Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:46, контрольная работа
Общение является важным фактором в формировании человеческой психики и поведения. Развитие человека как личности происходит в социальной среде, которая в свою очередь представляет собой сложноустроенное общество, где люди объединены в различные группы, которые могут быть большими и малыми. Большими являются государства, нации, классы и другие социальные группы, создающиеся по экономическим, идеологическим, профессиональным, культурным, возрастным, половым и другим признакам.
1. Понятие малой группы и коллектива..........................................................................3
2. Феноменология малых групп......................................................................................8
3. Межличностные отношения в группах и коллективах...........................................13
4. Эффективность групповой деятельности................................................................17
Словарь используемых психологических терминов....................................................22
Список используемой литературы.................................................................................24
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра гуманитарных наук
Контрольная работа
по дисциплине «Психология и педагогика»
на тему: «Малая группа и коллектив»
Выполнил: студент 21-з группы
заочной формы обучения
экономического факультета
Терещенкова Е.Н.
Проверил: доцент Смирнова С.Г.
Смоленск 2011
План:
Словарь используемых психологических
терминов......................
Список используемой
литературы....................
Общение является важным фактором в формировании человеческой психики и поведения. Развитие человека как личности происходит в социальной среде, которая в свою очередь представляет собой сложноустроенное общество, где люди объединены в различные группы, которые могут быть большими и малыми. Большими являются государства, нации, классы и другие социальные группы, создающиеся по экономическим, идеологическим, профессиональным, культурным, возрастным, половым и другим признакам. Малые группы — это малочисленная по своему составу совокупность людей (от 2-3 до 20-30 человек), члены которой имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Эти группы могут быть разными по количеству (размеру), составу, по характеру взаимоотношений между их членами, особенностям ценностей и правил взаимоотношений, межличностным отношениям, целям деятельности. Примером малых групп является семья, рабочий коллектив, спортивная команда и т.д.
Существуют следующие понятия малой группы, такие как групповые нормы (общие правила поведения, которых придерживаются члены группы), психологический климат (нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений), каналы коммуникаций (структура межличностного общения, или обмена информацией). Эти характеристики представляют собой параметры, по которым выделяют и изучают малые группы в социальной психологии. Рассмотрим существующую на данный момент классификацию малых групп (рис. 1):
УСЛОВНЫЕ (НОМИНАЛЬНЫЕ) |
ЛАБОРАТОРНЫЕ |
ФОРМАЛЬНЫЕ (ОФИЦИАЛЬНЫЕ) |
СЛАБОРАЗВИТЫЕ |
КОРПОРАЦИИ |
РЕФЕРЕНТНЫЕ |
НЕФОРМАЛЬНЫЕ (НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ) |
ВЫСОКОРАЗВИТЫЕ |
КОЛЛЕКТИВЫ |
НЕРЕФЕРЕНТНЫЕ |
Рис. 1. Классификация малых групп
«Коллектив» (от лат. cоllective — собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна удовлетворять ряду важных признаков: иметь общую цель у всех членов группы, успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству. Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.
Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.
Группа на пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения ее психологии, но и своеобразные кризисы. А.Г.Кирпичником была установлена, например, такая зависимость: всякая группа на пути своего развития как коллектив (если развитость оценивать по психологическому климату) обязательно проходит через период временного спада.
Путь движения разных малых групп к коллективу индивидуален, и каждая из них проходит его по-своему, включая период кризиса. Этот кризис может наступить в разные периоды существования группы, быть более или менее глубоким, преодолеваться с разной степенью успешности и в различные сроки. Содержание понятия коллектива со временем меняется, так как это не только психологическое, но и социально-идеологическое понятие. Оно несет на себе явный отпечаток условий, в которых зарождается, живет и развивается коллектив.
Феноменология — это совокупность основных явлений, характерных для некоторого объекта, например малых групп. Для более точной характеристики места каждого человека в группе психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».
Социально-психологическую структуру группы описывают также в понятиях композиции и каналов коммуникаций.
Композиция — это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. Группы, которые состоят из похожих друг на друга людей, являются однородной (гомогенной) композицией, в противоположном случае их композиция разнородна (гетерогенна).
Под каналами коммуникаций понимается система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим (рис.2.). Централизованные структуры каналов коммуникаций характеризуются тем, что в них один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания и играет основную роль в организации групповой деятельности. Через такого человека в группе осуществляется обмен информацией между другими членами группы.
Фронтальная Радиальная Иерархическая
Рис. 2. Типы внутригрупповых структур коммуникаций
Фронтальная структура каналов коммуникаций характеризуется тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямые контакты, могут все же видеть друг друга. Это позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности. Радиальный вариант централизованной структуры коммуникаций отличается от фронтального тем, что участники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и обмениваются информацией только через центральное лицо. Отличительная особенность централизованной иерархической структуры коммуникаций состоит в том, что здесь имеется несколько, не менее двух, уровней соподчинения участников, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение каждого при этом ограничено, и коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности. Цепной вариант этой структуры коммуникаций представляет собой такую систему общения, в пределах которой межличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке. Каждый из участников, за исключением двух крайних, здесь взаимодействует с двумя соседями, а те, кто занимает крайние позиции, только с одним. Круговая структура коммуникаций отличается от цепной. Во-первых, здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Во-вторых, имеющаяся в их распоряжении информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В-третьих, находясь лицом к лицу, участники такой структуры коммуникаций могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.