Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:56, реферат
Всякий дефект, т.е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельность, является минусом, с другой - именно потому, что он затрудняет и нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма, он толкает, побуждает организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения.
Л.С. Выготский о дефекте и компенсации…………………………2
Дефектология в научной биографии Л.С.Выготского…………….4
Список литературы ..….………………
Таким образом, в процессе разработки понятия "зоны ближайшего развития" Львом Семеновичем был выдвинут важный тезис о том, что при определении умственного развития ребенка нельзя ориентироваться только на то, что им достигнуто, т.е. на пройденные и завершенные этапы, а необходимо учитывать "динамическое состояние его развития", "те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления".
По мнению Выготского, "зона ближайшего развития" определяется в процессе решения ребенком трудных для его возраста задач при наличии помощи со стороны взрослого. Таким образом, оценка умственного развития ребенка должна основываться на двух показателях: восприимчивости к оказываемой помощи и к способности решать в дальнейшем аналогичные задачи самостоятельно.
В своей повседневной работе, сталкиваясь не только с нормально развивающимися детьми, но и проводя обследование детей с отклонениями в развитии, Лев Семенович убедился в том, что идеи о зонах развития весьма продуктивны в приложении ко всем категориям аномальных детей.
Ведущим
методом обследования детей педологами
было использование психометрических
тестов. В ряде случаев интересные
сами по себе они, тем не менее, не давали
представления о структуре дефекта, о
реальных возможностях ребенка. Педологи
считали, что способности можно и нужно
количественно измерять с целью последующего
распределения детей по разным школам
в зависимости от результатов этого измерения.
Формальная оценка детских способностей,
проводимая тестовыми испытаниями, приводила
к ошибкам, в результате которых нормальные
дети направлялись во вспомогательные
школы.
В
своих трудах Л.С. Выготский подверг
критике методологическую несостоятельность
количественного подхода к
После
одного из сделанных Выготским докладов
(23 декабря 1933г.) его попросили высказать
свое мнение о тестах. Выготский
ответил на это так: "У нас
на съездах умнейшие ученые спорили
- какой лучше метод: лабораторный
или экспериментальный. Это все
равно, что спорить, что лучше: нож
или молоток. Метод - это всегда средство,
метод - это всегда путь. Можно ли
сказать, что самый лучший путь -
это из Москвы в Ленинград? Если вы
хотите ехать в Ленинград, то, конечно,
это так, а если в Псков - то это
плохой путь. Нельзя сказать, что тесты
- всегда плохое или хорошее средство,
но можно сказать одно общее правило,
что тесты сами по себе не являются
объективным показателем
Отвечая
на вопрос о том, могут ли тесты
служить критерием актуального
развития, Л.С. Выготский сказал: "Мне
кажется, вопрос заключается в том,
какие тесты и как ими
"Изучение
трудновоспитуемого ребенка, - писал
Л.С. Выготский, - более, чем какого-либо
другого детского типа, должно
основываться на длительном
"Тесты для исследования воли, эмоциональной стороны, фантазии, характера и т. д. могут быть использованы в качестве вспомогательного и ориентировочного средства".
Из
приведенных высказываний Л.С. Выготского
видно: он считал, что тесты сами
по себе не могут быть объективным
показателем умственного
Много внимания в своих работах Л.С. Выготский уделял проблеме изучения аномальных детей и их правильному отбору в специальные учреждения. Современные принципы отбора (всестороннее, целостное, динамичное, системное и комплексное изучение) детей уходят своими корнями в концепцию Л.С. Выготского.
Идеи
Л.С. Выготского об особенностях психического
развития ребенка, о зонах актуального
и ближайшего развития, ведущей роли
обучения и воспитания, необходимости
динамического и системного подхода
к осуществлению коррекционного
воздействия с учетом целостности
развития личности и ряд других нашли
отражение и развитие в теоретических
и экспериментальных
В
начале 30-х гг. Л.С. Выготский плодотворно
работал в области
Л.С. Выготский по-новому подошел к экспериментальному исследованию основных процессов мышления и к изучению того, как формируются и как распадаются высшие психические функции при патологических состояниях мозга. Благодаря работам, проведенным Выготским и его сотрудниками, процессы распада получили свое новое научное объяснение...
Проблемы патологии речи, интересовавшие Льва Семеновича, стали изучаться под его руководством в школе-клинике речи ЭДИ. В частности, с 1933-1934 гг. вопросами изучения детей-алаликов занималась одна из учениц Льва Семеновича - Роза Евгеньевна Левина.
Льву Семеновичу принадлежат попытки тщательного психологического анализа изменений речи и мышления, которые наступают при афазии. (Эти идеи были в последующем развиты и детально разработаны А.Р. Лурия)...
Теоретико-
Такие
известные дефектологи, как Э.С.Бейн,
Т.А.Власова, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова,
Ж.И. Шиф, которым посчастливилось
работать со Львом Семеновичем, так
оценивают его вклад в развитие теории
и практики: "Его труды служили научной
основой построения специальных школ
и теоретическим обоснованием принципов
и методов изучения диагностики трудных
(аномальных) детей. Выготский оставил
наследство непреходящего научного значения,
вошедшее в сокровищницу советской и мировой
психологии, дефектологии, психоневрологии
и других смежных наук".
1.
Выготский Л.С. Проблемы
2.
Взаимообусловленность
3.
Головин С.Ю. Словарь
4. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996
5. Клиническая психология. Словарь. под общей ред. Петровского А.
6. Основы дефектологии. Л.С. Выготский
7.
Общая психология. Словарь. Под
общей ред. Петровского А. В.,
редактор-составитель Карпенко