Материнство и забота о потомстве. Развитие потребностей животных и человека. Невербальная коммуникация человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:23, контрольная работа

Описание

Сравнительная психология изучает как наследственно закрепленные, врождённые (инстинктивные) формы психической активности, так и индивидуально изменчивые, связанные с научением и интеллектуальными действиями. Большое значение для сравнительной психологии имеют изучение поведения обезьян и выявление образа жизни животных предков человека, что способствует раскрытию биологических предпосылок антропогенеза.

Содержание

Вступление……………………………………………………………… 3
Материнство и забота о потомстве …………………………………… 4
Развитие потребностей животных и потребностей человека ………. 7
Невербальная коммуникация человека ……………………………..… 12
Вывод ……………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы …………………………………. 15

Работа состоит из  1 файл

Сравнительная психология.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

 

ВУЗ ОТКРЫТЫЙ МЕЖДУНАРОДНИЙ  УНИВЕРСИТЕТ РОЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

“УКРАИНА”

НОВОКАХОВСЬКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине “Сравнительная психология ”

На тему: “Материнство и забота о потомстве. Развитие  потребностей животных и человека. Невербальная коммуникация человека”

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1-го курса

Специальности “Психология”

Форма обучения: заочная                                                                  Чепурко А.С.

 

 

 

 

Проверил преподаватель                                                                 Бутырина Е.Н.

 

 

 

 

 

НОВАЯ КАХОВКА-2011

 СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Вступление………………………………………………………………   3
  2. Материнство и забота о потомстве ……………………………………    4
  3. Развитие потребностей животных и потребностей человека ……….     7
  4. Невербальная коммуникация человека ……………………………..… 12
  5. Вывод ……………………………………………………………………. 14
  6. Список использованной литературы ………………………………….  15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Сравнительная психология отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование сравнительной психологии связано с трудами Ж. Б. Ламарка и особенно Ч. Дарвина, в России - В. А. Вагнера, понимавшего её очень широко, как науку, объединяющую зоопсихологию и психологию человека. Сходство компонентов поведения животных и человека в онтогенезе или филогенезе свидетельствует об общих корнях эволюции их психики, качественные различия - о значении социально-исторических факторов, особенно трудовой деятельности, общественной жизни и членораздельной речи в развитии психики человека и его сознания.

Сравнительная психология изучает как наследственно закрепленные, врождённые (инстинктивные) формы психической активности, так и индивидуально изменчивые, связанные с научением и интеллектуальными действиями. Большое значение для сравнительной психологии имеют изучение поведения обезьян и выявление образа жизни животных предков человека, что способствует раскрытию биологических предпосылок антропогенеза.

Изучение строения и материальной культуры первобытного человека позволяет судить об особенностях его психики (палеопсихология) как исходной формы психики современного человека. Данные сравнительной психологии имеют большое значение для решения многих проблем психологии, философии, антропологии, медицины, педагогики (генетическая основа развития детской психики) и других наук. Далее мы рассмотрим: материнство и заботу о потомстве, развитие потребностей человека и животного, и невербальную коммуникацию человека.

 

 

 

 

 

Материнство и забота о потомстве

Изучение психологии материнства – одна из малоразработанных  наукой областей.

Материнство – это  направленность на ребенка, умение интуитивно чувствовать, чего именно малыш хочет. С эволюционной точки зрения материнство – вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих. Исключительность материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную материнскую сферу – как предмет научного исследования. Ее эволюционное назначение состоит в обеспечении матерью адекватной заботы о потомстве. Заботу о потомстве можно рассматривать как родительские (в данном случае – материнские) функции, которых очень много.

У животных содержание этих функций имеет видотипичные особенности, а у человека, помимо специфически человеческих, добавляются конкретно-культурные, обеспечивающие воспитание ребенка как члена своей, конкретной культуры. В поведении матери ее материнские функции выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу за ним и общению с ним. Все эти функции матери обусловлены структурой и содержанием ее собственной материнской сферы.

Филогенез онтогенеза и заботы о потомстве

 

 

 
Забота о потомстве  

 
Онтогенез

 
Стадия развития  
психики

 
1. Родители находят условия среды  необходимые для развития яйцеклеток и потомства, не вступая в контакт с потомством.

 
1. Субъект самостоятелен с рождения, структура деятельности, мотивационно-потребностная сфера и мотивационные механизмы взрослого типа.

 
Сенсорная.  
Перцептивная.

 
2. Родительские особи осуществляют  специальную деятельность по подготовке и поддержанию условий для развития яйцеклеток и потомства без взаимодействия с потомством как самостоятельными особями.

 
2. Структура деятельности мотивационно-потребностная сфера и мотивационные механизмы взрослого типа, освоение видотипичного опыта самостоятельное, в организованных родительскими особями условиях.

 
Перцептивная.

 
3. Родители осуществляют свои  функции в процессе взаимодействия  с детенышами как самостоятельными особями (коммуникативный процесс). Поведение родителей зависит от поведения детенышей. Родители частично участвуют в удовлетворении потребностей детенышей.

 
3. Содержание мотивационно-потребностной сферы частично отличается от взрослой по объектам деятельности Структура деятельности и мотивационные механизмы взрослого типа, освоение видотипичного опыта происходит в организованных родителями условиях.

 
Высший уровень перцептивной, низший уровень интеллектуальной.

 
4. Родители удовлетворяют некоторые  потребности детеныша в непосредственном взаимодействии с ним, создают условия для развития у детеныша взрослых форм структуры деятельности, мотивационных механизмов и освоения видотипичного опыта

 
4. Структура деятельности, мотивационно-потребностная сфера и мотивационные механизмы отличны от взрослых и формируются в онтогенезе в игре и в условиях, обеспечиваемых или специально организуемых родителями.

 
Интеллектуальная 

 
5. Специально организованная деятельность родителей, направленная на удовлетворение потребностей детенышей и освоение ими взрослых форм поведения.  
5.1. Предоставляют условия для формирования взрослой структуры деятельности, мотивационно-потребностной сферы и мотивационных механизмов.  
5.2. Обучение детенышей взрослым формам поведения при их участии в соответствующей деятельности взрослых.  
5.3. Деятельность родителей направлена на развитие у детенышей новых форм поведения, родители действуют для получения удовольствия от взаимодействия с детенышами.  
5.4. Осознанная или культурно обусловленная деятельность родителей по удовлетворению потребностей потомства, освоению опыта, развитию структуры деятельности, мотивационно-потребностной сферы и мотивационных механизмов.

 
5 Удовлетворение потребностей, развитие взрослых структур деятельности, мотивационно-потребностной сферы, мотивационных механизмов, освоение видотипичных средств отражения происходит в процессе совместной деятельности со взрослым.

 
Высший уровень интеллектуальной стадии. Сознание.


 

На основе этой таблицы, мы можем сделать вывод, что инстинкты материнства развиты хорошо, не только у людей, но и у животных. И каждая мать учит ребенка, помогает ему освоится, и заботится о нем, как только может.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие потребностей животных и потребностей человека

Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ.

Потребность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти.

Потребность может пониматься как  некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера. Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.

 Животное может  действовать в рамках  ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все действия, которые оно совершает, ограничено биологическими потребностями, т.е. мотивация всегда биологическая. Биологическое  мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации, только в процесс ориентировочного манипулирования,  животное способно решить проблемные задачи.

Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

 

Инстинкт

Его проявление

1

Пищевой инстинкт

Голод

2

Инстинкт самосохранения (страх)

Бегство

3

Стадный инстинкт

Стремление к общению

4

Инстинкт приобретательства

Жадность

5

Инстинкт продолжения  рода

Половое влечение

6

Родительский инстинкт

Нежность

7

Инстинкт созидания

Стремление к активности

8

Отвращение

Неприятие, отторжение

9

Удивление

Любознательность

10

Гнев

Агрессивность

11

Смущение

Самоуничижение

12

Воодушевление

Самоутверждение


 

Человек благодаря абстракционному  мышлению может предвосхищать события  и действовать сознательно. А. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на семь основных уровней (приоритетов):

Существует множество  классификаций потребностей:

По сферам - потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой). Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности:

  • Биологические;
  • Трудовые;
  • Познания;
  • Общения;
  • Отдыха.

По объекту:

  • физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия);
  • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства);
  • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание);
  • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия);
  • этические,
  • эстетические,
  • другие.

По функциональной роли:

  • доминирующие/второстепенные;
  • центральные/периферические;
  • устойчивые/ситуативные.

По происхождению:

Существует деление  на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными  и безусловными рефлексами потребности так же делят:

  • врожденные;
  • простые приобретенные;
  • сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди).

По субъекту потребностей:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • коллективные;
  • общественные.

По видам поведения:

Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть:

1) пищевое;

2) половое (сексуально-репродуктивное);

3) статусное (коллективное, социальное);

4) территориальное;

5) комфортное;

б) ювенальное (игровое).

В рамках этологического подхода (то есть дающего самый "низкий" уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом списывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решаться через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения - полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

 

 

 

 

 

Невербальная коммуникация человека

Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психических явлений.

В широком смысле понятие «невербальная коммуникация» практически отождествляется с понятием «невербальное поведение» и означает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.

Основное свойство невербального  поведения — движение, постоянное изменение совокупности невербальных средств выражения вслед за изменениями личности. Ядро невербального поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно - ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с изменяющими психическими состояниями человека.

Информация о работе Материнство и забота о потомстве. Развитие потребностей животных и человека. Невербальная коммуникация человека