Малая группа и коллектив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание

Общение является важным фактором в формировании человеческой психики и поведения. Развитие человека как личности происходит в социальной среде, которая в свою очередь представляет собой сложноустроенное общество, где люди объединены в различные группы, которые могут быть большими и малыми. Большими являются государства, нации, классы и другие социальные группы, создающиеся по экономическим, идеологическим, профессиональным, культурным, возрастным, половым и другим признакам.

Содержание

1. Понятие малой группы и коллектива..........................................................................3
2. Феноменология малых групп......................................................................................8
3. Межличностные отношения в группах и коллективах...........................................13
4. Эффективность групповой деятельности................................................................17
Словарь используемых психологических терминов....................................................22
Список используемой литературы.................................................................................24

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика. к.р.ДОРАБОТКИ!!!.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Смоленская государственная  сельскохозяйственная академия» 

 

 

Кафедра гуманитарных наук

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

на тему: «Малая группа и коллектив»

 

 

 

Выполнил: студент 21-з группы

заочной формы  обучения

экономического  факультета

Терещенкова Е.Н.

Проверил:  доцент Смирнова С.Г.

 

 

 

Смоленск 2011

 

План:

 

  1. Понятие малой группы и коллектива..........................................................................3
  2. Феноменология малых групп......................................................................................8
  3. Межличностные отношения в группах и коллективах...........................................13
  4. Эффективность групповой деятельности................................................................17

Словарь используемых психологических терминов....................................................22

Список используемой литературы.................................................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие малой группы и коллектива

Общение является важным фактором в формировании человеческой психики и поведения. Развитие человека как личности происходит в социальной среде, которая в свою очередь представляет собой сложноустроенное общество, где люди объединены в различные группы, которые могут быть большими и малыми. Большими являются государства, нации,  классы и другие социальные группы, создающиеся по экономическим, идеологическим, профессиональным, культурным, возрастным, половым и другим признакам. Малые группы — это малочисленная по своему составу совокупность людей (от 2-3 до 20-30 человек), члены которой имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Эти группы могут быть разными по количеству (размеру), составу, по характеру взаимоотношений между их членами, особенностям ценностей и правил взаимоотношений, межличностным отношениям, целям деятельности. Примером малых групп является семья,  рабочий коллектив, спортивная команда и т.д.

Существуют  следующие понятия малой группы, такие как  групповые нормы (общие правила поведения, которых придерживаются члены группы), психологический климат (нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений), каналы коммуникаций (структура межличностного общения, или обмена информацией). Эти характеристики представляют собой параметры, по которым выделяют и изучают малые группы в социальной психологии. Рассмотрим существующую на данный момент классификацию малых групп (рис. 1):

  1. Условные (номинальные) – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе.  

МАЛЫЕ ГРУППЫ


УСЛОВНЫЕ (НОМИНАЛЬНЫЕ)




РЕАЛЬНЫЕ (ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ)




 

 

 

ЕСТЕСТВЕННЫЕ


ЛАБОРАТОРНЫЕ





ФОРМАЛЬНЫЕ (ОФИЦИАЛЬНЫЕ)

СЛАБОРАЗВИТЫЕ

КОРПОРАЦИИ

РЕФЕРЕНТНЫЕ


НЕФОРМАЛЬНЫЕ (НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ)

ВЫСОКОРАЗВИТЫЕ

КОЛЛЕКТИВЫ

НЕРЕФЕРЕНТНЫЕ




 Рис. 1. Классификация малых групп

  1. В противоположность номинальным группам выделяются реальные (действительные). Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
  2. Естественными называют такие группы, которые складываются сами по себе и существуют исходя из потребностей общества или людей. Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций. Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.  Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
  3. В отличие от естественных групп лабораторные создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.

«Коллектив» (от лат. cоllective — собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива.

Для того чтобы  назвать малую группу коллективом, она должна удовлетворять ряду важных признаков: иметь общую цель у  всех членов группы, успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству.  Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.

  • Под нравственностью понимается построение межличностных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.
  • Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет.
  • Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе.
  • Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разрушает коллектив.
  • Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность.
  • Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектив.
  • Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения.
  • Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

Таких малых  групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

Группа на пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения ее психологии, но и своеобразные кризисы. А.Г.Кирпичником была установлена, например, такая зависимость: всякая группа на пути своего развития как коллектив (если развитость оценивать по психологическому климату) обязательно проходит через период временного спада.

Путь движения разных малых групп к коллективу индивидуален, и каждая из них проходит его по-своему, включая период кризиса. Этот кризис может наступить в  разные периоды существования группы, быть более или менее глубоким, преодолеваться с разной степенью успешности и в различные сроки. Содержание понятия коллектива со временем меняется, так как это не только психологическое, но и социально-идеологическое понятие. Оно несет на себе явный отпечаток условий, в которых зарождается, живет и развивается коллектив.

 

 

  1. Феноменология малых групп

Феноменология — это совокупность основных явлений, характерных для некоторого объекта, например малых групп. Для более точной характеристики места каждого человека в группе психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль».

  • Позиция означает официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы и влияет на степень потенциального воздействия на поступки остальных членов группы.
  • В отличие от позиции статус индивида в группе — это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.
  • Внутренняя установка человека — это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут не совпадать.
  • Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Социально-психологическую  структуру группы описывают также в понятиях композиции и каналов коммуникаций.

Композиция — это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. Группы, которые состоят из похожих друг на друга людей, являются однородной (гомогенной) композицией, в противоположном случае их композиция разнородна (гетерогенна).

Под каналами коммуникаций понимается система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим (рис.2.). Централизованные структуры каналов коммуникаций характеризуются тем, что в них один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания и играет основную роль в организации групповой деятельности. Через такого человека в группе осуществляется обмен информацией между другими членами группы.




                                    

                                       Фронтальная                    Радиальная                 Иерархическая





                                       Цепная                                      Круговая                          Полная

Рис. 2. Типы внутригрупповых структур коммуникаций

Фронтальная структура каналов коммуникаций  характеризуется тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямые контакты, могут все же видеть друг друга. Это позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности. Радиальный вариант централизованной структуры коммуникаций отличается от фронтального тем, что участники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и обмениваются информацией только через центральное лицо. Отличительная особенность централизованной иерархической структуры коммуникаций  состоит в том, что здесь имеется несколько, не менее двух, уровней соподчинения участников, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение каждого при этом ограничено, и коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности. Цепной вариант этой структуры коммуникаций представляет собой такую систему общения, в пределах которой межличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке. Каждый из участников, за исключением двух крайних, здесь взаимодействует с двумя соседями, а те, кто занимает крайние позиции, только с одним. Круговая структура коммуникаций отличается от цепной. Во-первых, здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Во-вторых, имеющаяся в их распоряжении информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В-третьих, находясь лицом к лицу, участники такой структуры коммуникаций могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

Информация о работе Малая группа и коллектив