Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:17, контрольная работа
Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. Формирование личности - это процесс, который состоит из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных обстоятельств и условий.
Введение 3
1.Личность руководителя: психологическая характеристика. 5
2.Руководство и лидерство 7
3.Авторитет руководителя. 12
Заключение 17
Список литературы
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Кроме
того, поведение формального
Руководители
предпочитают порядок во взаимодействии
с подчиненными. Они строят свои
отношения с ними соответственно
тем ролям, которые подчиненные
играют в запрограммированной цепочке
событий или в формальном процессе
принятия и реализации решений. Это
во многом происходит оттого, что менеджеры
видят себя определенной частью организации
или членами особого
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
Принято
различать понятия лидера и руководителя
как соответственно неформального
и формального лидера. Процесс
влияния через способности и
умения или другие ресурсы, необходимые
людям, получил название неформального
лидерства. В этом случае влияние
исходит из признания другими
личного превосходства лидера. Формальное
лидерство — это процесс
Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.
На
практике, как правило, не наблюдается
идеального соблюдения этих двух типов
отношений в управлении. Исследования
показывают, что значительная группа
руководителей во многом обладает лидерскими
качествами. Однако обратный вариант
встречается в реальной жизни
реже.
Одно из глубоких исследований авторитета в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение : «авторитет - это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».
По Мескону, авторитет руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.
В
современной литературе встречаются
множество определений
Метод управления - это совокупность способов и приёмов целенаправленного воздействия руководителя на подчинённых и коллективы, обеспечивающих координацию их действия.
Здесь
методы - это способы и приёмы
управления, существующие объективно,
независимо от руководителя, обусловленные
достигнутым уровнем и
Авторитет
руководства является принадлежностью
всякого аппарата управления. По этому
различают индивидуальный и общий
авторитет руководства. Понятие
авторитета уместно применить, прежде
всего, в приложении к личности руководителя,
причем индивидуальный авторитет предстаёт
как особая форма сочетания
Основополагающим определяющим наличия или отсутствия авторитета руководителя является стиль руководства, взятый управленцем на вооружение. Как мне кажется, рассматривать факторы влияющие на приобретение или утрату авторитета невозможно в отрыве от стиля руководителя.
К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:
1.
Принципы и установки,
2. Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер)
3.
Выбор форм и методов
4. Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».
5.
Индивидуальные особенности
6.
Уровень профессиональных
Как
видно, субъективные факторы зависят
от личности руководителя, а объективные
факторы формируются под
В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:
1. Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.
2. Закономерности управления.
3.
Специфика (функциональное
4.
Окружающая производственная
5.
Особенность руководимого
6. Уровень практики управления.
7.
Способы и приёмы управления,
используемые вышестоящим
Указанные
слагаемые стиля предопределяют
особенности сочетания в
Итак,
мы определили, что авторитет работы
- это способ воздействия руководителя
на подчинённых с целью
Выделяют три группы факторов, определяющих стиль управления персоналом:
1.
личностные особенности
2.
характеристики объектов
3.
системно-организационные или
Решающую
роль в детерминации авторитета работы
руководителя занимает индивидуальная,
управленческая концепция, то есть его
субъективное отношение к различным
методам воздействия на подчиненных
и степень адекватности оценки их
эффективности. Французский философ
и мыслитель Шарль-Луи
В науке существует три основные теории, определяющие отношение руководителя к персоналу: теории Х и У (Д. Мак-Грегор) и теория Z (У. Оучи).
Содержание теории Х:
1.
Большинство сотрудников не
2.
Большинство сотрудников
3.
Большинство сотрудников
Содержание теории У:
1. Работа является желанной для большинства сотрудников.