Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание

Лидерство — важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно. Лидерство - это процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Лидерство является важнейшим фактором в системе управления организационным управлением. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 60.35 Кб (Скачать документ)

      — приложение последователями больших усилий,

      — появление у последователей большей удовлетворенности,

      — усиление групповой/организационной сплоченности. Настоящие лидеры не нуждаются в использовании власти, так как окружающие их люди с готовностью сами следуют за ними. Кроме того, власть не требует совпадения целей руководителя и подчиненных, а основана лишь на зависимости. Лидерство же, наоборот, требует соответствия между целями лидера и группы. Понять суть лидерства без анализа власти невозможно. 
 
 
 

3. Особенности функций лидерства

3.1 Лидерство в России

Еще совсем недавно  нам постоянно твердили: «Как положено, так и делай, никакой самодеятельности». От людей требовали не просто послушания, а чуть ли не подчинения. Во всем сквозил  строгий контроль и регламентация. Никаких нововведений без разрешения вышестоящих на то лиц. Всякая инициатива отвергалась. Детей воспитывали  прежде всего как «послушников», а не как ярких личностей, способных  привнести в этот мир что-то кардинально  новое, свое. Например, на уроках литературы в школе, зачастую нас не просили  высказывать свое мнение в сочинении, а требовалось лишь перефразировать  известных и «разрешенных» критиков, отразить их мысли в своей тетради,  после чего уже гарантировалось, что оценка твоего сочинения будет  положительной. Нас не учили размышлять, докапываться до сути.  Что тебе скажут, то и делай. У этого, конечно, были и свои плюсы, например, никакой ответственности, вся она ляжет на плечи вышестоящих  лиц. Но больше минусов. И самое главное  – человек перестает быть личностью, перестает быть человеком со своими, а не предписанными, идеалами и  принципами. У него нет цели, куда направят –  туда и пойдет, что скажут – то и сделает. И это повелось еще  исстари, вспомним русских молодцев, которые  ходили «туда – не зная куда», несли «то – не зная, что». Да, это еще одна проблема русского народа! Мы очень мало знаем о  своих правах, такое впечатление, что  у нас есть только обязанности. Теперь же «пришла беда, откуда не звали» все твердят: «Все в наших руках» или «А голова тебе на что? Это ведь твой выбор!». Вспомнили! Спустя столько лет! Оказывается, мы должны уметь выбирать! Как быстро  сменяются фразы, но ведь образ мысли так же быстро не изменишь. Нельзя забыть и отбросить как ненужный элемент все то, что вбивалось в нас силой в течение долгих лет. Это может исправить лишь время: придут новые люди, воспитанные уже в другой среде, на других принципах и идеалах. Сейчас на многих предприятиях еще сохранились представители «старой закалки», чаще всего приверженцы автократического стиля лидерства. Приходят  и молодые специалисты, с более прогрессивными, гибкими подходами к управлению. Лидерство в России, на мой взгляд, сейчас переживает трудный момент. Старые подходы устарели, новые еще не выработаны до конца. Лидерство очень тесно связано с людьми, их интересами, традициями, менталитетом. Человек постоянно изменяется в лучшую или худшую сторону вместе с окружающей его средой, обстановкой. Соответственно меняются и принципы и ценности этих людей. Следовательно, необходимо менять и стиль руководства этими людьми.  Вот почему ученые многих стран на протяжении многих лет пытаются найти все новые и новые подходы к теории лидерства. Сейчас Россия как раз переживает один из самых сложных периодов, период перестройки на новый лад, перестройки ценностей, целей, желаний, стремлений. У людей в нашей стране появляются новые стимулы – все это наносит свой отпечаток на теорию лидерства. В заключение приведем некоторые характеристики новых российских лидеров. Кто они? Откуда пришли? В исследовании Института социологии РАН (1991-1993 гг.) анализировалось происхождение новой российской бизнес-элиты. Социально-экономическая ситуация в стране способствовала выделению человеческих групп лидеров:

1.        Группа «комсомольцев» и «физиков»  (около 33% новых бизнесменов). Эта  группа имеет 2 источника:

· Центры научно технического творчества молодежи – НТТМ (17%), средний возраст представителей данной группы приблизительно 30 лет;

· Научно-исследовательские институты (15%). Средний возраст – 36 лет.

2. Более традиционные источники пополнения бизнес-элиты – банки и промышленные предприятия. Выходцы из банковской сферы составляют 14% элиты,  а из промышленности – 23%.

3. Специфическая группа – «природные таланты» (5%). Средний возраст этой группы составляет 52 года. Это те лидеры, которые появились только благодаря сложившейся  социально-экономической ситуации.

4. Пополнение армии российских бизнесменов представителями элитных семей составило 8% их общего числа. Средний возраст этой категории – 26 лет.

3.2 Непонимание важности лидерства в современном мире

В последнее  время появляется все больше количество сторонников предположения, что  организации могут обойтись без  лидера. Некоторые научные работники  и профессиональные эксперты считают, что для реше­ния или постановки задач не требуется личность, которая  оказывает влияние на других людей (руководитель, лидер), т.е. задачи могут  быть решены при условии компетентного  анализа или действия. Фактиче­ски  само понятие «руководство» может  противоречить идеалам свободного общества. По определению лидер - это  личность, которая находится на особом положении по отношению ко всем остальным  членам данного коллектива или группы людей. Наконец, так называемые лидеры ассоци­ируются с такими неприглядными  понятиями, как захват власти и полу­чение дополнительных прибылей и доходов. Вместо того чтобы определять характерные особенности лидеров, формы их подготовки и награды для них, организациям необходимо соз­давать такие команды работников, которые будут выполнясь задания как единый организм. Эти команды будут выполнять собственные операции, по необходимости накладывать дисциплинарные взыскания, а также отвечать за качество и количество конечного продукта. Однако, не смотря на все вышеперечисленное, в каждой группе, к какой бы ни принадлежал человек - семье, спортивной команде, со­циальной группе, группе студентов, рабочей бригаде, - одно лицо обя­зательно имеет большее влияние, чем остальные члены этого маленького коллектива. Возможно, его даже называют лидером. Лидеры играют очень важную роль в каждой группе. В самом деле, организации будут менее эффективны, деятельность их окажется менее производительной, в экстре­мальных ситуациях такие группы окажутся не в состоянии выполнять поставленную задачу, если лидеры будут отсутствовать. Примером такой деятельности (в которой не учитывалась роль ли­дера) может служить компания «Форд» в период правления Генри Форда II. Генри Форд II не понимал важности лидерства для организации. Он был настоящим диктатором. Деспотическое злоупотребление властью было не просто чертой ого характера - это было его кредо. Как писал о нем, Ли Якокка: «Мне кажется, что внук основателя «Форд мотор компани» Генри Форд II никогда до конца не был уверен, сумеет ли он справиться со своей ролью руководителя доставшейся ему автомобильной империи». Генри Форд II жил по завету своего деда: «История - это вздор». Он старался не оставлять никаких следов своей деятельности. «Унич­тожай все, что можешь - это стало его правилом, а со временен пере­росло в настоящую манию». И частично это правило коснулось всей компании. Нельзя сказать, что Генри уничтожал компанию. Но можно отчетливо заявить, что он не давал развиваться ей в полной силе. Компания «Форд» могла бы вырасти до такой степени, что, в конечном счете, могла бы настичь «Дженерал моторс», а затем обойти ее и снова стать автомобильной компанией номер один. Однако Генри постоянно боялся, что лидеры в его компании пыта­лись вычеркнуть его имя из названия компании. Это преследовало его в течение всей его жизни. Он не задумывался, будет, расцветать «Форд» или нет, главное для него было - это сохранить компанию за своей семьей. Поэтому всякий раз, когда кто-либо из руководителей фирмы обретал власть и влияние, Генри подрезал этому человеку крылья и лишал властных полномочий. Такая тактика продолжала использоваться на протяжении всего того времени, пока Генри II был у руля «Форда». Ли Якокка, уже, после того как он покинул эту фирму, (он занимал пост президента компании) прокомментировал данную ситуацию сле­дующим образом: «Как я имел возможность изучить на собственной шкуре, у Генри Форда была отвратительная привычка избавляться от сильных лидеров». Последствием такой привычки стало то, что компания «Форд» упус­тила множество замечательных перспектив, которые раскрывались перед ней. Таким образом, все это показывает, что от одного человека может зависеть результат деятельности всей организации. Лидерство для организаций играет одну из решающих ролей. В современном мире лидерство приобретает глобальный характер. Дня того, чтобы организация эффективно функционировала у ее руля должен стоять лидер-менеджер. Однако не сегодняшний день многие организации и не задумываются об этой проблеме. Хотя необходимо отметить, что этой проблеме стали уделять больше внимания, но все равно многое остается еще покрыто тайной. Руководители предприятий должны не только воспитывать в себе лидера, но и поощрять лидерские качества у своих подчиненных. Таким образом, делая выводы по этому параграфу можно отметить следующее:

1. Лидерству  необходимо уделять должное внимание  на всех уровнях управления.

2. Необходимо  поощрять и развивать лидерские  качества у персонала. 

3. Нельзя бояться  и убегать от лидерства.

4. Необходимо  помнить, что лидерство - это  помощник в управлении, а не  помеха.

Лидерство может  способствовать быстрому росту организации. И эта проблема должна изучаться  не только в Вузах, но и на рабочих  местах. Т.е. можно устраивать занятия  с персоналом, где определять их склонность к лидерству, уровень  их лидерства, а также проводить  различные мероприятия, которые  развивали бы эти качества у работни­ков. Никогда не следует забывать, что лидерство - это помощник человека не только в работе, но и в жизни. 

3.3 Лидер или руководитель 

Политическая  власть независимо от ее носителей  строится в форме пирамиды. В ее основании те или иные господствующие и правящие силы, классы, над ними – их политически активная часть, организованная верхушка. Последняя  может быть сплочена в одну или  несколько партий; она же формирует  аппарат государственной власти. Пирамида сужается до верхних этажей политической иерархии, высших органов  управления государством, и венчается  главой государства. На каждой ступени  власти, в любом ее звене, учреждении, органе есть свои пирамиды и пирамиды власти, управляющие ими, и везде  есть группа ответственных руководителей, составляющих администрацию, или аппарат  власти. Возглавляющие их руководители ведут за собой подчиненных. Отсюда и понятие «лидер» - ведущий или  идущий впереди. Но все ли руководители лидеры? Иначе говоря, кого из них  и почему можно так назвать? Не проще ли обойтись привычным понятием «начальник или руководитель», прежде очень распространенным? Итак, почему все-таки лидер?

       Так или иначе, понятия "лидерство"  и "руководство" имеют принципиально  разные социальные, политические  и, естественно, психологические  значения. Суть различий – в  характере и направлении выдвижения "номера первого". Лидер, даже  если он изначально предложен  кем-то со стороны, признает, принимает,  наконец, избирает ведомая им  группа. В этом смысле лидер  всегда выдвигается "снизу", более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается  "сверху", так или иначе навязывается. Это назначение может носить  политический или административный  характер, ведомые могут по-разному  выразить свое к нему отношение,  в определенных случаях даже  заблокировать его. Но и тогда  другой кандидат будет скорее  всего назначен «сверху». Иными  словами, лидерство можно обозначить  вектором, направленным снизу вверх;  руководство же – вектором противоположного направления. В советской социальной психологии было принято различать эти понятия иначе. Под лидерством имелась в виду характеристика психологических отношений, возникающих в группе "по вертикали", т.е. с точки зрения отношений доминирования и подчинения. Понятие же «руководство» относилось к организации деятельности группы, к процессу управления ею. Считается, что лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель – официальных отношений группы как некоей социальной организации; лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство – элемент макросреды; лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным; по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе; руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, а также сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя – более широкая социальная система. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                
 
 
 

                      Заключение

     Лидерство - это искусство, мастерство, умение, талант. Лидеры бывают разные. В конце  концов, каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в  речи и поведении. Однако оба они  могут действовать с равной эффективностью – внушать к себе доверие и  добиваться того, чтобы работа выполнялась  быстро и качественно.

     Подводя итог, можно сформулировать наиболее важные, личные черты преуспевающего лидера:

  1. Лидер должен быть оптимистом. Оптимист охотно выслушает идеи других, потому, что он всегда ждет хороших новостей, в отличие от пессимиста, который старается слушать как можно меньше, ожидая плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, в то время как пессимист считает, что от них мало прока.
  2. Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их искренне интересует то, что делают другие, и это внимание возвышает в глазах подчиненного как его самого, так и лидера. Хороший лидер доступен, он не прячется за дверью своего кабинета.
  3. Коммуникативность. Хороший лидер постоянно и эффективно общается с людьми.
  4. Лидер должен быть смелым (склонность к риску). Лидер всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Лидер должен подталкивать людей к новым вопросам, поощрять стремление к инновациям. Организация прекращает продвижение к процветанию, как только в ней перестают осуществляться изменения.
  5. Лидер должен обладать широтой взгляда. Лидер должен проявлять большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы. Он задает вопросы, старается быть полезным, не надоедая им. Если ему придется продвинуться по службе, никогда не лишне иметь более широкие знания, нежели об одном каком-то отделе, подразделении или управлении.
  6. Лидер должен быть тактичен и внимателен - это простой закон жизни. В нашем стремлении, во что бы то ни стало, увидеть работу выполненной, мы становимся нетерпеливыми и глухими к чувствам других. Один мудрец сказал, что каждое замечание нужно упаковывать как бутерброд – меж двух ломтей хвалы. Лучшие лидеры проявляют заботу о людях тактичным и внимательным обращением с ними.
  7. Лидер справедлив. Когда лидер принимает решения насчет оценки чьей-то деятельности, они затрагивают интересы всей группы. Если сотрудник получает надбавку – а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, - это вызовет волну протеста среди других сотрудников. Поэтому так важно быть справедливым.
  8. Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству – это говорить вышестоящим менеджерам то, что им не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным – говорить, когда они правы и когда неправы. Быть честным – умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах фирмы всегда должна быть превыше всего.
  9. Лидер честолюбив. Он честолюбив в отношении самого себя, но честолюбие хорошего лидера распространяется и на его подчиненных. Он радуется достижениям сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет других своим энтузиазмом и энергией, и все успевает по службе.
  10. Целостность, последовательность. У лидера должны быть ценности, и он должен последовательно делать то, что считает правильным. Будучи непоследовательным, лидер не может ожидать, что люди пойдут за ним. Смена настроений руководителя ложится тяжелым бременем на подчиненных.
  11. Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия - отличительные черты сильного лидера. Люди, которые уверены в себе без того, чтобы непрестанно твердить об этом, обладают магнетизмом. Уже сама уверенность в поведении внушает подчиненным доверие и чувство спокойствия.
  12. Лидер должен быть наставником. Каждый крупный лидер в истории, прежде всего, был учителем. Лидер должен передавать свой опыт лидерства. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, уравновешенность, решительность.

     Готовность  многих людей брать  на себя инициативу, выполнять функции  лидера, выявляя проблемы на своем уровне и  решая их, определяется как важное условие  жизнеспособности современной  организации и  общества в целом.

     Организации, добившиеся успеха, отличаются от противоположных  тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. 
 
 

                                  Список литературы 
 
 

1. Васильев П. Московский конкурс «Менеджер года – 2000» //Проблемы теории и практики управления. 2001. №3.

2. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М., 2001.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1998.

4. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелл Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000.

5. Карташова Л.В., Наумов А.И., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. М., 2001.

6. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. М., 1993.

7. Литвинцева Н.А. Психологические тесты для деловых людей. М., 1996.

8. Максвелл Д. 21 неопровержимый закон лидерства. Мн., 2001.

9. Менеджмент: Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. М.,  2000.

10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

11. Организационная психология / Сост. И общ. Редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка. СПб., 2001.

12. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. Научный редактор А.А. Радугин. М., 1997.

13. Подшибякин А. Будущее – в движении //Бизнес журнал. 2002. №8.

14. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя / Авт.-сост. Н.Я. Сацков. Д., 1998.

15. Пугачев В.Г. Руководство персоналом организации. М., 1998.

16. Решетников А.В., Шамшурин В.И.,. Шамшурина Н.Г. Социально-исторический портрет лидера организации //Социс. 2001. №10.

Информация о работе Лидерство