Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 00:00, контрольная работа
Этапы становления и развития советской детской психологии неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году.
1. Введение ……………………………………………………….………………...3
2. 1. Научная деятельность Л.С. Выготского…………………………………… 4
Проблема сознания……………………………………………………………...5
3. 2. Исторический принцип детской психологии. (Л.С. Выготского)………...5
Психические функции…………………………………………………….……7
Законы психологического развития ребенка……………………...…….…....8
4. 3. Гипотеза Л.С. Выготского.………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………11
Литература…………………………………………………………………………12
Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития исходит в процессе приспособления к природе путем наследственности свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет данных форм поведения в среде. Его развитие происходит присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
3. Гипотеза Л.С. Выготского
Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Bыдвигая эту идею, Л. С. Выготский решительно выступал против функционализма современной ему психологии. Он считал, что человеческое сознание — не сумма отдельных процессов, а система структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру входит и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря — обобщения. Если на системное развитие сознания обучение не оказывает прямого влияния, то развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно непосредственно управлять. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания. Поэтому, по словам Л. С. Выготского, "один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии" или "обучаем на копейку, а развитие получаем на рубль".[3. 64c]
Высказанная в начале 30-х годов, эта гипотеза, обладавшая огромной потенциальной силой, имела ряд существенных недостатков. Во-первых, схема сознания, предложенная Л. С. Выготским, носила интеллектуалистический характер. В структуре сознания рассматривались лишь познавательные процессы, а развитие мотивационнопотребностной сферы сознательной личности оставалось за пределами внимания исследователей. Во-вторых, Л. С. Выготский сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей. Л. С. Выготский неоднократно писал о единстве общения и обобщения. По его мнению, "самым замечательным из всех фактов, относящихся к развитию детского мышления, является положение, что в меру того, как развивается общение ребенка со взрослыми, расширяется и детское обобщение, и наоборот". В этих утверждениях усматривался идеализм концепции Л. С. Выготского, сведение развития к взаимодействию сознаний. Наконец, в третьих, детская психология во времена Л. С. Выготского была исключительно бедна экспериментальными фактами, и его гипотеза еще не имела экспериментального подтверждения.
На протяжении многих лет гипотеза Л. С. Выготского оставалась гениальной интуицией. Преодоление недостатков и исторически обусловленных ограничений этой гипотезы составляет этапы становления советской детской психологии.[4. 53c]
Заключение
Сегодня мы можем сказать, что три сферы человеческого бытия: чувства, интеллект и поведение изучаются в крупнейших психологических концепциях — психоанализе, теории интеллекта и бихевиоризме. Приоритет же в развитии "вершинной психологии" или психологии развития сознания, принадлежит советской науке. С полным правом можно утверждать, что Л. С. Выготский осуществил задачу перестройки психологии на основе глубокого философского анализа. Для Л. С. Выготского были важны вопросы: Каким образом человек в своем развитии выходит за пределы "животной" природы? Каким образом в процессе своей общественной жизни он развивается как культурное и трудящееся существо? Согласно Л. С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения; только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, a сами природные потребности человека в процессе его истории развития претерпели глубокие изменения.
Классическую детскую психологию на протяжении всего периода ее становления интересовали общие закономерности психического развития любого ребенка, независимо от его индивидуальности. Ни одна из практических задач не может быть решена без хорошей теории. И здесь огромное поле деятельности для новых поколений психологов.
Литература
1. Обухова Л.Ф., Возрастная психология./ Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. -374с.
2. Богословский В.В., Общая психология. / В.В. Богословский - М.: Просвещение, 1981. - 383с.
3. Ковалев А.Г., Психологические особенности человека. / А.Г. Ковалев. - М.: Изд-во ЛГУ. 1960. -390с.
4. Кузьмина Н.Ф., Форомирование педагогических способностей. / Н.Ф. Кузьмина. М.: Просвящение, 1986. - 253с.
2