Малая группа и коллектив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание

Общение является важным фактором в формировании человеческой психики и поведения. Развитие человека как личности происходит в социальной среде, которая в свою очередь представляет собой сложноустроенное общество, где люди объединены в различные группы, которые могут быть большими и малыми. Большими являются государства, нации, классы и другие социальные группы, создающиеся по экономическим, идеологическим, профессиональным, культурным, возрастным, половым и другим признакам.

Содержание

1. Понятие малой группы и коллектива..........................................................................3
2. Феноменология малых групп......................................................................................8
3. Межличностные отношения в группах и коллективах...........................................13
4. Эффективность групповой деятельности................................................................17
Словарь используемых психологических терминов....................................................22
Список используемой литературы.................................................................................24

Работа состоит из  1 файл

Психология и педагогика. к.р.ДОРАБОТКИ!!!.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

2.  Чем больше группа, тем легче распределить обязанности между ее членами в соответствии с их возможностями и способностями в интересах дела.

3.  В большой группе большее число людей может участвовать в выработке и принятии решения, оценке его положительных и отрицательных сторон.

4.  Большая по численности группа может собрать и переработать за одно и то же время большее количество информации.

К отрицательным  можно отнести:

    1. С увеличением числа членов группы может уменьшаться ее сплоченность, возрастает вероятность распада на более мелкие группы.

2.  Рост группы может привести к увеличению расхождений во мнениях и обострению взаимоотношений.

3.  Большой группой трудно управлять, организовывать взаимодействие ее членов, налаживать между ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

4.  При увеличении группы статус и авторитет одних ее членов растет, других — уменьшается, увеличивается психологическая дистанция между ними.

5. С увеличением группы средний вклад каждого участника в итоги совместной деятельности обычно снижается.

На успех  работы группы в немалой степени  влияет задача, стоящая перед ней. Следует отметить, что задача определяет структуру взаимодействия членов группы в процессе их совместной работы, а структура, в свою очередь, влияет на ее итоги.

Композиция, т.е. индивидуальный состав, влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития как коллектива. При одном и том же составе группа может быть психологически совместимой и несовместимой, работоспособной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной.

Зависимость успеха группы от стиля лидерства также находится в непосредственной связи с уровнем социально-психологического развития группы. Для группы, приближающейся к уровню развития коллектива, имеющей органы самоуправления, способной к самоорганизации деятельности, эффективнее будут коллегиальные формы руководства, предполагающие демократичный, а в некоторых ситуациях — даже либеральный стиль лидерства.

Немаловажное  значение для успешной работы группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональная окраска межличностных контактов, другие формы взаимодействия и взаимоотношений по-разному сказываются на эффективности групповой работы. Хорошие эмоционально-межличностные отношения членов группы чаще всего способствуют их успешной совместной работе.

Успех работы группы зависит и от формы организации  ее деятельности. Существует несколько  таких форм организации: коллективно-кооперативная, организованная на началах тесного взаимодействия и взаимозависимости участников группы в работе, индивидуальная, базирующаяся на самостоятельной работе каждого, скоординированная, при которой каждый работает самостоятельно, но соотносит процесс и результаты своей работы с деятельностью остальных участников группы. Выбор той или иной формы организации совместного труда определяется в основном двумя факторами: задачей, стоящей перед группой, и уровнем ее социально-психологической зрелости. В большинстве случаев, за исключением некоторых видов индивидуально сложных творческих работ, предпочтение отдается коллективно-кооперативной форме организации совместной деятельности. Она обладает потенциально максимальным сверхаддитивным эффектом, наилучшим образом мобилизует интеллектуальные, эмоциональные и физические ресурсы членов группы, улучшает возможности восприятия, переработки ими информации и принятия оптимальных решений.

В повышении  успешности групповой деятельности немаловажная роль принадлежит групповым дискуссиям. В них должны принимать участие все члены группы. Для того чтобы дискуссия была достаточно эффективной, необходимо с самого начала четко определить ее цель. Метод групповой дискуссии для принятия оптимальных решений особенно полезен при обсуждении вопросов, по которым не существует единого мнения и не может быть единственно правильной точки зрения. Главное в дискуссиях то, что члены группы учатся логически рассуждать, излагать и отстаивать свое мнение, убеждать и слушать других, т.е. обучаются эффективному личному и деловому взаимодействию.

Психологически  правильная организация групповой  дискуссии включает несколько последовательных этапов работы:

1.  Формулировка и уточнение сути обсуждаемого вопроса. Он должен быть изложен в такой форме, чтобы быть однозначно понятым каждым участником дискуссии.

2.  Высказывание альтернативных идей о путях и способах решения поставленного вопроса. Все поступившие предложения фиксируются, систематизируются и в виде краткого резюме утверждаются в конце групповой дискуссии на данном этапе.

3. Обсуждение достоинств и недостатков каждого из предложений, поступивших на предыдущем этапе дискуссии. Участники последовательно оценивают каждое предложение, высказывая свои критические замечания и отмечая его достоинства. Все замечания должны касаться только сути обсуждаемых предложений, но не их авторов.

4.  Взвешивание всех «за» и «против» предложенных вариантов решения. Они рассматривают поступившие предложения, выбирают наиболее удачные, а из них — наилучшее, дорабатывают его при необходимости, дополняя положительными моментами, имеющимися в других предложениях.

5. На основе наилучшего из выбранных предложений разрабатываются программа и план дальнейших действий.

В целом как с точки зрения концепции групповой динамики, эффективность групповой деятельности во многом определяется уровнем группового развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь используемых психологических терминов:

БОЛЬШАЯ ГРУППА — значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.п.

ГРУППА (социальная) — два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою групповую принадлежность и участвуют в совместной деятельности.

КОЛЛЕКТИВ — высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на положительных нормах морали.

КОММУНИКАЦИЯ (от англ. communicate — сообщать, передавать) вербальная — целенаправленный процесс передачи при помощи языка некоторого мысленного содержания. Существует и невербальная, которая может дублировать и поддерживать вербальную и обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психического содержания.

ЛИДЕР — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.

МАЛАЯ ГРУППА — небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим дел и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одна из трёх основных психологических наук (наряду с индивидуальной и социальной психологией), предметом которой являются общие закономерности психики в их развитии.

РОЛЬ — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).

СВЕРХАДДИТИВНЫЙ ЭФФЕКТ - более высокий в количественном и качественном отношениях по сравнению с индивидуальной работой результат групповой деятельности. С. э. возникает в малой группе при ее приближении по уровню развития к коллективу вследствие более четкого распределения обязанностей, координации действий и установления хороших деловых и личных взаимоотношений между ее членами.

СОЦИАЛЬНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая психологические явления, возникающие во взаимодействии и общении людей.

СОЦИОГРАММА — графический рисунок, с помощью которого условно представлена система личных взаимоотношений, сложившихся между членами малой группы на данный момент времени. Используется в социометрии.

СОЦИОМЕТРИЯ (англ. sociometry) — теория и метод, разработанные австрийско-амер. психиатром Якобом Морено (Moreno, 1890-1974), позволяющие эмпирически выявлять, схематически (в виде социограммы) представлять и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе. В настоящее время С. рассматривается как направление в социально-психологических исследованиях, в которых используются социометрические методы (методики, тесты).

СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ - продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе.

 

 

 

Список  используемой литературы:

    1. Р.С. Немов. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — 2-е изд. — Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
    2. А.А.Радугин. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М. ЦЕНТР, 2002. – 256 с.
    3. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. — М. Эксмо, 1991.
    4. Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко. Большой психологический словарь. – 2003 г. – 672 с.

 

 

 


Информация о работе Малая группа и коллектив