Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:28, контрольная работа
Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.
Цель работы – описать развитие личности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Введение 3
1. Характеристика детей с церебральным параличом. Причины ДЦП 4
2. Особенности психического развития детей, страдающих ДЦП 7
3. Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП 13
Заключение 17
Список литературы 19
Приложение 21
Содержание
В
последнее время в России наметилась
тенденция роста числа детей
имеющих нарушения опорно-
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при нарушением опорно-двигательного аппарата связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.
Цель работы – описать развитие личности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Разберемся, что же означает понятие личность. В психологии существует множество определений этого понятия. Например Р.С. Немов давал такое определение: «Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих1. Другое определение используется для медицинских целей (психотерапия, психологическая коррекция, психологическая диагностика). В нашей стране широко используется понимание личности с позиций «психологии отношений <…> Личность определяется как система, совокупность, «ансамбль» отношений к окружающему, прежде всего социальному и самому себе2.
Психологические
механизмы формирования личности едины
как для нормально
Среди механизмов патологического формирования личности у лиц с физическими нарушениями ведущая роль принадлежит реакции личности, на осознание дефекта3. Так же нужно учесть такие факторы как ранняя социальная деривация, т.е. изоляция от сверстников (возникающая вследствие постоянных госпитализаций), а так же своеобразное отношение взрослых к такому ребенку. «Все это обусловливает незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, повышенную внушаемость…4.
При
нормальном интеллектуальном развитии
дети часто неуверенны в себе, не
несамостоятельны. Личностная незрелость
проявляется в наивности
Нарушение личности при нарушении опорно-двигательного аппарата чаще всего встречаются по типу психического инфантилизма. Что же подразумевает под собой понятие инфантилизм и психический инфантилизм?
Инфантилизм (от лат. Ifantilis – детский, младенческий) – патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и психического развития, с сохранением у взрослых черт характера, присущих детскому и подростковому возрасту. Психический инфантилизм, или психическая незрелость характеризуется наличием присущих детям особенностей суждения и поведения, повышенной внушаемостью, эмоциональной неустойчивостью, зависимостью от родителей и т.д..5.
Одним из условий развития психического инфантилизма является неправильное воспитание (основным стилем семейного воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является гиперпротекция), ограничение деятельности и общения.
Выделено 3 варианта осложненного психического инфантилизма у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата6:
1.Невропатический
вариант осложненного
При невропатическом варианте психического инфантилизма, у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата преобладают реакции пассивного протеста. Они проявляются в отказе: от еды, устного общения, в уходах из дома или школы. Иногда они (нарушения) проявляются в виде: рвоты, энуреза, энкопреза.
Наиболее частым проявлением пассивного протеста детей с церебральным параличом может быть отказ от выполнения тех или иных требований учителя и воспитателя. Так же важно знать что, одним из проявлений пассивного протеста может стать суицидальное поведение (которое может проявляться, как только в мыслях, так и в совершении суицидальных попыток), это поведение заранее не обдумывается, возникает внезапно, импульсивно, по механизму «короткого замыкания», и возникает в основном в пубертатном, и препубертатном возрасте.
Так
же у детей с невропатическим
вариантом психического инфантилизма
может встречаться реакция
2.Цереброастенический
вариант осложненного
Поведение данных школьников отличается повышенной раздражительностью, несдержанностью. Для этих школьников характерна склонность к конфликтам, сочетающаяся с чрезмерной психической утомляемостью, непереносимостью психического напряжения. У них наблюдаются неустойчивость настроения, иногда с оттенком недовольства, раздражения.
У этих детей часто отмечают неправильные взаимоотношения с коллективом сверстников, что неблагоприятно сказывается на развитии личности в будущем.
3. Органический инфантилизм8:
Органический инфантилизм обусловлен ранним поражением ЦНС. Он проявляется в виде инертности, тугоподвижности мышления, при наличии низкого уровня обобщения. Эти дети, часто бывают двигательно расторможены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критичности по отношению к себе.
Кроме того, я хотел бы отметить, что отрицательное воздействие на формирование личности, так же оказывает нарушение коммуникативных функций, а именно:
1.Связанных с нарушением движений;
2.Связанных с повреждением мозга;
3.
Из за длительной
4.
Из-за социально-эмоциональных
5.В
связи с физическими
Теперь
нужно разобраться с
Что же такое эмоции? «Эмоции (от лат. Emoveo, emotum – возбуждать, волновать) – реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие)».9 Проще говоря эмоции это субъективное отражение, объективной реальности. Теперь разберемся с определением воли.
Воля – это целенаправленное управление человеком своей деятельностью.
Первое что я хотел бы отметить, так это, то что при нарушениях опорно-двигательного аппарата, независимо от степени двигательных нарушений встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы.
Какие
же эмоционально-волевые
Многие дети отличаются обидчивостью. Для большинства детей с нарушением опорно-двигательного аппарата характерно наличие страхов. Известно, что страх у ребенка, возникает когда он сталкивается с незнакомым явлением. Отсюда мы можем сделать вывод, что для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, очень важным аспектом воспитания, является расширение его кругозора10.
Для предупреждения развития таких отрицательных черт характера, как неуверенность и боязливость, нужно стимулировать развитие активности. Для этого, его нужно научить (с учетом его двигательных возможностей) самостоятельно есть, одеваться, привить элементарные, бытовые навыки. Важно что бы ребенок имел определенные (посильные для него) обязанности, выполнение которых значимо для окружающих. Как результат, у него появится: уверенность в своих силах, интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен.
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата наблюдается недостаточность нтеллектуального контроля за поведением, высокий уровень тревожности.
Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата могут быть обусловлены двумя факторами11:
Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.
Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе нарушением опорно-двигательного аппарата, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.
Для большинства детей с нарушением опорно-двигательного аппарата характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При
психическом инфантилизме отмечаются
следующие особенности
Несмотря
на перечисленные особенности
В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными12.