Место характера в общей структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:47, контрольная работа

Описание

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Он формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Определения «характер» и «структура личности»………………………4
Строение характера……………………………………………..4
Основной принцип классификации личностей ……………….6
История учений о характере……………………………………6
Черты характера…………………………………………………8
Глава 2.Характер и темперамент………………………………………………….11
Глава 3.Классификация характера…………………………………………..…….13
Общее описание типов………………………………………...13
Психопатии и акцентуации характера у подростков ….…....14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характер и темперамент

 

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых  случаях и подменяют эти понятия  друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера  и темперамента можно выделить четыре основных:

  1. отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий);
  2. противопоставление характера и темперамента, подчеркивание               антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);
  3. признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной     частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);
  4. признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

Исходя из материалистического  понимания человеческих явлений, следует  отметить, что общим для характера  и темперамента, является зависимость  от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. Но все же черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют  друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав.

Несмотря на то, что  характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением.

В  данном случае нужно говорить о типических чертах характера Н.Д.Левинтов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Характер не является врожденным, - он формируется в жизни  и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко фиксируются  обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. Нетрудно описать типический характер врача, военного, в то же время каждый типический характер   имеет свои индивидуальные черты.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью. Под влиянием жизненных обстоятельств, воспитания и требований общества тип характера изменяется и развивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Классификация характеров

 

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации  характеров, деления их  на  типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам.  Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой, эмоциональный, рассудочный. К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и  интравертированному типу.

3.1. Общее описание типов

 

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и  интравертированному типу. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты  которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интравертированного типа характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Возможна также классификация  на комфорный и самостоятельный; доминирующий и подчиняющийся; нормативный и анархический и прочие типы. Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную качественную степень выраженности.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практическая акцентуация - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные или  выраженные акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Оба типа акцентуации могут переходить в друг друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.

3.2. Психопатии и акцентуации характера у подростков

 

Поскольку акцентуации  характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем не менее и свойство характера психически здорового человека, в связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем, целесообразно рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.

 Гипертимный тип.  Подростки этого типа отличаются  подвижностью, общительностью, склонностью к озорству.  В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя.

Циклоидный тип. Он характеризуется  повышенной раздражительностью и склонностью  к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

 Лабильный тип.  Этот тип крайне изменчив в  настроении, причем оно зачастую  непредсказуемо. Поводы для неожиданного  изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. От сиюминутного настроения этих подростков  зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому  настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

Астено-невротический  тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи.

Сензитивный тип. Ему  свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и  к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. У этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям.

Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.

Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями.

Эпилептоидный тип. Эти  подростки часто плачут, изводят  окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, - любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, «умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть... постами, дающими в руки... власть, установить диктат над другими».

 Истероидный тип.  Главная черта этого типа - эгоцентризм,  жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

 Неустойчивый тип.  Его иногда неверно характеризуют  как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем  без разбора,  а также к безделью и праздности.

Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - “быть, как все”. 

Акцентуация характера  при воздействии неблагоприятных  условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения  личности, к психопатии.

Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - “болезнь”) - патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной  адаптации в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный  характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны с психотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты.  Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анотомо-физиологические задатки не предопределяют абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Формирование характера  начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.     С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты характера.

Информация о работе Место характера в общей структуре личности