Личность и элементы её психологической структуры. Поведение личности в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:27, реферат

Описание

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому данная тема – актуальна.

Содержание

1.Введение…………………………………………………3
2.Понятие личности……………………………………….4
3.Психологическая структура личности………………...7
4.Иерархическая структура личности
(по К.К.Платонову)………………………………………...9
5.Личность в коллективе………………………………….10
6.Заключение……………………………………………....15
7.Литература……………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

ФГБОУ ВПО НГАУ

Факультет Государственного Муниципального управления

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 Личность и элементы  её психологической структуры.  Поведение личности в коллективе.

 

по дисциплине «Психология»

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Салова Алина, группа 8104

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2012

 

                                        Содержание

1.Введение…………………………………………………3

2.Понятие личности……………………………………….4

3.Психологическая структура  личности………………...7

4.Иерархическая структура личности

(по К.К.Платонову)………………………………………...9

5.Личность в коллективе………………………………….10

6.Заключение……………………………………………....15

7.Литература……………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому данная тема – актуальна. 
Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие личности

Личность рассматривается  в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид — это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве наследственные, биологические факторы, социальная сфера и воспитание, собственная активность человека как личности.

Личность — это сознательный индивид {Б.Г. Ананьев), то есть человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью (Б.Ф. Ломов). В ней можно выделить три основные подсистемы (сферы):

1) когнитивную, в которой результируются  функции познания и которая  включает в себя познавательные  процессы: восприятие, память, мышление  и др.;

2)регулятивную, включающую в себя  эмоционально-волевые процессы и  обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей;

3) коммуникативную, которая реализуется  в общении и взаимодействии  с другими людьми.

Человек как личность также обладает такими свойствами, которые непосредственно  определяют его индивидуальность, индивидуальную неповторимость, — темпераментом, характером, направленностью и способностями.

Человек всегда проявляет свои индивидуальные качества в процессах трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая каждого работника организации с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, то есть личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же время своеобразной и неповторимой. Каждый человек как личность обладает системой индивидуальных качеств, но одним людям удается ярко и продуктивно проявить индивидуальность в своей деятельности, у других же индивидуальность проявляется весьма скромно. Знание и учет индивидуальных качеств людей необходимы руководителю, менеджеру по персоналу для реализации индивидуального подхода к сотрудникам, работникам организации, более успешному их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия, для оптимального стимулирования и мотивации, достижения эффективной деятельности и развития каждого человека и организации в целом.

Под личностью понимается устойчивая система взаимосвязанных  социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно и  сознательно действовать. Таким  образом, первым свойством личности является тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее сторон; вторым — активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира; третьим — устойчивость, позволяющая прогнозировать поведение человека, то есть действия, выражающие его субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями людей и внешней обстановкой, их вкусами, взглядами, интересами.

Личностные качества формируются  под влиянием природных свойств — физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов открывает дорогу успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводит в тупик.

Перечислим основные характеристики личности.

Во-первых, к ним относятся общие качества (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и пр.), позволяющие человеку трудиться и жить в обществе себе подобных.

Во-вторых, специфические свойства, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности — руководству, конструированию, обучению, выполнению расчетов и пр.

В-третьих, подготовленность к нему в виде совокупность умений, знаний, квалификации, навыков, привычек, сформированных как в процессе общего обучения, целенаправленно!; подготовки, так и практики, жизненного опыта.

В-четвертых, направленность, то есть ориентированность человеческой активности, возникающая во многом под воздей -ствием социальных моментов: интересов, стремлений, идеалов, убеждений.

В-пятых, определенный склад характера, который придает поведению человека, его отношению к окружающим специфический  индивидуальный оттенок.

В-шестых, биологически обусловленные  особенности, во многом предопределяющие пригодность человека к той или иной деятельности. К ним относятся, например, темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила.

В-седьмых, психологические особенности: диапазон деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым  и специальным; стиль работы, определяемый знаниями, опытом, эмоциями, силой и подвижностью психики, возбудимостью.

В-восьмых, психические состояния, то есть стойкие психические явления, присущие человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбуждение, апатия, депрессия и пр.). Они, в свою очередь, оказывают значительное влияние на характер проявления других личных качеств.

 

Психологическая структура  личности

Психологическая структура  личности формируется в онтогенезе (процессе формирования и развития психики отдельного человека), начиная от природных задатков и кончая внешними социально и личностно опосредованными формами поведения. Таким образом, личность — это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни. Все указанные уровни структуры личности интегрируются в единое целое по следующим признакам (Б.Г. Ананьев):

1)         субординационному (иерархическому), когда более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе элементарные и частные психофизиологические свойства;

2)         координационному, при котором взаимодействие свойств осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелирующих свойств, то есть относительную автономию каждого из них.

На основе анализа структуры личности и свойств индивидуальности можно составить психологический портрет человека, позволяющий дать ему качественную оценку.

Элементами психологической  структуры личности являются ее психологические  свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между  собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся 

Соотношение биологического и социального 

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта 

Умения, знания, навыки, привычки

Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем  биологического)

Подструктура форм отражения 

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств 

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)


 

 

 

Личность в коллективе

Коллектив - социальная организация, для которой характерна совместная социально - значимая деятельность. Вместе с тем коллектив - это группа совместно работающих лиц, в которой люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на другое лицо, одновременно испытывая его влияние. Коллектив выполняет определенные функции по отношению к отдельной личности:

•         позволяет реализовать одну из своих объективных социальных потребностей -с опринадлежность к группе, коллективу;

•         через   коллектив   происходит   социализация   личности,   усвоен ие   ею    (или отрицание) коллективных норм, правил;

•         создание для личности социальной среды ее существования

•         в коллективе происходит саморазвитие (самореализация) личности  

 

Деятельность и общение  человека определяются его статусом в группе и социальной ролью, а так же его психическим складом. На исполнение социальной роли, прежде всего, сказывается отношение индивидуума к своим трудовым обязанностям. При ответственном отношении к ним люди проявляют максимальную активность и продуктивность. При индифферентном – формально исполняют требования, предъявляемые к ним, и, как правило, достигают посредственных результатов в своей деятельности; при отрицательном отношении стремятся сделать как можно меньше, не заботясь о качестве и результатах труда. 
Отношение к своим обязанностям зависит от жизненной позиции личности, которая представляет собой систему её отношений к материальным условиям жизни, к обществу и людям, к себе и своим обязанностям. Эти отношения характеризуют нравственный облик личности, её социальные установки. 
Человек стремиться адаптироваться к условиям жизни и труда в коллективе, к его требованиям. Под адаптацией не следует понимать простое приспособление, а тем более приспособленчество, характерное, как правило, для ярко выраженных эгоистов. «Адаптация личности в коллективе обуславливает его устойчивость и стабильность, повышает его сплочённость, что способствует улучшению морально-психологического климата, нормальному функционированию и развитию коллектива» [Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе. Журнал «Социологические исследования» №3 1986г. С.41] Человек, осознающий свою роль в коллективе, проявляет лояльность по отношению к руководству и вместе с тем стремиться словом и делом оказать ему помощь. Такое отношение не исключает критики руководителя, его распоряжений и действий, если они идут в разрез с социальной направленностью деятельности коллектива. Личность, входя в состав коллектива, отражает его установки и руководствуется ими в своей практике.  
Каждый член коллектива занимает определённое положение или, как говорят, имеет свой социальный статус. Он может входить в состав руководящих органов или быть рядовым сотрудником, может занимать различные позиции в жизни группы, быть новатором и иметь творческий подход к делу, либо быть пассивным наблюдателем, «отбывать» рабочее время в стороне от целенаправленной деятельности. 
На начальных стадиях формирования коллектива в его составе могут оказаться дезорганизаторы производства, люди недисциплинированные, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, лодыри и т.п. Развивающийся коллектив, используя меры административного и воспитательного воздействия, добивается постепенного выравнивания основных параметров психологии людей, путем «подтягивания» всех членов коллектива до уровня передовых, однако это не значит, что коллектив становиться идеальной группой, просто среднестатистические показатели такого коллектива имеют положительную динамику, либо замирают на средней отметке. Однако имеют место случаи, когда при неумелом руководстве берут верх отрицательные элементы, тогда коллектив деградирует в своём развитии.

Информация о работе Личность и элементы её психологической структуры. Поведение личности в коллективе