Лидерство в малых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 23:15, контрольная работа

Описание

Лидерство имманентно природе человека, присуще всем человеческим общностям и является древнейшей формой организации жизни людей, действенным средством решения насущных вопросов.
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, и в итоге приобретают доминирующее положение.

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 36.63 Кб (Скачать документ)

     Как отмечает Ю.Н. Емельянов, специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит: в демократичных группах решающее значение имеют совершенно иные функции, нежели в "авторитарных". Эти функции качественно различны.

  1. Лидер как администратор

     В круг его ответственности неизменно  входит функция наблюдения за исполнением. Сущность административной функции  заключается в предписании работы другим членам группы.

  1. Лидер как планировщик

     Эта функция включает в себя как определение  непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных планов деятельности.

  1. Лидер как политик

     Установление  целей и основной линии поведения  группы. Групповые цели и методы их достижения имеют три источника: указания сверху, получаемые группой от руководителя в соответствии с субординацией; указание снизу, т.е. решение самой группы; указания самого лидера.

  1. Лидер как представитель группы во внешней среде.

     Лидер является официальным лицом группы, выступающим во внешней среде  от имени всех. Лидер отождествляет  собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т.д.

  1. Лидер как источник поощрений и наказаний

     Эту функцию лидер применяет для  контроля за деятельностью участников группы.

  1. Лидер как пример

     Лидер может служить моделью поведения  для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядным указанием  того, кем они должны быть и что  они должны делать.

  1. Лидер как символ группы

     Группы  с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от остальных  индивидуумов. Лидеры таких групп  начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению.

  1. Лидер как проводник мировоззрения.

     Лидер служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Он отражает идеологию того общества, к которому принадлежит группа.

  1. Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность.

     Лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности  за личные решения и действия, которой  они хотели бы избежать. Таким образом  в ответ на преданность последователя  лидер берет на себя труд принимать  за него решения.

  1. Лидер как ''отец".

     Многочисленные  функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли "отца'' для  членов группы. Истинный лидер - это  фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации  и чувства преданности.

     11.Лидер "как козел отпущения".

     Лидер может служить мишенью для  агрессии со стороны членов группы в случае неудачи.

     Две функции лидера: устранение индивидуальной ответственности и символизация отца - предполагают, что в лидеры будет выбран тот, кто способен удовлетворить  такие потребности индивида, как  потребность на кого-то положиться, с кем-то сродниться и т.д.

     Выделяются  два типа лидеров:

     1. функциональный лидер: сосредоточен на поставленной задаче; неустанно борется за достижение группой поставленных целей;

     2. аффективный лидер: всеми любим, сосредоточен на взаимоотношениях между членами группы.

     Как показали исследования, функциональный лидер легче добивается лидирующего  положения в очень благоприятных  или очень неблагоприятных ситуациях, а аффективный лидер - в промежуточных  случаях. Кроме того, если в группе примерно равное соотношение полов, то функциональным лидером чаще всего  является мужчина, а аффективным - женщина.

     Пример - террористические группы в западных странах. Как ни странно, там идеологическую и объединяющую роль чаще всего выполняет  женщина, а организацию действий - мужчина, который благодаря этому  реализует свою склонность к насилию.

     В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы - деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства - лидерство в деловой сфере ( «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

     В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу  жизнедеятельности группы можно  выделить типы лидеров, ориентированных:

     1. на решение групповых задач;

     2. на общение и взаимоотношения в группе;

     3. универсальных лидеров.

3. Личностные качества  лидера, стили лидерства.  

     Атрибуты  лидера – это внутренние, личные качества, являющиеся составными частями эффективного лидерства. Эти атрибуты включают в себя широкий спектр характеристик, таких как система ценностей, характер, мотивы, привычки, характерные черты, сферы компетентности, стиль, поведение и умения.

     Большинство атрибутов лидера можно отнести  к одной из четырех категорий, характеризующих то, каким ты должен быть, что должен знать и что  делать: 1. демонстрировать личный пример; 2. указывать направление; 3. мобилизовывать людей, делая из них соратников; 4. наращивать организационные способности.

     Три категории атрибутов лидера:

  1. Что лидеры представляют собой как люди: личность и характер, система ценностей, мотивы, способности, специфические черты, приверженность делу, честность, храбрость, воображение.
  2. Что лидеры знают: компетентность (знание себя, знание людей, теория лидерства, профессиональные знания) и умения (умение работать с людьми, лидерские навыки, профессиональное мастерство).
  3. Что лидеры делают: привычки, поведение, стиль, демонстрация личного примера.

     Личностные  качества лидера: знание себя/своих  ценностей; видение будущего; готовность рисковать; навыки межличностного общения; трудолюбие; отслеживание прогресса/оценивание результатов; упорство; умение ставить цели; желание достичь успеха; умение знакомиться, общаться с нужными людьми; позитивное отношение; благожелательность; уверенность; умение выполнять обещания; честность и открытость; инициативность и ответственность; способность мотивировать и вдохновлять других; заботливость и сострадательность; умение уважать чужие достижения; внимательность к деталям; умение работать под давлением и др.

     Одни  из вас преуспели в одной конкретной области. Другие сильны во многих областях. Помните: вовсе необязательно во всем быть первым. Если вы обладаете  вышеперечисленными качествами, успех  вам гарантирован.

     Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства.

     Стили лидерства делятся на три основных категории -  авторитарный, демократичный и либеральный.

     1. Авторитарный стиль лидерства подразумевает жесткие способы управления,  всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Из известного метода «Кнут и Пряник» используется только кнут. Основа данного стиля лидерства – страх наказания за невыполнение задачи.

     Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды  разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных  и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.

     2. Демократичный стиль лидерства  заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных.

     Руководитель  рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается  превратить своих сотрудников в  союзников. Возникающие идеи могут  обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и  направляет работу. Метод «Кнута и  Пряника» используется в полной мере.

     3. Либеральный стиль лидерства – можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют что им делать. Отсутствие похвалы и  наказаний. Никакого сотрудничества между лидером и подчиненными. Позиция лидера - незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы.

     Достижение  высоких результатов невозможно без задействования всех этих стилей лидерства. При выборе конкретного  стиля руководства нужно учитывать  по меньшей мере три фактора:

     1.Ситуация  на данный момент -  спокойная, стрессовая, неопределенная.

     2. Тип проблемы. К решению сложных  проблем необходимо привлекать  экспертов, организовывать обсуждения, и здесь необходим демократический  стиль.

     3. Коллектив -  особенности по полу, возрасту, времени существования. Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватен демократический стиль. В творческих коллективах и при решении творческих задач - либеральный стиль (ситуация типа мозгового штурма и т.д.).

     Настоящий лидер, который хочет быть максимально  эффективным сам и требует  этого от подчиненных, не может позволить  себе пользоваться одним стилем лидерства  постоянно.

     Существует  лишь один максимально эффективный стиль лидерства — адаптивный, то есть ориентированный на реальность, на ситуацию и людей. Лидер, стремящийся к успеху, должен это понимать. Либеральный стиль лидерства хорош при поиске творческого решения, но когда ситуация требует незамедлительной реакции, здесь уже необходимо применять авторитарный стиль лидерства.

     Лидеру  следует научиться пользоваться всеми стилями, методами и формами  влияния, которые наиболее подходят в той или иной ситуации.

     Именно  баланс всех трех стилей лидерства  позволит добиваться максимальных результатов. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Воспитывать в ребенке лидера или выращивать лидерство в себе – возможно для  каждого. Естественно существует предрасположенность  к лидерству, определенные лидерские  способности, проявленные у одних  и находящиеся в зачаточном состоянии  у других. Можно даже говорить об ограничениях на лидерство, т.е. не каждый может стать лидером, как только этого пожелает. Но рано или поздно каждый способен им быть при определенных усилиях и правильной точке приложения рычага этих усилий.

     Однако  чтобы знать, что делать – необходимо осознавать, что должно получиться в итоге, т.е. видеть цель. Формируя лидерское  направление в своей жизни, нужно  учесть некоторые специфические  черты лидерства.

     И в заключение необходимо отметить, что самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства  является представление о необходимости  обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту  идею работает предлагаемое иногда деление  на «официальных» и «неофициальных»  лидеров, когда под «официальным»  лидером понимается как раз руководитель. К сожалению, такая идея имеет  некоторое распространение, и подчас проводятся исследования, имеющие целью  выявить, совпадают ли в данной группе лидер и руководитель. При обнаружении  несоответствия дается рекомендация - заменить руководителя и назначить им того человека, который (часто по социометрической методике) оказался лидером. Осуществление подобных рекомендаций зачастую приводит к дезорганизации деятельности группы, поскольку лидер оказывается совершенно негодным для выполнения функций руководителя.

Информация о работе Лидерство в малых группах