Манипуляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 00:00, реферат

Описание

В процессе коммуникации люди, сами того не осознавая, часто используют манипулятивные методы, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться. И в то же время любой человек может стать объектом или «жертвой» манипуляции.
При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления потребностей другого человека, зато внутренний смысл несет содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции. Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, и этот его выбор является несвободным и неосознанным. Поэтому любому необходимо знать, что собой представляет манипуляция и какие существуют способы ее нейтрализации.

Работа состоит из  1 файл

реф.docx

— 45.02 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение ………………………………………………………..…………………3

Манипуляция. Определение……………………………………………………...4

Психологическое воздействие…………………………………………………....6

Механизмы психологического воздействия…………………………………...10

Виды манипуляций……………………………………………………………....12

Нейтрализация манипуляций…………………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В процессе коммуникации люди, сами того не осознавая, часто используют манипулятивные методы, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться. И в то же время любой человек может стать объектом или «жертвой» манипуляции.

    При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению  к другому человеку не совпадает  со смыслом внутренним. Внешний смысл  слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления  потребностей другого человека, зато внутренний смысл несет содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции. Получается, что человек, которым  манипулируют, делает то, что нужно  его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, и этот его выбор является несвободным  и неосознанным. Поэтому любому необходимо знать, что собой представляет манипуляция и какие существуют способы ее нейтрализации.

    В данном реферате рассматриваются различные  определения манипуляции, виды ее психологических  воздействий на человека, механизмы  этого психологического воздействия, виды манипуляций и способы их нейтрализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Манипуляция. Определение.

Особое  место в системе профессиональных знаний, как общаться с людьми, отводится  механизму использования уловок—манипуляций, без которых практически невозможно представить деловые контакты.

Уловки—манипуляции  присутствуют практически во всех сферах взаимоотношений между людьми. Особенно они проявляются в спорах, полемике, дискуссиях, переговорах и т.п. Прежде чем давать характеристику уловок, которые возникают в межличностном  общении, кратко остановимся на разновидностях споров, поскольку не во всех из них  будут использоваться уловки и манипуляции.

Особенность манипуляции состоит в том, что  манипулятор стремится скрыть свои намерения. Поэтому для всех, кроме  самого манипулятора, манипуляция выступает  скорее как результат реконструкции, истолкования тех или иных его  действий, а не непосредственное усмотрение. В связи с этим возникает резонный вопрос: является ли манипуляция феноменом, то есть явлением, постигаемым в  чувственном опыте, объектом чувственного созерцания?

Таблица

Представления различных авторов

о понятии манипуляции

№ пп Авторы Определения
1. Бессонов Б .Н. Форма  духовного  воздействия   *  скрытого *  господства,   осуществляемая насильственным  петем
2. Волкогонов  Д. А. Господство  *  над  духовным  состоянием, *  управление   *  изменением  внутреннего мира
3. Гудин Р. (Goodin R. Е.) Скрытое  *  применение власти  (силы)  * вразрез  с  предполагаемой  волей  другого
4. Йокояма О. Т. (Yokovama О. Т.) Обманное   *  косвенное  воздействие   * в  интересах  манипулятора
5. Прото Л. (Proto L.) Скрытое   *  влияние   *  на совершение выбора
6. Рикер У. (Riker W. Н.) Такое  структурирование мира,   * которое позволяет выигрывать
7. Рудинов Дж. (Rudinow J.) Побуждение  поведения  *  посредством обмана   *  или  игрой   на  предполагаемых слабостях  другого
8. Сагатовский В. Н. Отношение  к  другому как  к  средству, объекту,   орудию
9. Шиллер Г. Скрытое  *  принуждение,   * программирование  мыслей,   намерений, чувств,   отношений,   установок,   поведения
10. Шостром Э. Управление  и   *  контроль,   * эксплуатация  другого,   * использование в  качестве  объектов,   вещей
11. Робинсон П. У. (Robinson P. W.) Мастерское   * управление  или   * использование
 

Существуют  обобщенные критерии, претендующие на то, чтобы войти в определение манипуляции: 1) родовой признак — психологическое воздействие, 2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей, 3) стремление получить односторонний выигрыш, 4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленность), 5) использование (психологической) силы, игра на слабостях.

Используя эти критерии, можно получить несколько  опеределений манипуляции:

Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет  к скрытому возбуждению у другого  человека намерений, не совпадающих  с его актуально существующими  желаниями.

Манипуляция — это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения  в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые  имеются у адресата в данный момент.

Манипуляция — это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления  активности другого человека, выполненное  настолько искусно, что остается незамеченным им.

Манипуляция — это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.

Манипуляция — это искусное побуждение другого  к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели.

Психологическое воздействие

Психологическое воздействие играет важную роль в  осуществлении манипуляции.

Существуют  следующие основные признаки психологического воздействия:

1)  это  одна из двух сторон единого  процесса взаимодействия;

2) при  рассмотрении воздействия в расчет  принимается лишь одностороннее  влияние, включенное в состав  целостного взаимодействия;

3)  результатом  воздействия выступают некоторые  изменения в психических характеристиках  или состоянии адресата воздействия.

Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько  широк арсенал используемых манипулятором  средств психологического воздействия  и насколько манипулятор гибок  в их использовании.

Основные  составляющие манипулятивного  воздействия

В процессе ознакомления с литературой по манипуляции  довольно скоро обнаруживается частый повтор одних и тех же тем, которые  в разных сочетаниях как лейтмотивы включаются в круг обсуждаемых авторами проблем. Совокупность этих тем можно  свести к нескольким группам (даны "в  порядке, соответствующем частоте  их упоминания): 1) оперирование информацией, 2) сокрытие манипулятивного воздействия, 3) степень и средства принуждения, применения силы, 4) мишени воздействия  и 5) тема роботообразности, машино-подобия  адресата воздействия.

1.Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства [Goodin 1980].

Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании —  сокрытии определенных тем. Гораздо  чаще используется метод частичного освещения или избирательной   подачи   материала  [Кассирер   1990;   Goodin  1980].

Способ  подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его  отправителю образом. Например, обилие информации в сыром и/или несистематизированном  виде «позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без  того безнадежные поиски смысла» [Шиллер 1980, с. 45]. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет  ею эффективно воспользоваться [Goodin 1980]. В обоих случаях тем не менее  заранее снимается упрек в  сокрытии тех или иных сведений.

2. Сокрытие  воздействия

Осуждению и развенчанию подвергается тайный характер манипулятивного воздействия. Правда, в литературе нет от-рефлексированного  различения между сокрытием факта  ма-нипулятивного воздействия, с  одной стороны, и сокрытием намерений  манипулятора — с другой. Тем  не менее, характер рассуждений таков, что наиболее тщательно скрываются именно намерения.

Важно отметить, что далеко не всегда манипулятор  намеренно скрывает свои цели и факт манипулятивного воздействия. Нередко  это происходит неосознанно и  для самого манипулятора, молчаливо, «наивным» де-факто [Шостром 1992; Lentz 1989; Robinson 1981; Yokoyama 1988]. В таком случае факт, несомненно, приобретает некий  извинительный с точки зрения морали оттенок.

3. Средства  принуждения

Часто обсуждаемая тема — характер применения силы (власти). Как правило, речь идет о силе властных политических структур или средств массовой информации].

Обсуждаются также степень принудительности силового давления, его, способы скрытого или явного принуждения , предпосылки силового давления.

4. Мишени  воздействия

В соответствии со своими намерениями и представлением о людях манипулятор более  или менее отчетливо представляет, какого рода воздействие потребуется  в том или ином случае. Каждое такое воздействие предполагает некоторые изменения адресата, соответствующие  интересам манипулятора. Все изменения  имеют определенную локализацию  в психическом мире адресата. Эта  определенность схватывается понятием мишеней воздействия.

В дополненном  виде классификация мишеней психологического воздействия выглядит следующим  образом:

1.  Побудители  активности: потребности, интересы, склонности, идеалы.

2.  Регуляторы  активности: смысловые, целевые и  операциональные установки, групповые  нормы, самооценка, мировоззрение,  убеждения, верования.

3.  Когнитивные  (информационные) структуры: знания  о мире, людях, сведения, которые  обеспечивают информацией человеческую  активность.

4.  Операциональный  состав деятельности: способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация.

5.  Психические  состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные и т. п.

5. Роботизация

Особо следует выделить определение роботоподобности, состоящий в том, что люди — объекты манипулятивной обработки превращаются в марионеток, управляемых власть имущими с помощью «ниточек» — средств массовой информации [Шиллер 1980; Goodin 1980]. На социально-ролевом уровне обсуждается зависимость подчиненных от давления организации, превращение служащих в... служащих (от слова «слуга») [Blegen 1989]. На межличностном уровне внимание привлекается к существованию запрограммированных действий в ответ на те или иные влияния со стороны партнеров по   общению   [Фромм 1989;   Gahagan 1984;   Sheldon 1982].

Средствами, с помощью которых производится разворачивание манипулятивного воздействия, являются следующие:

Информация о работе Манипуляция