Личность как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:17, контрольная работа

Описание

Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. Формирование личности - это процесс, который состоит из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных обстоятельств и условий.

Содержание

Введение 3
1.Личность руководителя: психологическая характеристика. 5
2.Руководство и лидерство 7
3.Авторитет руководителя. 12
Заключение 17
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика.docx

— 34.32 Кб (Скачать документ)

Министерство  транспорта Российской федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ

Филиал  СамГУПС в г. Уфе 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине:Психология и педагогика 

      На  тему: «Личность как  субъект управления» 
       
       
       
       
       

                Выполнила: Сергеева Ю.Ю.                                                Шифр_ЭУ-07-5210                                                                            Проверил: Журавлева И.А.

                канд.фил.наук 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Уфа 2011

Содержание

стр.

Введение                                                                                                                3

1.Личность руководителя: психологическая характеристика.                         5

2.Руководство  и лидерство                                                                                  7

3.Авторитет руководителя.                                                                                  12

Заключение                                                                                                            17

Список литературы                                                                                               18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Последние десятилетия XX вв. характеризуются  резким возрастанием общего и специального научного знания, личностных и профессиональных качеств человека в общественной и экономической жизни. Именно это  выдвинуло сферу образования  в число приоритетных областей человеческой деятельности и способствовало ее бурному  развитию по всем направлениям.

     Начало  развитию принципиально новым средствам, методам, формам управления дала информационная революция. Наблюдается взрывообразное усиление роли общественных наук и  человеческого фактора в управлении социальными системами, в том  числе и образовательными. В 80-е  гг. управление характеризуется как  целенаправленное и планомерное  воздействие на всех участников управляемого процесса. Таким образом, под управлением  понимается целенаправленное и планомерное  взаимодействие управляющей и управляемой  подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели). Формы  управления могут иметь разную структуру  и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания  ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, школьные конференции, педагогические чтения. Личность - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и  включение человека в систему  общественных отношений. Все стороны  личности обнаруживаются в деятельности и в отношении с другими  людьми. Личность существует, проявляется  и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая  характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его  людей. С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия - субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. Однако свойство субъектности присуще всем людям.

     Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. Формирование личности - это процесс, который состоит  из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых  зависят от конкретных обстоятельств  и условий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Личность  руководителя: психологическая характеристика.
 

     Для успешного управления трудовым коллективом  руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные.

       Деловые качества характеризуются  наличием у руководителя высокой  научно-технической и экономической  подготовки и знаний в области  государственного законодательства, педагогики, организа-торских способностей.

       Политические качества проявляются  в его общественно-политической  деятельности, привлечении трудящихся  к управлению производством, искоренении  бюрократизма, заботе об идеологиче-ском  воспитании трудящихся.

       Моральные качества характеризуют  руководителя с точки зре-ния  нравственности, человечности, порядочности.

       В настоящий период мы переходим  к новой управленческой фи-лософии,  новой управленческой парадигме,  что предопределено кар-динальным  изменением внешней среды предприятия  (ужесточение конкуренции на рынках  сбыта, сокращение рынков сбыта  в связи с возросшей массой  конкурентов, сокращением материальных  и сырье-вых ресурсов, наличием  кризисных явлений и т.п.).

       Все это требует новых, адекватных  современным условиям, сис-тем управления  на уровне предприятия и предъявляет  жесткие тре-бования к личностным  качествам руководителя.

       Известный специалист в области  управленческого консультиро-вания  Б. Карлофф выделяет следующие  деловые качества, необходи-мые современному  руководителю:

       а) умение смоделировать ситуацию, способность к анализу; 

       б) умение быстро реагировать  в непредвиденных ситуациях;

       в) способность разработать стратегию  изменений;

       г) наличие организаторских способностей;

       д) способность использовать в  ходе изменений надежные, пере-довые  методы управления.

       Американские специалисты по  управлению Г.Кунц и О’Донелл  предлагают следующий перечень  качеств, необходимых современ-ному  руководителю: желание руководить; умственные способности; коммуникабельность  и честность.

       Р. Гастенберг – один из  руководителей крупнейшей в мире  биз-неса корпорации «Дженерал  моторз», определяя качества, которыми  должен обладать в современных  условиях менеджер, прежде всего,  называет компетентность. Кроме  того, он выделяет ответственность,  умение чувствовать окружение,  возникающие нужды, время, собы-тия,  постоянно стремиться к саморазвитию  и быть готовым к изме-нениям. Руководитель, по мнению Р.Гастенберга,  должен также об-ладать высокой  работоспособностью и желанием  быть лучшим.

       Ансофф И., американский классик  стратегического управления, указывает  на такие принципиально важные  качества руководителя, как умение  идти на риск, способность к  решению социальных про-блем, а  также профессиональное мастерство.

       Ансофф И. Выделяет шесть типов  (архетипов) управляющих: ли-дер;  администратор; плановик; предприниматель;  государственный деятель (умеющий  установить правильные взаимоотношения  фирмы с ее социально-политическим  окружением) и созидатель системы  (обладающий высокой компетенцией, разнообразными способностя-ми и  умением принятия управленческих  решений в условиях инфор-мационного  взрыва).

       Современные условия, ужесточение  конкурентной борьбы тре-буют  сочетания способностей всех  шести архетипов управляющих,  в то время как в начале  века успех фирмы мог обеспечить  руководи-тель, обладающий качествами  одного – двух архетипов.

       К наиболее существенным личностным (моральным) качествам руководителя  можно отнести следующие: уважение  к подчиненным; дружелюбие; чувство  юмора; умение находить индивидуальный  под-ход к людям; порядочность.

       Руководитель, обладающий необходимыми  качествами и способ-ностями,  умело применяющий их на практике, пользуется заслужен-ным авторитетом  у подчиненных, коллег и вышестоящего  звена. Ав-торитет проявляется  в полном признании руководителя  и полном до-верии к нему. Реальный  авторитет складывается из личного  и слу-жебного авторитета и  определяется умением руководителя  оставать-ся в любых обстоятельствах  выдержанным, тактичным, доброжела-тельным  и справедливым.

       Личные качества руководителя  определяют в зависимости от  преобладания тех или иных  качеств поведения. 

       Достаточно распространенной в  настоящий период является сле-дующая  классификация типов руководителей,  учитывающая лично-стные особенности. 

      1) руководитель антрепренер (новатор)  – видит преимущества изменений  в организации и берется за  их реализацию;

      2) руководитель – «распределитель  ресурсов и работ» – умеет  оптимально расставить сроки  выполнения заданий и их последова-тельность,  хороший организатор; 

      3) руководитель – «монитор» является  связующим звеном между своей  организацией и представителями  других фирм и внешних ор-ганизаций.  Это хороший политик и коммуникатор. 

  1. Руководство и лидерство.
 

     Лидерство и руководство — это два  разных понятия. Руководство концентрирует  внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

     Существует  различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации  и естественным лидерством — когда  влияние исходит из признания  другими личного превосходства  лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния  переплетаются в большей или  меньшей степени. Важно здесь  не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

     Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки  зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства  руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

     Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют  дело с одним и тем же типом  проблем, связанных со стимулированием  персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

     Лидерство и руководство — это два  разных понятия. Руководство концентрирует  внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство —  на том, чтобы люди делали правильные вещи.

     Таблица 1. Матрица базовых стратегий

Руководство Лидерство
1.Осуществляется  регуляция официальных отношений  группы как некоторой социальной  организации 1.Осуществляется  регуляция межличностных отношений  в группе
2.Связано  со всей системой общественных  отношений и является элементом макросреды 2.Является элементом  макросреды

(так  же, как сама малая группа)

3.Целенаправленный  процесс, осуществляемый под контролем  различных элементов социальной  структуры 3.Возникает  стихийно
4.Явление  более стабильное 4.Явление менее  стабильное и зависит в большей  степени от настроения группы
5.Более  определенная система различных  санкций 5.Менее определенная  система различных санкций
6.Процесс  принятия решений значительно  более сложен и опосредован  множеством различных обстоятельств  и соображений, не обязательно  связанных с данной группой 6.Решения принимают  непосредственно по групповой  деятельности
7.Сфера  действий руководителя шире, поскольку  он представляет малую группу  в более широкой социальной  системе 7.Сфера деятельности  лидера — в основном малая  группа

Информация о работе Личность как субъект управления