Лидерство и руководство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:29, контрольная работа

Описание

Искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств. Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей. Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как «ведомые».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Лидерство
1.1. Сущность лидерства
1.2. Подходы к изучению лидерства
1.3. Концепции лидерства
1.4. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры
2. Руководство
2.1. Сущность руководства
2.2.Уровни руководителей
2.3. Стили руководства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ПСИХ. РУКОВОД.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

Если говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужно иметь в виду ее участников - людей, и, с учетом человеческого фактора, коммуникацию необходимо рассматривать особым образом, так как во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная с найма на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей.

Говоря о коммуникации, нельзя не затронуть проблему мотивации как руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.

Выделяют следующие принципы мотивации: участия; коммуникации; признания; делегирования; взаимности; вертикальной нагрузки. В конечном итоге деятельность руководителя через вдохновение, поощрение заставляет подчиненных выполнять необходимую работу.

Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого процесса является контроль. Контроль - это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.

Существуют следующие требования к контролю: постоянность; оперативность; объективность; открытость; экономичность.

Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными.

Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности. Контроль тесно связан с другими этапами управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы. При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства. Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методом делегирования не может быть эффективным. Применение делегирования полномочий требует от руководителя определенной готовности: передавать право принятия решения другим; учитывать мнение других; мириться с ошибками других; доверять подчиненным; найти и использовать средства контроля за действиями подчиненных.

Делегирование (в пределах контроля) это не способ уйти от ответственности, это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, той обязанности, которая и делает его руководителем.

2. Уровни руководителей

 

Руководителей традиционно делят на группы.

1)     Технологический уровень – ежедневно осуществляющиеся операции и действия.

2)     Управленческий уровень – координирует работу внутри организации, согласовывая разные формы деятельности.

3)     Институционный уровень – занимаются разработкой долгосрочных планов, установлением целей, изменениями политики организации, ее связями с другими организациями.

Эти группы соответствуют три уровням управления: низовое звено; среднее звено; высшее звено.

Руководители низового звена. Руководители низового звена, или первого ранга имеют много общего независимо от того, в какой сфере они работают.

Руководители этого ранга выполняют следующие функции:

-         осуществляют контроль за выполнением производственных заданий;

-         постоянно поучают информацию о ходе выполнения заданий;

-         распоряжаются выделенным им сырьем и оборудованием, несут ответственность за его сохранность;

-         распределяют задания среди работников.

Руководители этого ранга занимают должности, имеющие следующие названия: мастер, бригадир, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, старший специалист и т.д. Этот уровень управления присутствует во всех организациях. В среднем срок выполнения заданий руководителем такого уровня небольшой – около 2-3 недель.

Как правило, этим руководителям в основном приходиться общаться со своими подчиненными, что требует от них соответствующих качеств, которые должны учитываться при приеме на работу.

Руководители среднего звена. В большой организации, имеющей несколько уровней управления, может быть и несколько уровней руководящего среднего звена. Чаще всего их два – верхний и низший.

К этим должностям относятся: заведующий отделом, декан в общеобразовательном учреждении, директор филиала, менеджер, армейские офицеры  от лейтенанта до полковника.

Руководители этого ранга возглавляют крупные подразделения организации, например отдел.

Руководители среднего звена выполняют следующие функции:

-          выполняют работу руководителя высшего звена, если этой должности переданы соответствующие полномочия;

-          принимают решения по работе своего подразделения;

-          определяют возникающие проблемы, выносят их на обсуждение;

-          организуют разработку предложений по улучшению работы;

-          подготавливают информацию для вышестоящего руководителя и для своих подчиненных;

-          доводят решения вышестоящего руководителя до своих подчиненных, реализуют их.

Руководители этого звена характеризуются тем, что они наиболее часто подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются, видоизменяются. Большая часть их рабочего времени проходит в переговорах с другими руководителями.

Руководители высшего звена. Это самый малочисленный слой руководителей по сравнению с другими звеньями. В организации руководителей высшего звена всего несколько человек.

Общими для всех руководителей высшего звена являются следующие функции:

-          принимают важнейшие решения;

-          выполняют больший объем работ в высоком темпе;

-          постоянно находятся в плену своих проблем и на работе и дома.

Бывают случаи ухудшения работы руководителей. Это нередко связано с разными вещами.

Следует учитывать характеристики, показывающие начало деградации руководителей. К ним нередко относят:

-          основным мотивом занятия вышестоящей должности является получение высокого жалования;

-          руководителя начинают больше всего волновать «символы» его должностного положения;

-          руководитель теряет интерес к улучшению положения своих подчиненных и заботится только о себе;

-          руководитель отгораживается от коллектива, теряет общение с подчиненными, не проявляет интереса к информации;

-          руководитель начинает скрывать свои мысли и чувства от подчиненных;

-          руководитель утрачивает возможность видеть перспективу и перестает поддерживать предложения по изменению работы;

-          руководитель теряет веру в успех своего дела, перспективы фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стили руководства

 

Под стилями руководства психологи понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.

Использование руководителем навыков профессионального общения наиболее ярко проявляется в стилях руководства. Существуют различные подходы к оценке этих стилей. Самой распространенной классификацией стилей руководства является использование следующих: авторитарный; демократический; либеральный.

Характеристики известных в психологии стилей руководства рассмотрим в схематическом виде.

Таблица 1. Стили руководства

Общие психологические характеристики руководителя

Отношение к подчиненным

Характеристики групповых отношений

I. Авторитарный стиль

Руководитель часто хмур, предельно раздражен, резок с людьми. Около 90% его действий состоит из команд и приказов

Официальность в общении. Не склонен считаться с мнением других

Отсутствие доверительности, враждебность, повышенная конфликтность

II. Демократический стиль

Руководитель активен, ровен в общении, самокритичен

Главная черта – постоянный контакт с  людьми. Склонность к делегированию власти. Поощрение самостоятельности

Минимум агрессивность друг к другу, дружелюбие, отсутствие конфликтов, поощрения творчества

III. Либеральный (попустительский, анархический) стиль

Недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности

Панибратство в отношениях, согласия с мнением подчиненных. Обязанности в группе не распределены. Оценка деятельности людей основана на стихийности

Состояние неуверенности, отсутствие целеустремленности, плывет по течению, могут возникать неожиданные ситуации и конфликты

 

Компетентный, авторитетный руководитель, имеющий отработанные навыки профессионального общения с членами рабочей группы, создает в группе благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей.

Ориентация каждого руководителя, несмотря на однотипность целей, может расходиться. Один из руководителей в большей степени нацелен выполнить задачи, не обращая внимания на проблемы человека и его потребности. Другой больше внимания уделяет человеческому фактору, часто в ущерб выполнению профессиональных требований.

Существует типология руководителей по двум основным критериям:

-          внимание к людям;

-          ориентация на цель организации.

Эта типология носит условный характер.

1)     Демократ. Заботится больше всего о состоянии межличностных отношений в рабочей группе. Слабо учитывает потенциальные возможности работников. В связи с этим не всегда наилучшим образом выполняет задачу.

2)     Диктатор. Основная ориентация – решение профессиональное задачи оптимальным способом и в срок. Проблемы человека его не интересуют. Считает, что для решения управленческой задачи основой являются профессиональная подготовка.

3)     Пессимист. Мало внимания уделяет решения задачи и больше интересуется потребностями и возможностями человека. В руководстве группой придерживается анархического стиля, считая, что работа в одиночку значительно эффективнее коллективных действий.

4)     Организатор. Сочетает в себе все качества руководителя творческой группы. Дает возможность каждому работнику, проявить инициативу и творчество. Решение управленческих задач под руководством такого лидера осуществляется самым рациональным путем.

5)     Манипулятор. Основной задачей своей деятельности считает улаживание отношений внутри группы. Умеет гасить острые моменты в отношениях между людьми. Считает, что согласованность действий членов рабочей группы является основным условием решения задач управления.

Одним из важных инструментов в руках руководителя является информация, находящаяся в его распоряжении. Используя, передавая информацию и получая ее, руководитель организует, руководит и мотивирует починенных. Многое зависит от его способности передавать информацию наиболее эффективным способом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Лидерство и руководство