Метод артпедагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:54, контрольная работа

Описание

Метод – последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащегося, направленных на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала (Ю.К.Бабанский, Педагогика, М.,1984.-с.303).

Работа состоит из  1 файл

артпедагогика.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

Приемы арттерапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Родственникам предлагается вместе поработать над художественными проектами или изображать свои представления состояния дел в их семействе.

Арттерапия имеет образовательную ценность. Т.к. она способствует развитию познавательных и созидательных навыков.

 

 

 

 

ЗАНЯТИЯ ПО АРТТЕРАПИИ могут быть

СТРУКТУРИРОВАННЫМИ

НЕСТРУКТУРИРОВАННЫМИ

Тема жестко задается, материал предлагается психологом. По окончании занятий обсуждается тема, манера исполнения и т.д.

Клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

 

 

Существуют различные ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ метода арттерапии:

- использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;

- побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;

- использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;

- творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА арттерапевта на первых этапах – преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арттерапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации. Важно одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОБУЖДЕНИЯ клиента:

- стремление выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме,

- потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе,

- потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности,

- стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

 

ФОРМЫ АРТТЕРАПИИ:

- пассивная – «употребление» худ. произведений, созданных другими людьми (чтение, прослушивание, рассматривание),

- активная – сам создает продукт творчества,

- смешанная.

 

ПОКАЗАНИЯМИ для проведения арттерапии являются:

- трудности эмоционального развития,

- актуальный стресс,

- депрессия,

- снижение эмоционального тонуса,

- импульсивность эмоциональных реакций,

- эмоциональная депривация клиента,

- переживание эмоционального отвержения,

- чувство одиночества,

- наличие конфликтов в межличностных взаимоотношениях,

- неудовлетворенность в семейной ситуации,

- ревность,

- повышенная тревожность,

- страхи, фобические реакции,

-  негативная «Я-концепция»,

- низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка,

- низкая степень самопринятия,

- низкий уровень развития мотивации к деятельности,

- трудности общения.

 

 

Арттерапия может помочь:

-развить в себе спонтанность;

-совершенствовать внимание, память, мышление;

-изучить свой жизненный путь с необычного ракурса;

-решать проблемы легко и красиво;

-научиться общаться, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства;

-просто самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе:

-психофизиологическое-связано с коррекцией психосоматических нарушений,

-психотерапевтическое- связано с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы,

-психологическое- выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции,

-социально-педагогическое- связано с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках артпедагогики и арттерапии.

Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, развивает художественные способности.

Недостатком арттерапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У многих людей самораскрытие средствами искусства могут вызвать сильный протест. Хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными.

Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами посредством искусства осуществляется ДВУМЯ ПУТЯМИ:

-путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства,

-путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, изобразительной, театрализовано-игровой).

Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

1.                  Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

2.                  Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.

3.                  Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

4.                  Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что худ. деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

5.                  Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

6.                  Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом.

Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают  в себе творческие возможности. И после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели во время занятий.

 

 



Информация о работе Метод артпедагогике