Личность и элементы её психологической структуры. Поведение личности в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:27, реферат

Описание

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому данная тема – актуальна.

Содержание

1.Введение…………………………………………………3
2.Понятие личности……………………………………….4
3.Психологическая структура личности………………...7
4.Иерархическая структура личности
(по К.К.Платонову)………………………………………...9
5.Личность в коллективе………………………………….10
6.Заключение……………………………………………....15
7.Литература……………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

Нельзя обойти мотивы и потребности поведения индивида в коллективе. Американские учёные Г. Литвин и Р. Стрингер, взяв за основу концепцию личности Генри Мюррея, выделили три потребности поведения личности в коллективе:

  1. потребность в успехе (или «достижении»), выражающаяся в стремлении преуспеть, получить результаты деятельности, сопоставимые с определёнными стандартами; 
  2. потребность в обладании властью, выражающаяся в стремлении влиять на поведение других членов коллектива; 
  3. потребность в афилиации, т.е. иметь близкие, дружественные межличностные отношения.

В зависимости от того, какой из этих мотивов-потребностей наиболее 
поощряется существующими условиями в организации, различаются её климаты, которые в свою очередь, влияют на поведение членов коллектива и результаты его деятельности. Г. Литвин и Р. Стрингер выделили девять критериев-измерений социально-психологического климата и попытались проанализировать влияние на каждый из вышеназванных мотивов. Среди этих критериев структурные характеристики организации, уровень ограничений, которые они накладывают на действия индивида; степень ответственности индивида; теплота и взаимоподдержка в отношениях членов коллектива; система поощрений-наказаний; уровень конфликтности и др. Большинство этих критериев могут варьироваться в зависимости от стиля лидерства (руководства), принятого в коллективе. [Социально-психологический климат в коллективе. Теория и методы изучения. С.К. Рощин  «Об исследовании социально-психологического климата в США» М. 1983.с.103] Коллектив, как целостная организация не исключает образования функциональных микрогрупп. Они могут складываться под влиянием общности интересов и увлечений отдельных индивидов, их отношений к коллективным целям, личных симпатий и привязанностей. Личность, входя в состав коллектива, испытывает влияние со стороны официального мнения и воспитательного воздействия всего коллектива, а так же членов микрогруппы, товарищей и друзей. Эти влияния могут идти в одном русле, но могут быть и противоречивыми, что является причиной скрытых и явных конфликтов внутри микрогруппы и всего коллектива. 

Советское научное, да и  партийно-идеологическое сообщество не случайно уделяло огромное внимание воспитательной роли коллектива. Такие исследователи как А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, Б.В. Беляев,  
К.К. Платонов экспериментально доказали, что личность входящая в группу находится под влиянием коллективной психологии. При этом одни слепо следуют ей, другие сознательно разделяют общие установки, решения и действия. Личность развивается вместе с развитием коллектива, и коллектив не умаляет личных достоинств человека, а, наоборот создает наилучшие условия для расцвета его дарований и реализации общественно значимых интересов. Ведь для полноценного развития личности необходима оценка результатов его деятельности социумом, иначе утрачивается ценность самой деятельности. В свою очередь каждый член коллектива оказывает влияние на коллективную психологию, и это влияние тем значительнее, чем богаче собственный духовный мир человека, чем активнее он участвует в жизни коллектива, в решении стоящих перед ним задач. Воздействие конкретной личности на социально-психологический климат составляет один из важнейших аспектов проблемы взаимовлияния личности и коллектива.

 

Заключение

Из всего этого можно  сделать выводы:

- каждый человек как  личность обладает системой индивидуальных  качеств;

- в психологии существуют  два главных направления исследования  личности: в основе первого лежит  выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности;

- коллектив создает  наилучшие условия для расцвета  личности, его дарований и реализации  общественно значимых интересов.

Свой реферат я бы хотела закончить словами К.Маркса: «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

Литература

1.И.А. Скопылатов , О.Ю. Ефремов «Управление персоналом.», Издательство Смольного университета, 2009 г.

2.«Управление персоналом организации»/ Под ред. Кибанова А.Я., М.:Инфра-М, 2008 г.

3.«Управление персоналом предприятия: Учебное пособие» / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009 г..




Информация о работе Личность и элементы её психологической структуры. Поведение личности в коллективе