Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:54, контрольная работа
Метод – последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащегося, направленных на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала (Ю.К.Бабанский, Педагогика, М.,1984.-с.303).
МЕТОДЫ АРТПЕДАГОГИКИ
Метод – последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащегося, направленных на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала (Ю.К.Бабанский, Педагогика, М.,1984.-с.303).
Прием – часть метода, средства, с помощью которых данный метод реализуется, работает.
Педагогическая технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех пед. действий, совершаемых в определенной последовательности (система пед. действий).
Универсального метода не существует. В специальной педагогике для каждой категории лиц с нарушениями в развитии характерны свои особые методы и приемы, различные их комбинации. Подбираются они в зависимости от характера и специфики нарушения. Методы взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.
Акцент в выборе делается на те, которые приняты в общей дидактике и специальной педагогике. Все они зависят от специфики воздействия разных видов искусства.
В артпедагогике методы направлены на:
- формирование у ребенка с проблемами эстетического отношения к окружающему средствами искусства;
- Формирование основ художественной культуры, нравственно-эстетических качеств личности;
- овладение ребенком определенными художественными средствами выражения, присущими разным видам искусства, отображение с их помощью своих чувств, своего отношения к миру, своих творческих замыслов;
- обеспечение и удовлетворение особых потребностей в воспитании и обучении лиц с отклонениями средствами разных видов искусства;
- организацию коррекционно-развивающей работы, основанной на их посильном участии в разнообразных видах и формах художественно-творческой деятельности (художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, декоративно-прикладной, театрализованной, танцевальной).
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ деление условно, границы подвижны
| ||
методы организации учебно-воспитательной деятельности: -словесные (рассказ, беседа, лекция и т.д.); -наглядные (исполнение худ. произведений, показ фото, предметов искусства и т.д.) Не злоупотреблять. Сопровождать речью; -практические (упражнение в выполнении способов действий). Это передача учебной информации, активное восприятие ее детьми. Бывают репродуктивные (увидел-повторил) – для нового материала - и проблемно-поисковые (создание педагогом ситуаций, которые требуют умственного напряжения: сравнение, сопоставление) – для закрепления. |
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: -игра – универсальный метод, стимулирует художественную деятельность (+дидактические игры); - занимательные упражнения (с элементами игры) – основной метод закрепления полученных навыков. Особенность метода – это самостоятельные действия + совместные действия с педагогом (помощь); - создание ситуаций эмоциональных переживаний: - метод поощрения; - создание ситуаций успеха; - метод предъявления учебных требований; - методы (средства) технического обучения.
|
контроля за учебно-познавательной деятельностью: - тест; - опрос; - беседа. |
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ применяются в комплексе, классификация условна
| |||
методы словесного разъяснения (лекция, рассказ)
метод оценки (особенно важен для подростков) Выражается в баллах или в виде суждений. Может в скрытой форме. Цель: стимулирует худ. деятельность, формирует систему норм и ценностей, формирует личность. Для детей с отклонениями в развитии объективная оценка вселяет уверенность в собственные силы. |
методы воздействия на чувства (убеждение) Применяется, если информация может оказать положительное воздействие на сознание ребенка. Требует знание предмета беседы, умения общаться, знания особенностей детей (их запаса знаний, жизненного опыта). Приемы убеждения: разъяснение с опорой на личный опыт уч-ся, приведение ярких образных примеров из жизни и литературы, постановка вопросов, стимулирующих мыслительную деятельность уч-ся.
|
методы организации деятельности (упражнения, приучения) Формируют прочные навыки худ.деятельности. Педагог должен донести до сознания ребенка значимость этой деятельности не только для самого ребенка, его положения в коллективе, но и для окружающих. Важно стимулировать положительную мотивацию худ. деятельности (показ готового образца, творческие задания, занимательные упр., игровые ситуации, создание «ситуаций успеха», использование спец.оборудования, наблюдение и участи в культурно-досуговых мероприятиях. |
методы стимулирования поведения -поощрение-похвала, награда, благодарность. Цель: побудить лучше, активнее работать; направлять свои усилия на благо себе и окружающим., -наказание-справедливое, соразмерное поступку (направлено на осознание вины). Требует от педагога такта, знания инд. и психологических особенностей ребенка. Зависит от возраста. -порицание-инд.замечание. Форма и смысл должны быть понятны. Цель: осознание, что его поведение не одобряется окружающими.
|
Все эти методы расширяют возможности педагога, позволяют сделать педагогический процесс ярким, зрелищным, убедительным.
Один и тот же метод, например беседа о картине, может использоваться как словесный, как репродуктивный (описание увиденного), и как проблемный (сделать вывод о средствах выразительности).
Игра – средство активизации процессов непроизвольного запоминания, повышение интереса к окружающему, к разнообразной художественной деятельности детей с разнообразными нарушениями.
В коррекционно-педагогической работе важно сочетание наглядных методов с практическими. Специальное образование – предметно-практическое. В его основе создание специально организованной дидактической среды, стимулирующей познавательный интерес ребенка, его стремление к общению, к совместной деятельности. В процессе этого у ребенка развиваются навыки речевого общения, сенсомоторный опыт, навыки учебно-познавательной деятельности.
Усилия педагога должны быть направлены на творческий поиск и постоянную разработку спец. художественно-коррекционных технологий, предназначенных для конкретных категорий детей. Отбор всех элементов технологии производится целенаправленно с учетом инд. особенностей, возраста и характера нарушений у конкретного ребенка; опирается на сохранные функции. Сочетание должно быть гибким, разнообразным.
Задача педагогического воздействия в целом:
-приобщение ребенка к миру искусства,
- формирование необходимых знаний и практических умений в разных видах художественной деятельности,
- социальная адаптация.
Педагог корректирует отставание в развитии, стимулирует самостоятельные действия ребенка. При этом задачи художественного воспитания осуществляются в непосредственной связи с общей коррекционно-педагогической работой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА АРТТЕРАПИИ.
Арттерапия – это все виды практики оказания психологической помощи личности (обучение, реабилитация, коррекция и лечение), основанные на искусстве и продуктивных творческих формах активности человека.
Как метод арттерапия получила распространение в 30-е годы 20 века. В США арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, вывезенными в США из фашистских лагерей (коррекция личностного развития).
1938 Адриан Хилл при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях ввел термин «АРТТЕРАПИЯ».
Этот специализированная форма терапии, основанная на искусстве (в первую очередь изобразительном) и творческой деятельности.
Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г.Юнга. По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".
В дальнейшем были включены гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956). Арттерапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арттерапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической основы.
В центре внимания арттерапии – сохранение или восстановление психического здоровья конкретного человека или группы. Арттерапия использует научные достижения психологии, ориентируется на установленные закономерности психики человека, исследует особенности внутреннего мира человека, его эмоциональные состояния и многое другое. А психология должна вобрать в себя высшие достижения искусства в активном воздействии на личность. Таким образом, наука о лечении и коррекции посредством искусства, с одной стороны, связана с общей психологией (взаимосвязь личности и психических процессов в художественной деятельности, раскрытие общественно значимых свойств психического в условиях художественного общения). С другой стороны – она своеобразна, что определяется особенностями художественной деятельности как общения и специальной исследовательской задачей (исследование психологических механизмов и условий активного воздействия искусства на личность).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АРТТЕРАПИИ | |
динамически ориентированная | гештальториентированная |
Берет свое начало в психоанализе. Основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения) все те явления, которые анализируются психологами психоаналитической ориентации. Выделяют арттерапии: творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную. К средствам арттерапии относят: резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание. | Целями коррекции выступают: - излечивание или восстановление адекватной «Я-функции», - помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов, - пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, душевной гибкости.
К средствам арттерапии относят: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.
|
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:
гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения п самопознания.
ОСНОВНАЯ РОЛЬ в арттерапии отводится самому психологу, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству.
ЗАДАЧИ АРТТЕРАПИИ:
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и др. негативным чувствам
(работа над рисунком, картинами, скульптурами – безопасный способ «выпустить пар» и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения
(переживания легче выразить с помощью образов, чем слов; невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания).
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений
(продукты худ. деятельности относительно долговечны, клиент не может отрицать сам факт их существования).
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять (иногда это единственно доступный способ).
5. Наладить отношения между психологом и клиентом
(совместная деятельность способствует эмпатии).
6. Развить чувство внутреннего контроля
(рисунок, лепка предусматривает упорядочивание цвета и формы).
7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах
(развиваются способности к восприятию ощущений).
8. Развить худ. способности и повысить самооценку
(чувство удовлетворения в результате выявления скрытых талантов – побочный продукт арттерапии).
ДЕЙСТВИЕ МЕТОДА:
1. В символической форме реконструируется травмирующая ситуация;
на основе креативных способностей субъекта ситуация переструктуируется;
находится выход.
2. Эстетическая реакция позволяет изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л.С.Выготский, 1987).
ВАЖНЕЙШЕЙ ТЕХНИКОЙ арттерапевтического воздействия является техника активного воображения. Столкнуть бессознательное и сознательное, примирить посредством взаимодействия.
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ коррекционного воздействия:
– СУБЛИМАЦИЯ – процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я»,
- САМ ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА – как исследование реальности, познание новых сторон известного, создание «продукта» творческой деятельности.