Манипуляции в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:40, контрольная работа

Описание

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и др. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.

Содержание

Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Определение понятия «общение».

Структура и средства общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Деловое общение, его виды и формы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Психологические приемы влияния на партнера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Невербальные особенности в процессе делового общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Кинетические особенности невербального общения

(жесты, позы, мимика) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Манипуляции в общении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

     Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и одевает очки, а также протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании. Если партнер вновь одевает очки, то это означает, что он хочет еще раз "взглянуть на факты".

     Жест "расхаживание" служит знаком того, что не следует спешить. Многие собеседники  прибегают к этому жесту, пытаясь "протянуть время", чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию им решения.

     Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над  другими. К ним относится жест "закладывание рук за спину с захватом запястья". От этого жеста следует отличать жест "руки за спиной в замок". Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение "возьми себя в руки". Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это.

     Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Собеседник, собирающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всеми согласен.

     Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.

     Помимо  рассмотренных ранее поз и  жестов существуют и другие, которые  не менее красноречиво передают то или иное внутреннее состояние собеседников. Так, с помощью потирания ладоней  передаются позитивные ожидания. Сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседника скрыть свое негативное отношение к услышанному.

     Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял нас человек или нет, хочет ли он что-то сказать в ответ. Мимика свидетельствует об эмоциональных реакциях человека.

     Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются  невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными.

     Самый лучший способ узнать, откровенен и  честен ли с вами в данный момент собеседник — это понаблюдать  за положением его ладоней. Когда  люди откровенны с вами, они протягивают  вам одну или обе ладони и говорят что-то типа: "Я буду с вами полностью откровенен". Когда человек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Как и другие жесты, этот жест абсолютно бессознательный и подсказывает, что собеседник говорит в данный момент правду.

     Мы  не рассматриваем все жесты и  позы, которые встречаются в процессе общения между партнерами, так  как это нецелесообразно. Мы отметили только наиболее распространенные из них, которые дают представление  об их значимости. Здесь важно было сформировать определенную установку и интерес, что даст направленность к самостоятельному изучению подобного материала. 

 

Манипуляции в общении

     В деловом общении очень важно  уметь распознать психологическую  позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.

     Манипуляции– скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.

Способы манипуляции Способы защиты
1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль Незаменимого Работника, Бескорыстной Сотрудницы, Всеми Обожаемого, Неотразимой и т.п. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы этого не сделаете, это никто не сделает…» Отказ от роли

К примеру: «К сожалению, люди любят преувеличивать…»

2. Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете….вот спасибо…я думаю., вы не откажетесь…» Не проявлять  дружеского участия в разговоре  с малознакомым человеком, не замечать намеков
3. Доброжелатель. Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать Не быть откровенным  с человеком, которого вы не считаете другом, и не считать себя обязанным  делать то, о чем просит участливый человек
4. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая в определенным действиям Задайте себе вопрос: «С чего это вдруг он стал открывать  мне глаза?»
5. Вас делают соратником по общему делу. Например, посетитель доверительно, с расчетом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же просит именно его бумаги показать директору в первую очередь Подумайте: «А мое ли это дело?» Не поддавайтесь пафосу собеседника, отдавайте себе отчет в том, насколько вы сами считаете этот проект первоочередным
6. Туманные намеки. Манипулятор не высказывает прямо свою бестактную просьбу, а ходит вокруг да около Прервать его высказывания вопросом: «Вы это о чем?»
7. Берет измором. Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите «Заезженная пластинка»

Каждый раз  в ответ на просьбу следует  повторять: «Рад бы вам пойти навстречу, но ничего не могу сделать»

      Распознавание эго-состояний  осуществляется через анализ интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей.

    Родитель Ребенок Взрослый
Общее поведение 1. Автоматически  оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного,  приказное, авторитарное. 2. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное,  сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое  1. Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. 2. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. 3. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без  эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь
Типичные  фразы 1. «Ты должен»,  «Ты не должен», «Это тебе  нельзя», «Как ты только можешь»,  «Сколько тебе говорить одно  и то же!», «Я не позволю  так с собой обращаться!», «Прекрати  это сейчас же!». 2. «Не ломай  себе голову!», «Не так плохо,  как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя» 1. «Я хочу»,  «Я бы очень хотел», «Прекрасно!»,  «Великолепно!», «Высший класс!, «Мне  без разницы», «Так тебе и надо». 2. «Я не верю в свои силы»  «Я не смогу это сделать», «Я  боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». 3. «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!» Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, др. все, что допускает возможность дискуссии
Интонация, манера говорить 1. Громко или  тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. 2. Тепло. успокаивающе, сочувственно 1. Громко, быстро, захлебываясь, печально. 2. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. 3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо Уверенно (без  высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без  страстей и эмоций, ясно и четко
Жесты 1. Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. 2.Поглаживание по голове 1. Напряженный  или расслабленный корпус, рассеянность. 2. Опущенные плечи, склоненная  голова, стоит навытяжку, пожимает  плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. 3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед
 
 

 

Список литературы

      1. Бороздина Г.В. Психология Делового  общения. – Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000.

      2. Психология и этика делового  общения. – М., 1997.

      3. Вечер Л.С. Секреты делового  общения. – М., Высшая школа, 1996.

      4. Кабанов А.Ф. Основы управления  персоналом. – М., ИНФРА-М., 2002.

Информация о работе Манипуляции в деловом общении