Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:56, реферат
Всякий дефект, т.е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельность, является минусом, с другой - именно потому, что он затрудняет и нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма, он толкает, побуждает организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения.
Л.С. Выготский о дефекте и компенсации…………………………2
Дефектология в научной биографии Л.С.Выготского…………….4
Список литературы ..….………………
Л.С. Выготский о дефекте и компенсации…………………………2
Дефектология в научной биографии Л.С.Выготского…………….4
Список
литературы ..….…………………………………………….14
Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.
Всякий
дефект, т.е. какой-либо телесный недостаток,
ставит организм перед задачей преодолеть
этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать
ущерб, приносимый им. Таким образом,
влияние дефекта всегда двойственно
и противоречиво: с одной стороны,
он ослабляет организм, подрывает
его деятельность, является минусом,
с другой - именно потому, что он затрудняет
и нарушает деятельность организма,
он служит стимулом к повышенному
развитию других функций организма,
он толкает, побуждает организм к
усиленной деятельности, которая
могла бы компенсировать недостаток,
преодолеть затруднения. Это общий
закон: минус дефекта превращается
в плюс компенсации, т.е. недостаток
оказывается стимулом повышенного
развития и деятельности. Различают
два основных вида компенсации: прямую,
или органическую, и непрямую, или
психическую. Первая имеет место
большей частью при повреждении
или удалении одного из парных органов,
например при удалении почки, одного
легкого и т.д. Другой оставшийся
орган компенсаторно
Воспитание ребенка с тем или иным дефектом опирается обычно на непрямую, психическую компенсацию, так как прямая, органическая компенсация слепоты, глухоты и тому подобных недостатков невозможна.
И
далее: «Сам по себе органический дефект
(слепота, глухота и т.п.); есть факт
биологический. Но воспитателю приходится
иметь дело не столько с этими
фактами самими по себе, сколько
с их социальными последствиями,
когда перед нами слепой ребенок как объект
воспитания (СНОСКА: В рамках личностно-ориентированного
подхода употребление выражения «объект
воспитания» по отношению к ребенку некорректно.
Человек всегда является «субъектом своей
активности» (прим. науч. ред), здесь приходится
иметь дело не столько со слепотой, сколько
с теми конфликтами, которые возникают
у такого ребенка при вхождении в жизнь.
Поэтому воспитание дефективного ребенка
(СНОСКА: В настоящее время данный термин
также не употребляется по этическим соображениям
(прим. науч. ред) есть социальное воспитание.
Так же точно и процессы компенсации, возникающие
у такого ребенка под влиянием дефекта,
направляются в основном не по линии органического
восполнения недостатка (что невозможно),
а по линии психологического преодоления,
замещения, выравнивания дефекта, по линии
завоевания социальной полноценности
или приближения к ней. Дефект, как сказано
выше, есть не только минус, недостаток,
слабость, но и плюс, источник силы и способностей,
стимул к компенсации. Одновременно с
дефектом даны и психологические тенденции
противоположного направления, даны силы
для преодоления этого дефекта. Наука
указывает путь для воспитания дефективного
ребенка: надо построить весь воспитательный
процесс по линии естественных тенденций
к компенсации дефекта».
Дефектология в научной биографии Л.С.Выготского
В деятельности и в творчестве Льва Семеновича проблемы дефектологии занимали значительное место. Весь московский период жизни, все десять лет Лев Семенович параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую и экспериментальную работу в области дефектологии. Удельный вес исследований, выполненных по этой проблематике, весьма велик...
...Лев
Семенович начал свою научную
и практическую деятельность
в области дефектологии еще
в 1924 г., когда он был назначен
заведующим подотделом
В 1926 г. им была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции (в Москве, на Погодинской ул., дом 8). За три года своего существования сотрудники этой лаборатории накопили интересный исследовательский материал и проделали важную педагогическую работу. Около года Лев Семенович был директором всей станции, а затем стал ее научным консультантом.
В
1929 г. на базе названной выше лаборатории
создается Экспериментальный
Постепенно увеличивался штат научных работников, расширялась база для исследований. В институте осуществлялось обследование аномального ребенка, диагностирование и планирование дальнейшей коррекционной работы с глухими и умственно отсталыми детьми.
До сих пор многие дефектологи вспоминают, как научные и практические работники стекались из разных районов Москвы, чтобы наблюдать за тем, как Л.С. Выготский обследовал детей, а затем подробно анализировал каждый отдельный случай, вскрывая структуру дефекта и давая практические рекомендации родителям и педагогам.
В ЭДИ существовала школа-коммуна для детей с отклонениями в поведении, вспомогательная школа (для умственно отсталых детей), школа глухих и клинико-диагностическое отделение. В 1933 г. Л.С. Выготский совместно с директором института И.И. Данюшевским решили заняться изучением детей с нарушениями речи.
Проведенные
Л.С. Выготским в этом институте
исследования до сих пор являются
основополагающими для
Трудно назвать работу последних лет в области психологии и педагогики аномального ребенка, которая не испытала бы на себе влияния идей Льва Семеновича и прямо или косвенно не обращалась бы к его научному наследию. Его учение до сих пор не теряет своей актуальности и значимости.
В сфере научных интересов Л.С. Выготского был большой круг вопросов, относящихся к изучению, развитию, обучению и воспитанию аномальных детей. На наш взгляд, наиболее значимыми являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности и особенности его компенсации и правильной организации изучения, обучения и воспитания аномального ребенка. Коротко охарактеризуем некоторые из них.
Понимание
Львом Семеновичем природы и
сущности аномального развития отличалось
от широко распространенного
Проблема
компенсации дефекта нашла
Разрабатываемая теория компенсации органично входила в исследуемую им проблему развития и распада высших психических функций. Уже в 20-х г.г., Л.С. Выготский выдвинул и обосновал необходимость социальной компенсации дефекта как задачи первостепенной важности: "Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически".
В
последующие годы Лев Семенович
углубил и конкретизировал
Л.С.
Выготский в свете
Итак, в работах 20-х гг. Л.С. Выготский лишь в наиболее общем виде выдвигал идею замены биологической компенсации социальной. В его последующих трудах эта идея обретает конкретную форму: путь компенсации дефекта - в формировании обходных путей развития аномального ребенка.
Лев Семенович утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам. Но наряду с общими закономерностями он отмечал и своеобразие развития аномального ребенка. И как главную особенность аномальной психики выделял расхождение биологического и культурного процессов развития.
Известно, что у каждой из категорий аномальных детей по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта, поэтому роль обучения в их развитии приобретает особую значимость. Умственно отсталому, глухому и слепому ребенку рано начатое, правильно организованное обучение и воспитание необходимы в большей степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Характеризуя
дефективность как "социальный вывих",
Лев Семенович вовсе не отрицает,
что органические дефекты (при глухоте,
слепоте, слабоумии) - факты биологические.
Но поскольку воспитателю
Вырвать аномального ребенка из состояния изолированности, открыть перед ним широкие возможности для подлинно человеческой жизни, приобщить его к общественно полезному труду, воспитать из него активного сознательного члена общества - вот задачи, которые, по мнению Л.С. Выготского, должна в первую очередь решать специальная школа.
Опровергнув ложное мнение о пониженных "общественных импульсах" у аномального ребенка, Лев Семенович ставит вопрос о необходимости его воспитания не в качестве инвалида-иждивенца или социально-нейтрального существа, а в качестве активной сознательной личности.
В процессе педагогической работы с детьми, имеющими сенсорные или интеллектуальные отклонения, Л.С. Выготский считает необходимым ориентироваться не на "золотники болезни" ребенка, а на имеющиеся у него "пуды здоровья".
В
то время суть коррекционной работы
специальных школ, сводившаяся к
тренировке процессов памяти, внимания,
наблюдательности, органов чувств,
представляла собой систему формальных
изолированных упражнений. Л.С. Выготский
одним из первых обратил внимание
на тягостный характер этих тренировок.
Он не считал правильным выделение
системы подобных упражнений в обособленные
занятия, в превращение их в самоцель,
а ратовал за такой принцип
коррекционно-воспитательной работы,
при котором исправление
Разрабатывая в детской психологии проблему соотношения обучения и развития, Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что обучение должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой развитие ребенка.
Такое понимание соотношения этих процессов привело его к необходимости учитывать как наличный ("актуальный") уровень развития ребенка, так и его потенциальные возможности ("зону ближайшего развития"). Под "зоной ближайшего развития" Л.С. Выготский понимал функции, "находящиеся в процессе созревания, функции, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии, функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, т.е. тем, что только-только созревает".