Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:24, реферат
Очень часто, когда в профессиональном кругу психологов заговаривают о методе беседы, приходится встречаться с недоумением или снисходительными взглядами , иронией или полным безразличием к теме: беседа— это что-то старое» ненаучное, это заря психологии, психотерапия; какое вообще отношение это имеет к современной науке с ее идеалами точности и объективности?
Целью работы является изучение метода беседы в психологии и анализ ее видов.
Введение
1. Сущность и назначение метода беседы в психологии
2. Механизм проведения беседы
3. Виды беседы
Заключение
Список литературы
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность и назначение метода беседы в психологии
2. Механизм проведения беседы
3. Виды беседы
Заключение
Список литературы
Очень часто, когда в профессиональном кругу психологов заговаривают о методе беседы, приходится встречаться с недоумением или снисходительными взглядами , иронией или полным безразличием к теме: беседа— это что-то старое» ненаучное, это заря психологии, психотерапия; какое вообще отношение это имеет к современной науке с ее идеалами точности и объективности? И действительно, на первый взгляд кажется, что метод беседы (такой расплывчатый, такой неформализованный, такой субъективный) не выдерживает сравнения с точными экспериментальными процедурами, с жестко контролируемыми условиями эксперимента и «объективными» способами оценки данных. Итак, с одной стороны — компьютеры, математическая обработка результатов: специальная аппаратура и оборудование, а с другой — беседа - просто беседа, с полным отсутствием зримого, вещественного вооружения исследователя.
Целью работы является изучение метода беседы в психологии и анализ ее видов.
Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Индивидуальная беседа является одним из наиболее действенных методов в процессе изучения личности, так как позволяет установить прямой контакт, получить информацию о субъективном мире, о мотивах деятельности и поведения. Как правило, индивидуальной беседой завершается комплексное обследование психологических качеств личности, она позволяет получить такую информацию, которую трудно предусмотреть в анкетах и тестах.
Цель беседы - проверка и уточнение в непосредственном общении с собеседником ряда неясных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств личности. Кроме того, целью беседы является уточнение структуры мотивационной сферы, так как выбор профессии, определение специальности и вуза, обусловливается обычно не одним, а всеми важнейшими мотивами, которые вероятнее всего можно выявить в общении с собеседником.
Беседа позволяет мысленно моделировать любые нужные психологу ситуации для того, чтобы выявить устойчивость мотивов и других субъективных состояний собеседника. Бесспорно, о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. Однако субъективные состояния собеседника могут не найти выражение в его поведении в данных обстоятельствах, но проявляются в иных условиях и ситуациях. Только по совокупности слов и действий собеседника можно судить об устойчивости побуждений и мотивов, которыми он руководствуется.
Искусство использования метода беседы состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать и как спрашивать. При соблюдении требований беседа позволяет получить не менее надежную, чем при наблюдении или при психологическом анализе документов информацию о событиях прошлого, настоящего или будущего. Спрашивать можно обо всем, о чем не удалось прочитать.
Готовясь к беседе, необходимо определить цель беседы и качества личности, которые следует оценить в процессе ее проведения. Планомерная и систематизированная работа в период подготовки к беседе включает некоторые этапы логической деятельности, которые необходимы для ее успешного проведения.
1. Предварительная подготовка участников беседы. На этом этапе проводится психологический анализ документов. Уточняется год рождения собеседника, место рождения и жительства, в какой школе учился, в какой семье воспитывался (в полной, неполной, сирота) и т.д. Необходимо также ознакомиться с результатами проведенного психодиагностического обследования.
2. Определение целей беседы и выдвижение гипотез. На этом этапе необходимо наметить, какие конкретные проблемы, касающиеся мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы личности собеседника требуют уточнения в ходе беседы. Какие предположения (гипотезы) целесообразно проработать с каждым собеседником.
3. Составление плана индивидуальной беседы. Этот этап предусматривает определение темы беседы, порядок ее проведения, формы регистрации и оценки результатов. Наличие плана беседы не исключает возможности изменения ее хода в зависимости от индивидуальных особенностей собеседника.
4. Отбор и систематизация вопросов, выносимых на беседу. На этом этапе в зависимости от цели беседы формулируются вопросы, с помощью которых можно направить процесс сбора информации в русло, соответствующее плану; активизировать собеседника, дать ему возможность проявить себя, вызвать его на откровенный разговор.
5. Прорабатывание начала беседы и установление контакта с каждым собеседником. Этот этап в подготовке беседы очень важен в связи с тем, что собеседники разные по положению, отношению к беседе, зависимости от ее результата. На этом этапе необходимо выработать правильное и корректное отношение к собеседнику.
Беседа может закончиться, так и не успев начаться, т.е. психолог не сможет добиться тех целей, которые ставил перед собой в подготовительный период. Поэтому очень важно суметь правильно начать беседу, помнить, что первые два-три предложения влияют на отношение к психологу и к беседе.
Поскольку интересующая психолога и преподавателей информация о внутреннем мире собеседника, о структуре его мотивов не поступит сама по себе, необходимо задать ему вопросы. Попытаемся классифицировать вопросы, определить области их применения в беседе; для этого выделим их основные группы.
1. Прямые закрытые вопросы. Это вопросы, которые предполагают ответ: да или нет. Они ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают возможности для маневра у собеседника. Поэтому такие вопросы можно применять со строго определенной целью: направлять мысли собеседника в соответствии с установленным планом беседы.
Приведем примеры таких вопросов:
1. Убеждены ли Вы в том, что профессия юриста (экономиста, менеджера, лингвиста) является вашим призванием?
2. Можете ли Вы сказать, что Вы - уверенный в себе человек?
3. Способны ли Вы подавлять личные интересы ради коллективных?
В постановке подобных вопросов кроется опасность того, что у собеседника складывается впечатление, будто его допрашивают, центр тяжести беседы смещается в сторону психолога, а собеседник лишен возможности высказать свое мнение.
2. Прямые открытые вопросы. Это вопросы, на которые нельзя ответить односложно. Они требуют какого-то объяснения. Это такие вопросы: кто?, что?, как?, чем?, сколько?, почему? и т.д.
Приведем примеры таких вопросов:
1. Что думают родители по поводу Вашего желания стать юристом (экономистом, менеджером, лингвистом)?
2. Почему Вы решили поступать в Современный Гуманитарный Университет?
3. Чем Вас привлекает учеба в СГУ?
Такие вопросы задают тогда, когда нужны дополнительные сведения или когда необходимо выяснить реальные мотивы и позицию собеседника. Почвой для этих вопросов является позитивная или нейтральная позиция собеседника по отношению к психологу и готовность дать интересующую его информацию.
3. Косвенные (риторические) вопросы. На эти вопросы не дается прямого ответа, так как их цель - вызвать новые вопросы с тем, чтобы прояснить отношение собеседника к некоторым аспектам проблемы, подходя к ней с различных сторон.
Они cлужат также переходу к рассмотрению новых проблем. Приведем примеры:
1. Всегда ли необходимо говорить только правду и сдерживать свои обещания?
2. Можно ли считать проявление лидерства в коллективе нормальным явлением?
4. Логические вопросы. Ответы собеседника на эти вопросы обычно позволяют выявить уязвимые места в его знаниях, а также его отношение к создаваемой психологом ситуации.
Приведем примеры:
1. Как Вы представляете организацию самостоятельной учебной деятельности?
2. Как Вы считаете, какие знания и умения необходимы менеджеру, чтобы стать профессионалом?
3. Как Вы думаете, почему упрекают людей, которые не считаются с другими?
В индивидуальной беседе следует избегать прямых вопросов, направленных на оценку качеств личности. Лучше отдать предпочтение косвенным вопросам, касающимся тех особенностей поведения, анализ и обобщение которых позволяет оценить свойства личности собеседника.
Необходимо отметить, что невозможно дать подходящий для любой жизненной ситуации план проведения индивидуальной беседы, который бы облегчил работу психолога. Каждый собеседник обладает неповторимыми психологическими особенностями и к нему необходим индивидуальный подход. Поэтому рассмотрим только некоторые группы проблем, которые помогут правильно составить план проведения индивидуальной беседы.
1. Установление контакта с собеседником. Начать с вопросов:
Как настроение, самочувствие?
- установить связь с прошлой беседой.
2. Уточнение социально-демографической характеристики:
- число, месяц и год рождения;
- где родился;
- кто родители, братья, сестры;
- образование и профессия родителей.
3. Изучение направленности личности и нравственных качеств:
- цель в жизни и как исследуемый собирается ее достичь;
- активность и принципиальность позиции;
- под чьим влиянием формировались те или иные взгляды;
- направленность интересов;
- любимые занятия в свободное время;
- отношение к физическому труду;
- отношение к искусству;
- регулярность чтения литературы, какой именно;
- умеет ли собеседник управлять поведением и как он это делает;
- нравственные установки и идеалы;
- соответствие их образу жизни и поведению.
6. Изучение мотивов выбора профессии:
- отношение родителей к выбору профессии;
- отношение к профессионально важным качествам личности;
- степень знакомства с профессией;
- мотивы поступления в университет;
- желание и готовность стать юристом (экономистом, менеджером, лингвистом);
- проверка устойчивости мотивов выбора профессии;
- насколько развиты волевые качества, отношение к спорту.
4. Изучение отношения к учебной деятельности:
- как оценивает собеседник свои успехи и достижения в учебе;
- есть ли стремление к самообразованию;
- успевает ли приготовить самостоятельные задания;
- как давалась учеба в школе;
- умение планировать внеучебное время;
- уровень трудолюбия и работоспособности;
- склонности и способности собеседника.
5. Отношение собеседника к коллективу:
- отношение к коллективу, к сверстникам;
- отношение к родителям, семье;
- положение в коллективе, пользуется ли авторитетом в нем;
- что нравилось в учителях и школьном коллективе;
- кто из учителей запомнился больше других;
- что может рассказать о них;
- друзья, что больше всего нравится в них;
- что не нравится в товарищах и почему.
7. Окончание индивидуальной беседы.
8. Оценка собеседника по результатам беседы.
При оценке отношения собеседника к общеобразовательной, профессиональной и физической подготовке, к профессии, коллективу и к себе самому рекомендуется придерживаться определенных критериев.
Беседа проводится в отдельной комнате, без посторонних, с соблюдением максимального такта и внимательного отношения к собеседнику, который должен быть уверен, что результаты беседы не будут разглашены и будут использованы в его интересах. В начале беседы необходимо установить контакт с собеседником, настроить его на откровенный разговор. Если он не желает отвечать на тот или иной вопрос, не надо настаивать на немедленном и прямом ответе. К этому вопросу можно вернуться в конце беседы.
Большинство исследуемых неохотно отвечают на прямые вопросы. Поэтому сначала нужно заинтересовать собеседника, объяснить ему, почему отвечать на вопросы в его интересах. Кроме того, не нужно объяснять, почему психолога интересует тот или иной факт, касающийся его личной жизни, и как он собирается использовать полученную информацию. Нужно помнить, что и собеседник спрашивает себя: Почему он хочет это знать? Почему его это интересует?
При проведении основной части беседы следует стремиться к тому, чтобы собеседник иллюстрировал свою точку зрения примерами своего поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
При анализе ответов собеседника необходимо также учитывать, что прямые вопросы (о себе), в отличие от косвенных вопросов (о других), могут порождать неискренность, в связи со стремлением выглядеть лучше, соответствовать социально одобряемым требованиям или из-за боязни показаться нескромным.
Поэтому в ходе беседы нужно так формулировать вопросы, чтобы в них не акцентировалось желание получить определенный ответ.