Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:24, курсовая работа
Цель: Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность, лидерства и руководства, также провести анализ результатов исследования
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты проблемы лидерства и руководства как социально- психологических явлений;
- изучить руководство как социально-психологическое явление;
- провести экспериментально-психологическое исследование лидерства и стиля руководства.
Введение
I. Теоретические аспекты проблемы лидерства и руководства как социально- психологических явлений.
1.1. Лидерство – социально-психологическое явление
1.2. Сущность лидерства
1.3. Подходы к изучению лидерства
1.4. Концепции лидерства
1.5. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры
II. Руководство как социально-психологическое явление.
2.1.Сущность руководства
2.2.Уровни руководителей
2.3. Стили руководства
III. Экспериментально-психологическое исследование лидерства и стиля руководства.
3.1. Организация и методы исследования
3.1.1. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
3.1.2. Диагностика самооценка лидерства
3.1.3.Диагностика на Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки
3.2 Анализ результатов исследования.
Заключение
Список используемой литературы
Природа стиля: Снятие руководителем с себя ответственности в пользу группы (организации).
Сильные стороны: Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера. Подразумевается высокая степень самостоятельности и квалификации подчиненных.
Слабые стороны: Группа может потерять контроль и снизить скорость решения проблем без лидерского вмешательства.
Психологический климат: Творческая атмосфера, увлеченность работой. Конфликты, если возникают, носят, как правило, конструктивный характер.
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.
Ш Экспериментально-
руководства.
3.1. Организация и методы исследования
3.1.1. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
3.1.2. Диагностика самооценка лидерства
3.1.3.Диагностика на Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки
3.2 Анализ результатов исследования.
Заключение
Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислены выше, составляющие основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.
В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера.
Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.
Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.
Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не “завалить” дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.
Лидерство и авторитет, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошел, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурирую задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.
Список используемой литературы
1. Ладанов И.Д. «Практический менеджмент», 2001 г.
2. Вудкок М., Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер», 2004 г.
3. Ласкон М.Х. «Основы менеджмента», 2003 г.
4. Щекин Г.В. «Основы кадрового менеджмента», 2002 г.
5. Грачев М.В. «Суперкадры», 2006 г.
6. Старобинский Э.Е. «Как управлять персоналом», 2006 г.
7. Розанова В.А. «Психология управления», 2000 г.
8. Кочеткова А.И. «Психологические основы современного управления персоналом», 2005 г.
9. «Психология управления», курс лекций, 2006 г.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент», 2005 г.
11. Лавриненко В.Н. «Психология и этика делового общения», 2001 г.
12. Нейл С. «Социология», 2004 г.
13. Шкатулла В.И. «Настольная книга менеджера по кадрам», 2006