Место характера в общей структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:47, контрольная работа

Описание

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Он формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Определения «характер» и «структура личности»………………………4
Строение характера……………………………………………..4
Основной принцип классификации личностей ……………….6
История учений о характере……………………………………6
Черты характера…………………………………………………8
Глава 2.Характер и темперамент………………………………………………….11
Глава 3.Классификация характера…………………………………………..…….13
Общее описание типов………………………………………...13
Психопатии и акцентуации характера у подростков ….…....14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский  государственный  нефтяной  институт

Кафедра  гуманитарного  образования и социологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по курсу  «Психология и педагогика»

 

на тему: «Место характера  в общей структуре личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 27-01

Миннегулова Г.С.

Проверил: к.псих.н., доцент кафедры ГОС Кузина Р.З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2008 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Определения «характер» и «структура личности»………………………4

    1. Строение характера……………………………………………..4
    2. Основной принцип классификации личностей ……………….6
    3. История учений о характере……………………………………6
    4. Черты характера…………………………………………………8

Глава 2.Характер и темперамент………………………………………………….11

Глава 3.Классификация характера…………………………………………..…….13

      1. Общее описание типов………………………………………...13
      2. Психопатии и акцентуации характера у подростков ….…....14

Заключение………………………………………………………………………….18

Список литературы…………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       «Характер», «личность» - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова  «характер» и «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Не стоит  забывать, что характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Он формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

 

 

Глава 1. Определения «характер» и «структура личности»

 

Структура личности - концепция личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В психологии понятие характер (от греч. charakter –«печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер – это «каркас», наложенный на основные подструктуры личности.

Характерными можно  считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

 

1.1. Строение личности

 

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида  в группе, от того как  он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни. Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами.

В сформировавшемся характере  ведущим компонентом является система  убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения.

1.2. Основной принцип классификации личностей

 

Идеальной классификацией должна считаться такая, которая  в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности  данного человека, но также его  мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка  А.Ф. Лазурского является тем не менее шагом именно в этом направлении.

В основу классификации  положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде (вещи, природа, люди и человеческие взаимоотношения, а также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности). Последовательное применение упомянутого основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит к установлению двух важнейших подразделений: по психическому уровню - на три последовательно повышающихся уровня и по психическому содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей.

Если деление по психическим  уровням выражает собой степень  активности приспособления личности к окружающей среде, то не следует забывать и того, что само это приспособление может идти различными путями в зависимости от чисто качественных различий между отдельными человеческими индивидуумами. Само собой разумеется, что в зависимости от различий характера крайне различны будут также и те пути и способы, какими человек воздействует на окружающую жизнь.

1.3. История учений о характере

     

Характерология - отрасль психологии личности, предмет которой характер. Это учение о характере имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними факторами развития личности.

     Одной из  наиболее древних попыток прогнозирования  поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название - гороскопов. Так, например, в соответствии с гороскопом друидов, проводящих связь человеческих характеров с деревьями, человек, родившийся в интервале с 22 декабря по 1 января, является яблоней. По астрологическим знакам Зодиака человек, родившийся в период с 22 декабря по 20 января — Козерог. Восточные гороскопы устанавливают 12-годичные циклы, каждый из которых проходит под знаком какого-нибудь животного. Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития. Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия.  Хиромантия - система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

Однако в настоящее  время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными  о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует ли из этого, что определение характера человека на основании изучения его внешности невозможно? Вероятно, есть смысл вспомнить высказывание Чарльза Дарвина «...каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, образуемые их обычными сокращениями, могут сделаться более глубокими и видимыми». Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великих мастеров портрета.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, как известно, называют привычками. Более ценным в диагностическом отношении, можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов - особенностями почерка и характером.

 

1.4. Черты характера

 

Наиболее объективные  и неопровержимые данные о характере  человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его  непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно потому, не из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действий с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами или сторонами характера. Любая черта есть некоторый устойчивый  стереотип поведения.

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила - слабость; твердость - мягкость; цельность - противоречивость; широта - узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением нерешительности в достижениях целей,  неустойчивости взглядов и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. При этом единство, многогранность характера не исключает того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства.

Характер человека проявляется  в системе отношений:

В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие  черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.)

В отношении к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).

В отношении к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.)

В отношении  к собственности (щедрость - жадность, бережливость -расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.).

 Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества,  дружбы, любви и т.д. Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности.

Информация о работе Место характера в общей структуре личности