Л.С. Выготский о дефекте и компенсации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:56, реферат

Описание

Всякий дефект, т.е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельность, является минусом, с другой - именно потому, что он затрудняет и нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма, он толкает, побуждает организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения.

Содержание

Л.С. Выготский о дефекте и компенсации…………………………2
Дефектология в научной биографии Л.С.Выготского…………….4
Список литературы ..….………………

Работа состоит из  1 файл

Л.docx

— 31.14 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, в процессе разработки понятия "зоны ближайшего развития" Львом  Семеновичем был выдвинут важный тезис о том, что при определении  умственного развития ребенка нельзя ориентироваться только на то, что  им достигнуто, т.е. на пройденные и  завершенные этапы, а необходимо учитывать "динамическое состояние  его развития", "те процессы, которые  сейчас находятся в состоянии  становления".

      По  мнению Выготского, "зона ближайшего развития" определяется в процессе решения ребенком трудных для  его возраста задач при наличии  помощи со стороны взрослого. Таким  образом, оценка умственного развития ребенка должна основываться на двух показателях: восприимчивости к  оказываемой помощи и к способности  решать в дальнейшем аналогичные  задачи самостоятельно.

      В своей повседневной работе, сталкиваясь  не только с нормально развивающимися детьми, но и проводя обследование детей с отклонениями в развитии, Лев Семенович убедился в том, что идеи о зонах развития весьма продуктивны в приложении ко всем категориям аномальных детей.

      Ведущим методом обследования детей педологами было использование психометрических тестов. В ряде случаев интересные сами по себе они, тем не менее, не давали представления о структуре дефекта, о реальных возможностях ребенка. Педологи считали, что способности можно и нужно количественно измерять с целью последующего распределения детей по разным школам в зависимости от результатов этого измерения. Формальная оценка детских способностей, проводимая тестовыми испытаниями, приводила к ошибкам, в результате которых нормальные дети направлялись во вспомогательные школы.  

      В своих трудах Л.С. Выготский подверг  критике методологическую несостоятельность  количественного подхода к изучению психики с помощью тестовых испытаний. По образному выражению ученого, при таких обследованиях "километры  суммировались с килограммами".

      После одного из сделанных Выготским докладов (23 декабря 1933г.) его попросили высказать  свое мнение о тестах. Выготский  ответил на это так: "У нас  на съездах умнейшие ученые спорили - какой лучше метод: лабораторный или экспериментальный. Это все  равно, что спорить, что лучше: нож  или молоток. Метод - это всегда средство, метод - это всегда путь. Можно ли сказать, что самый лучший путь - это из Москвы в Ленинград? Если вы хотите ехать в Ленинград, то, конечно, это так, а если в Псков - то это  плохой путь. Нельзя сказать, что тесты - всегда плохое или хорошее средство, но можно сказать одно общее правило, что тесты сами по себе не являются объективным показателем умственного  развития. Тесты всегда выявляют признаки, а признаки не указывают на процесс  развития прямо, а всегда нуждаются  в дополнении другими признаками".

      Отвечая на вопрос о том, могут ли тесты  служить критерием актуального  развития, Л.С. Выготский сказал: "Мне  кажется, вопрос заключается в том, какие тесты и как ими пользоваться. На этот вопрос можно ответить так  же, как если бы у меня спросили - может ли нож быть хорошим средством  для хирургической операции. Смотря какой? Нож из нарпитовской столовой, конечно, будет плохим средством, а хирургический - будет хорошим".

      "Изучение  трудновоспитуемого ребенка, - писал  Л.С. Выготский, - более, чем какого-либо  другого детского типа, должно  основываться на длительном наблюдении  его в процессе воспитания, на  педагогическом эксперименте, на  изучении продуктов творчества, игры и всех сторон поведения  ребенка".

      "Тесты  для исследования воли, эмоциональной  стороны, фантазии, характера и  т. д. могут быть использованы  в качестве вспомогательного  и ориентировочного средства".

      Из  приведенных высказываний Л.С. Выготского видно: он считал, что тесты сами по себе не могут быть объективным  показателем умственного развития. Однако он не отрицал допустимости их ограниченного использования  наряду с другими методами изучения ребенка. По сути дела, взгляд Выготского на тесты сходен с тем, которого придерживаются в данное время психологи и  дефектологи.

      Много внимания в своих работах Л.С. Выготский уделял проблеме изучения аномальных детей и их правильному  отбору в специальные учреждения. Современные принципы отбора (всестороннее, целостное, динамичное, системное и  комплексное изучение) детей уходят своими корнями в концепцию Л.С. Выготского.

      Идеи  Л.С. Выготского об особенностях психического развития ребенка, о зонах актуального  и ближайшего развития, ведущей роли обучения и воспитания, необходимости  динамического и системного подхода  к осуществлению коррекционного воздействия с учетом целостности  развития личности и ряд других нашли  отражение и развитие в теоретических  и экспериментальных исследованиях  отечественных ученых, а также  в практике разных типов школ для  аномальных детей.  

      В начале 30-х гг. Л.С. Выготский плодотворно  работал в области патопсихологии. Одним из ведущих положений этой науки, способствующих правильному  пониманию аномального развития психической деятельности, по мнению известных специалистов, является положение  о единстве интеллекта и аффекта. Л.С. Выготский называет его краеугольным камнем в развитии ребенка с сохранным  интеллектом и умственно отсталого. Значение этой идеи выходит далеко за рамки тех проблем, в связи  с которыми она была высказана. Лев  Семенович считал, что "единство интеллекта и аффекта обеспечивает процесс регуляции и опосредствованность  нашего поведения (в терминологии Выготского - "изменяет наши действия")" .

      Л.С. Выготский по-новому подошел к  экспериментальному исследованию основных процессов мышления и к изучению того, как формируются и как  распадаются высшие психические  функции при патологических состояниях мозга. Благодаря работам, проведенным  Выготским и его сотрудниками, процессы распада получили свое новое  научное объяснение...

      Проблемы  патологии речи, интересовавшие Льва Семеновича, стали изучаться под  его руководством в школе-клинике  речи ЭДИ. В частности, с 1933-1934 гг. вопросами  изучения детей-алаликов занималась одна из учениц Льва Семеновича - Роза Евгеньевна Левина.

      Льву  Семеновичу принадлежат попытки  тщательного психологического анализа  изменений речи и мышления, которые  наступают при афазии. (Эти идеи были в последующем развиты и  детально разработаны А.Р. Лурия)...

      Теоретико-методологическая концепция, разработанная Л.С. Выготским, обеспечила переход дефектологии с  эмпирических, описательных позиций  на подлинно научные основы, способствуя  становлению дефектологии как науки.

      Такие известные дефектологи, как Э.С.Бейн, Т.А.Власова, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф, которым посчастливилось  работать со Львом Семеновичем, так оценивают его вклад в развитие теории и практики: "Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики трудных (аномальных) детей. Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу советской и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Список литературы:

      1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. - М.: Просвещение, 1995

      2. Взаимообусловленность коррекции  и компенсации. И.Ю.Майсурадзе

      3. Головин С.Ю. Словарь практического  психолога. – Минск, 1998

      4. Дефектология: Словарь-справочник / Под  ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996

      5. Клиническая психология. Словарь.  под общей ред. Петровского  А.

      6. Основы дефектологии. Л.С. Выготский

      7. Общая психология. Словарь. Под  общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л.  А. 
 
 

Информация о работе Л.С. Выготский о дефекте и компенсации