Место психологии в системе наук. Основные направления психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание

Цель — понять место современной психологии в системе наук, ее связь со смежными науками и рассмотреть основные направления психологической науки.
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Содержание

Введение
Место психологии в системе наук
Основные направления психологической науки
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная психология.docx

— 28.96 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение                                                                          высшего профессионального образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

Воронежский филиал

 

 

Кафедра менеджмента и  мировой экономики

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Психология и педагогика»

 

на тему: Место психологии в системе наук. Основные направления психологической науки.

 

 

 

Выполнила:                                                                                                             студентка гр. Бз – 210                                                                                    Хрипушина Н. А.                                                                                                     Шифр: Бз-210-10340                                                                                           Проверил:                                                                                                                    доцент Костенецкий О.В.

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2011г.

Содержание:

Введение

  1. Место психологии в системе наук
  2. Основные направления психологической науки

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Цель — понять место  современной психологии в системе  наук, ее связь со смежными науками  и рассмотреть основные направления  психологической науки.

Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Место психологии в системе наук.

Психология расположена  как бы внутри пирамиды, стороны  которой — естествознание, обществоведение  и техника, а основание — философия. Но особо близка она медицине и  педагогике. Ее близость всем этим наукам, даже совместная с ними разработка многих проблем, не лишают ее самостоятельности. Во всех своих отраслях и разделах психология сохраняет свой предмет  исследования, свои теоретические принципы и свои методы изучения этого предмета. В центре всех проблем психологии всегда находится личность и ее деятельность. И по мере того как в условиях развития социалистического общества повышается роль личности в общественном развитии, возрастает и значение психологии в системе наук.

Научно-техническая революция (1), которая «в условиях социализма... обретает верное, отвечающее интересам  человека и общества направление», повышает требования к личности, ее психическим свойствам, состояниям и процессам. Возрастают требования к техническим знаниям, производственным навыкам, умениям и мастерству, повышается его ответственность за качество производственных действий и их безошибочность; ошибки в производственной деятельности становятся все более опасными. Усиливается  потребность в эффективном использовании  творческих возможностей производственников, а проявление умственных способностей возможно только при условии общественной и производственной активности человека.

В результате возрастания  роли психических факторов в общественной жизни и производстве непрерывно возрастает количество исследований, обогащающих психологическую науку  все новыми и весьма важными психологическими закономерностями, являющимися основой  педагогической, управленческой и производственной деятельности инженерно-технических  работников и квалифицированных  рабочих.

Психология накопила столь  большой материал, что из нее выделились разделы, многие из которых стали  самостоятельными психологическими науками, имеющими свои отрасли.

В основе их всех лежит общая  психология (2), изучающая общие закономерности психики, на которые опираются все  частные психологические науки. Важнейшая задача общей психологии — раскрытие психологических  закономерностей формирования человека как всесторонне развитой, творческой личности. Личность формируется в  деятельности. Поэтому вторая задача общей психологии — изучение психологической сущности деятельности человека. 

Главнейший вид деятельности — труд, психологическую сущность которого изучает психология труда (3), в свою очередь тесно связанная  с целым рядом наук.

Педагогическая психология как отрасль психологической  науки изучает психологические  проблемы воспитания и обучения. Она  дает психологии труда знания по всем психологическим вопросам коммунистического  воспитания, а также политехнического и профессионально-технического образования, раскрывает общие законы и закономерности усвоения учащимися знаний, формирования навыков, умений и мастерства. Она  непосредственно связана с профессиональной педагогикой и, в частности, с  психологией профессионально-технического образования. Изучая цели и содержание профессионально-технического образования, профессиональная педагогика исходит  из требований производства, выраженных в психологических характеристиках  профессий, а в вопросах определения  систем, форм и методов формирования профессионально-технических знаний, навыков и умений пользуется данными психологии. Здесь уместно отметить, что входящий сейчас в обиход термин «инженерная педагогика» неудачен, так как профессиональную педагогику и разрабатывают и применяют не только инженеры, но и другие педагоги, и мастера, и врачи, и музыканты, и художники.

Возрастная психология подразделяется на психологию дошкольника, психологию младшего и старшего школьного, подросткового  и юношеского возрастов, психологию старости. Она изучает возрастные особенности психических явлений.

Социальная психология обогащает  психологию труда, педагогическую и  возрастную психологию, а также педагогические науки учением о малых группах  и коллективах, межличностных отношениях, массовидных явлениях и психологической совместимости различных личностей в труде. Ее иногда называют «общественной психологией». Из всех групп людей наиболее совершенен трудовой коллектив, являющийся особо важным объектом изучения этой психологической науки.

Психология религии как  отрасль социальной психологии имеет  значение для психологии производственно-технического обучения в связи с тем, что  атеистическое воспитание — это  неотъемлемая часть коммунистического  воспитания. Медицинская психология вместе с психологией труда решает большой круг вопросов трудовой экспертизы, профессиональной ориентации, профессиональной адаптации и психологического профессионального отбора. Медицинская психология также изучает причины несчастных случаев на производстве, их последствия и пути их профилактики; нарушения дееспособности, вызывающие нарушения психических функций (в горячих цехах, при повышенном шуме, вибрации и т. д.); проблемы профессионального утомления; вопросы психогигиены в условиях производства.

И наконец, поскольку без  истории нет теории, система психологических  наук замыкается историей психологии, тесно связанной с общей психологией и ее методологией. Таковы место психологии и психологии труда в системе наук и ее собственная система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления  психологической науки.

Современная психология представляет собой широко развернутую область  знаний, включающую ряд отдельных  дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в. (работы У. Мак-Дугалла и Э. О. Росса, 1908, США).

Педагогическая  психология отрасль психологии, изучающая развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывающая психологические основы этого процесса.

Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Дифференциальная  психология, отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (2-я пол. 19 в.), термин введен В. Штерном (1900), крупные представители: А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел (J. Cattell). В дифференциальной психологии применяются тесты и методы факторного анализа. Выводы важны для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития способностей индивидов и др.).

Патопсихология (от греч. pathos — страдание, болезнь и психология), отрасль психологии, изучающая закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности. Тесно связана с психиатрией.

Сервилизм (от лат. servilis — рабский), рабская психология, раболепие, прислужничество, угодливость.

Сравнительная психология, отрасль психологии, изучающая общность и различия в происхождении и развитии психики животных и человека. Формирование сравнительной психологии в 19 в. связано с трудами Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина, в России — В. А. Вагнера.

Эгопсихология, направление глубинной психологии, выдвигающее на первый план сознательное «я» (лат. ego) как ведущую силу в процессе интеграции психики. Возникло в 1940-х гг. (немецкий психолог Х. Хартман и др.).

Можно выделить ряд  отраслей психологии, изучающих психологические  проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

Психология труда отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19-20 вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации, борьбой с профессиональным утомлением, несчастными случаями и т. д. Широко применяются тесты; получила развитие психология профессий (напр., авиационная, космическая психология, психология конвейерного труда, сельскохозяйственных профессий и т. д.). Развивается в контакте с физиологией труда, инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой и др.

Инженерная психология отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек — машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.

Психология творчества

Рассматривая процесс художественного  творчества, эстетика не может обойти своим вниманием психологические  его аспекты. Основатель “аналитической психологии” швейцарский психолог К. Юнг отмечал, что психология в  своём качестве науки о душевных процессах может быть поставлена в связь с эстетикой.

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности  человека к художественному творчеству: способность – одарённость –  талантливость – гениальность.

Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Деятельностью в том или  ином виде искусства, в тот или  иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый  создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие  значимость на все времена.

Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Информация о работе Место психологии в системе наук. Основные направления психологической науки