Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 00:00, контрольная работа
Этапы становления и развития советской детской психологии неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году.
1. Введение ……………………………………………………….………………...3
2. 1. Научная деятельность Л.С. Выготского…………………………………… 4
Проблема сознания……………………………………………………………...5
3. 2. Исторический принцип детской психологии. (Л.С. Выготского)………...5
Психические функции…………………………………………………….……7
Законы психологического развития ребенка……………………...…….…....8
4. 3. Гипотеза Л.С. Выготского.………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………11
Литература…………………………………………………………………………12
муниципальное учреждение высшего профессионального образования
Контрольная работа
По дисциплине "Психология развития
и возрастная психология"
На тему: «Л.С. Выготский и его школа»
Выполнила: студентка 3 курса
заочной формы обучения
группа 3.3
Специальности "Психология"
Воронеж
2006
Содержание
1. Введение ……………………………………………………….………………..
2. 1. Научная деятельность Л.С. Выготского…………………………………… 4
Проблема сознания…………………………………………………………
3. 2. Исторический принцип детской психологии. (Л.С. Выготского)………...5
Психические функции…………………………………………………….……
Законы психологического развития ребенка……………………...…….…....8
4. 3. Гипотеза Л.С. Выготского.…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Этапы становления и развития советской детской психологии неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относиться что свершилось тогда, справедливость требует признать, что по масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областях жизни, это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф. Энгельса, "нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли страсти и характеру, по многосторонности и учености". В психологии такой личностью стал Л.С. Выготский. Он строил теорию развития сознательной личности ребенка "в обстановке всеобщей революции" и само его учение было "насквозь революционным". Революционными были жизнь и творчество многих русских интеллигентов, и здесь надо согласиться с поэтом: "Времена не выбирают в них живут и умирают".
Замечено не только нами, что развитие научной генетической психологии совпадало с фундаментальными изменениями в структуре общества и культуры. Именно эти изменения ставят наукой новые генетические цели.
1. Научная деятельность Л.С. Выготского
Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал что "проблема метода есть начало и основа, альфа и омег всей истории культурного развития ребенка". Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития предложил. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. Без преувеличений можно сказать, что Л.С Выготский сделал все, чтобы детская психология стала полноценной и подлинной наукой, имеющей свой предмет, метод и закономерности; он сделал все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей, поновому подходить к проблемам возрастной нормативной диагностики психического развития. [3. 265c]
Истина теории Л.С. Выготского освещала не только заблуждения современных ему биологизаторских теорий развития, но и предостерегала будущие поколения ученых от некритического заимствования чуждого научного мировоззрения. Л. С. Выготский писал: "Для диалектически-
К этим ложным идеям относятся прежде всего теории эмпирического эволюционизма, опасность возрождения которых постоянно ощущается в детской психологии на протяжении последних лет. Эмпирический характер подобных теорий, писал Л. С. Выготский, "приводит к тому, что они теряют всякую теоретическую устойчивость, вбирая в себя и эклектически ассимилируя чужеродные элементы". [1. 268c]
Проблема сознания
Центральной для всей истории советской психологии стала проблема сознания. В философском плане сознание обычно понимают как специфическую особенность человеческой психики, формирующуюся в системе общественных отношений, в труде, на основе речи и освоения различных форм общественного сознания. Подчеркивается не только обусловленность сознания людей их общественным бытием, но и его активная роль в деятельности людей, когда "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его".[1. 248c]
Намечая программу изучения сознания, Л. С. Выготский отмечал, что загадки сознания, да и психики вообще, никакими уловками — ни методологическими, ни принципиальными — не обойдешь. Известно, что В. Джеймс спрашивал, существует ли сознание, и отвечал, что в существовании дыхания он не сомневается, но в существовании сознания сомневается. По мнению Л. С. Выготского, такую постановку вопроса можно принимать только как гносеологическую: "Психологически же сознание есть несомненный факт, первостепенная действительность, и факт огромнейшего значения, а не побочного или случайного. До той поры в психологии не будут сведены концы с концами, покуда не поставлена отчетливо и бесстрашно проблема сознания и психики и покуда она не будет решена экспериментально объективным путем". [4.69c]
Л.С. Выготский определил область своего исследования как "вершинную психологию" (психологию сознания), которая противостоит двум другим — "поверхностной" (теории поведения) и "глубинной" (психоанализ). Он рассматривал сознание как "проблему структуры поведения".
2. Исторический принцип детской психологии. (Л.С. Выготского)
Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он первым ввел исторический принцип в область детской психологии. "До сих пор,— писал Л. С. Выготский,— еще многие склонны в ложном свете представлять идею исторической психологии. Они отождествляют историю с прошлым. Изучать нечто исторически означает для них изучать непременно тот или иной из фактов прошлого. Это наивное понимание — видеть непроходимую грань между изучением историческим и изучением наличных форм. Между тем, историческое изучение просто означает применение категории развития к исследованию явлений. Изучать исторически что либо - значит изучать в движении. Это и есть основное требование диалектического метода". [3. 59c]
Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания.
Все современные Л. С. Выготскому теории детского развития трактовали этот процесс с биологизаторской точки зрения. Убедиться в этом можно, рассмотрев табл. 1, на которой показано, как самые крупные научные концепции отвечают на вопросы о таких параметрах детского развития, как его ход, условия, источник, форма, специфика, движущие силы. [1.231c]
С точки зрения Л. С. Выготского, все современные ему теории описывали ход детского развития как процесс перехода от социального к индивидуальному. Поэтому не удивительно, что центральной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности.
Условия развития, с точки зрения большинства представителей западной психологии,— наследственность и среда. Источник развития они ищут внутри индивида, в его природе. Однако главная черта всех концепций — это понимание развития как приспособления человека к окружающей его среде. В этом состоит их биологизаторская суть. В современных концепциях в основе детского развития так же лежат, если не наследственные, то биологические процессы приспособления.
Параметры развития ребенка и их понимание в разных научных концепциях представлены в Таблице 1. [2. 85c]
Таблица 1.
Психологи | Ход развития | Условия | Источник | Форма развития | Специфика развития | Движущие силы развития |
Ст. Холл
К. Бюллер
В. Штерн К. Коффка З. Фрейд. Ж.Пиаже А. Бандура и др. Э. Эриксон
| От индивидуального к социальному (социализация) |
Наследственность и среда | Внутри индивида (его природе) |
Приспособление | Разные формы концепции рекапитуляции: 1.Теория повторения 2. Теория полезности 3.Теория соответствия |
Конвергенция 2-х факторов |
Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я Гальперин В.В. Давыдов | От социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций) |
Морфофизиологические особенности мозга общение | Вне индивида (среда) |
присвоения | Развитие ребенка не подчиняется действию биологических законов, а подчиняется действию общественно-исторических законов | обучение
деятельность |
Психические функции
По Л. С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Вспомним слова К. Маркса о промышленности как чувственно предлежащей перед нами психологии. По К. Марксу (Л. С. Выготский разделял эти его идеи!), "присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов". В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.
Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого Ребенка. Так, например, сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.[1. 191c]
Л. С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо, рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. Л. С. Выготский ввел понятие ключевого переживания. Как позднее справедливо указывала Л. И. Божович, "понятие переживания, введенное Л.С. Выготским, выделило и обозначило ту важнейшую психологическую действительность, с изучения которой надо начинать анализ роли среды в развитии ребенка; переживание представляет собой как бы узел, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств".
Законы психологического развития ребенка
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания
Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий. [1. 200c]