Личность ребенка с нарушение ОДА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:28, контрольная работа

Описание

Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.
Цель работы – описать развитие личности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика детей с церебральным параличом. Причины ДЦП 4
2. Особенности психического развития детей, страдающих ДЦП 7
3. Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП 13
Заключение 17
Список литературы 19
Приложение 21

Работа состоит из  1 файл

Кр Личность ребенка с нарушение ОДА.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

       Другую  категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

       Но  есть ряд качеств, характерных для  обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями  опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

       Многие  дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить  эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

       Повышенная  утомляемость - еще одна отличительная  особенность, характерная практически  для всех детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

       Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу13.

       Отклонения  в развитии личности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата чаще проявляется в формировании личности по дефицитарному типу. Этому способствуют факторы депривации и гипертопеки. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата много времени находятся в ситуации депривации, так как требуется длительная стационарная помощь без возможности размещения матери, происходит формирование явлений госпитализма. Формируются специфические защитные механизмы в сужении уровня притязаний при неадекватно завышенной самооценке в сфере здоровья. Отрицание дефекта в сфере здоровья приводит к тому, что нет стремления на что-то претендовать, это позволяет ребенку пережить собственную неполноценность, что неизбежно при интеллектуальной недостаточности. Остро неполноценность переживается в подростковый период, усиление тенденции к аутизации, разрываются контакты с окружением, компенсаторный уход в мир собственных фантазий и грез. В подростковом возрасте появляются истерические черты со склонностью к навязчивым идеям и ипохондрии. При соответствующих провокациях могут возникать суицидальные тенденции и действия. Итог: при дефицитарном онтогенезе, связанного с дефектом анализатора, что влечет недоразвитие отдельных функций, связанных с поврежденным анализаторов, формируются личностные характеристики. Координаты нарушений снизу вверх - от локального частного дефекта к более целому. При неблагоприятных условия и отсутствии коррекции возможно движение сверху вниз.  

 

Заключение

 

       Специфические нарушения деятельности и общения  при нарушении опорно-двигательного аппарата, обусловленные двигательными и речевыми расстройствами, в сочетании с ранним органическим поражением мозга способствуют своеобразному формированию личности.

       Наиболее  часто наблюдается диспропорциональный  вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта диссоциация может увеличиваться. У детей легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Поэтому при встрече с реальными трудностями у них легко возникают различные аффективные состояния, иногда истерические реакции.

       Выраженные  трудности социальной адаптации  способствуют формированию тормозных  черт личности с проявлениями робости, застенчивости, неумения постоять за свои интересы, стремления быть менее заметным, с выраженным чувством неполноценности. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью. Под влиянием даже незначительных психотравмирующих факторов окружающей среды легко возникают состояния декомпенсации с усилением чувства неполноценности, замкнутости, пониженным настроением плаксивостью, нарушениями сна и аппетита.

       Особенностью  личностного профиля может быть эмоционально-волевая неустойчивость.

       Какие же выводы можно сделать из всего  выше написанного? Итак начнем перечисление:

  1. Психологические механизмы формирования личности едины как у обычного ребенка, так и у ребенка с особыми потребностями. Но из-за разных условий формирования, личность ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата приобретает специфические особенности.
  2. Чаще всего, личностные нарушения у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата встречаются по типу психического инфантилизма.
  3. Отрицательное воздействие на формирование личности оказывает нарушение коммуникативной сферы.
  4. Независимо от тяжести двигательных нарушений, у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть нарушения эмоционально-волевой сферы.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Архипова  Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 2008. – 344 с.
  2. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. — Киев,2008. – 218 с.
  3. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — М., 2007. – 299 с.
  4. Калижчюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — М., 2008. – 254 с.
  5. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.М.Тонконог, Л.С.Гапшина, В.Н.Малышева, А.Ф.Меренкова. — М.: Школьная Пресса, 2008. — 48 с.
  6. Немов Р.С. Психология – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2008. Кн.1: Общие основы психологии. – 659 с.
  7. Психиатрия. М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев 3-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008 361 с.
  8. Психиатрия. М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев 3-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2007 789 с.
  9. Семенова К. А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом. — М., 2007. – 198 с.
  10. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. М.: ВЛАДОС, 2007 331 с.

Информация о работе Личность ребенка с нарушение ОДА