.С.Кон, «интернализованная роль – это внутренне определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям».
В аналогичном смысле Б.Д.Парыгин употребляет понятие «включенность в деятельность», отмечая далее, что эта включенность «характеризуется определенной степенью соответствия или несоответствия внутреннего, психического состояния, настроя личности в целом тем требованиям, которые предъявляют ей конкретные условия протекания той или иной деятельности»
Интернализация
работника своих официальных
ролей в производственном коллективе
предполагает прежде всего понимание
официальных целей данного
Эффективность выполнения работником должностных обязанностей обусловлена также и особенностями его оценки собственного ролевого поведения в системе управления. Встречаются ситуации, когда субъективное понимание и оценка личностью отдельных элементов своей должностной роли не полностью соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны коллег, товарищей по работе.
Анализ
особенностей понимания личностью
своей должностной роли и самооценок
своего ролевого поведения в сочетании
с определенными
Для
успешного выполнения организационных
ролей необходимо не только знание
и понимание официальных
При этом следует особенно подчеркнуть значение ответственности как свойства личности, определяющего ее отношение к своим функциональным обязанностям в производственном коллективе. «Ответственность служит здесь средством внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное по своему усмотрению, сознательно и добровольно»
Ответственность личности всегда носит социальный характер, поскольку представляет собой ориентацию на исполнение определенных социальных требований, норм и образцов поведения в соответствии с ее местом в системе общественных отношений.
В результате проведенных исследований была обнаружена положительная связь между социальной ответственностью личности и ее поведением как в сфере производственной, так и общественной деятельности.
Исследование К.Муздыбаева выявило различные уровни осознания работниками отдельных видов должностных обязанностей. Одни из этих обязанностей осознаются субъектом, как неотделимые от его социальной роли и собственного «Я», а другие – как периферийные, не затрагивающие его «Я». Отсюда следует и разная степень реализации обязанностей: то, что лучше осознается, лучше и выполняется.
В итоге можно выделить различные модели ответственности работников. Виды этих моделей имеют широкий диапазон: от высокого осознания и исполнения всех производственных функций до реализации (и осознания) лишь части из них.[4,с.121]
Отметим, наконец, что основы ответственного отношения личности к порученным ей обязанностям закладываются и формируются с раннего детского возраста.
В специальной литературе рассматривают три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую.
Конструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется тем, что индивид стремится уладить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой и самообладанием, доброжелателен к сопернику, открыт и искренен, лаконичен и немногословен в общении.
При деструктивной модели индивид постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, унижает соперника, негативно отзывается о партнере, проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, грубо нарушает этику общения.
Конформистская модель характеризуется тем, что личность ведет себя пассивно, склонна к уступкам, непоследовательна в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов.
Каждая
из этих моделей обусловлена предметом
конфликта, условиями конфликтной
ситуации, особенностями межличностных
отношений и индивидуально-
Желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный и поэтому является нежелательной и вредной, приводящей конфликт в тупик.
Конформистская модель поведения способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Такая модель может играть и положительную роль. Когда противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому затуханию и разрешению конфликта.
Примером конструктивной модели поведения личности в конфликте может служить разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы соперника.
В
любом конфликте каждый участник
оценивает и соотносит свои интересы
и интересы соперника, задавая себе
вопросы: «Что я выиграю...?», «Что потеряю...?»,
«Какое значение имеет предмет спора для
моего соперника...?» и т.д. На основе такого
анализа он сознательно выбирает ту или
иную стратегию поведения (уклонение,
конфронтация, компромисс, приспособление
или сотрудничество). Как правило, достижение
этих интересов происходит неосознанно,
и тогда поведение в конфликтном взаимодействии
сопряжено с мощным эмоциональным напряжением
и носит спонтанный характер. [1,с.87]
2.
Роль личности и группы
в процессе управления.
Понятие «команды»
Команда как организационная форма коллективного управления
Командный менеджмент, т. е. менеджмент, осуществляемый посредством создания и функционирования управленческих команд как одна из форм коллективного управления, основан на процессе делегирования полномочий. Почти все организации наделяют менеджеров различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, с которым они могли бы справиться лично. Для того чтобы они могли нести эту ответственность, создаются те или иные формы коллективного управления, основанные на перераспределении ответственности. Однако, как указывают Вудкок и Френсис, такая передача оказывается затруднительной для многих менеджеров. Они боятся, что важными аспектами пренебрегут или выполнят их кое-как, и поэтому испытывают искушение брать все важные задачи на себя.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:
1. Фаза становления личности . Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
2.
Порождается обостряющимися противоречиями
между достигнутым результатом адаптации
- тем, что субъект стал таким, "как все"
в группе и не удовлетворяемой на первом
этапе потребностью индивида в максимальной
персонализации. На этой фазе нарастает
поиск средств и способов для обозначения
своей индивидуальности, её фиксации.
3.Детерминируется противоречиями между
сложившимися на предыдущей фазе стремлением
субъекта быть идеально представленным
в других своими особенностями и значимыми
для него отличиями - с одной стороны, и
потребностью общности принять, одобрить
и культивировать лишь те демонстрируемые
им индивидуальные особенности, которые
ей импонируют, соответствуют её ценностям,
стандартам, способствую успеху совместной
деятельности с другой стороны. [8,с.67]
3.
Формальные и неформальные
образования
Исходя из определения Шоу, можно считать, что организация любого размера состоит из нескольких групп. Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Например, производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения- механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. К примеру, производственный персонал, занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных коллектива по 10-16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.
Эти
группы, созданные по воле руководства
для организации
В организации существует три основных типа формальных групп:
- группы руководителей;
- производственные группы;
- комитеты.
Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты - вот типичная командная группа. Другим примером командной соподчиненной группы является командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.
Второй тип формальной группы – это робочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планирование и осуществление своего труда. Рабочие (целевые) группы имеются в составе таких известных компании как «Дженирал Моторс», «Хьюлет-Паккард», «Моторола», «Техас Инструментс». Более двух третей от общего числа сотрудников компании « Техас Инструментс» (89 с лишним тыс. человек) являются членами целевых групп. За повышение общей эффективности компании они могут получать 15-ти процентную надбавку к своему бюджету. В этой компании руководство считает, что целевые группы ломают барьеры недоверия между руководителями и рабочими. Кроме того, представляя рабочим, возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня.