Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:24, реферат
Очень часто, когда в профессиональном кругу психологов заговаривают о методе беседы, приходится встречаться с недоумением или снисходительными взглядами , иронией или полным безразличием к теме: беседа— это что-то старое» ненаучное, это заря психологии, психотерапия; какое вообще отношение это имеет к современной науке с ее идеалами точности и объективности?
Целью работы является изучение метода беседы в психологии и анализ ее видов.
Введение
1. Сущность и назначение метода беседы в психологии
2. Механизм проведения беседы
3. Виды беседы
Заключение
Список литературы
Для изучения профессиональной направленности следует выяснить мотивы выбора профессии, устойчивость интереса к ней. При планировании вопросов необходимо учитывать, что успешность обучения и будущей профессиональной деятельности определяется силой и устойчивостью мотивов.
Важно включить в беседу вопросы, отражающие степень знакомства с профессией. Это связано с различием в мотивации собеседников, знакомых и незнакомых с профессией. Для первых характерна более развитая мотивационная сфера. Значимость этого критерия основана на том, что студенты, имеющие представление о профессии или даже некоторые ее навыки, обладают более устойчивой мотивацией.
Опыт психологической практики свидетельствует, что необходимо предусматривать дублирование вопросов. Это позволяет получить достоверные результаты, что особенно важно при изучении силы и устойчивости мотивов, структуры как содержательных, так и динамических аспектов мотивации. При этом дублирование может выглядеть в виде формулирования вопросов типа: Какие качества важны для профессионала? Какие профессиональные качества важны для вас лично?
Для диагностики мотивации собеседника можно использовать вопросы о качествах личности, важных для себя и важных для профессии. Качества личности как индикаторы мотивации используются, исходя из понимания их как сочетания мотива и способа поведения при определяющей роли первого. Качества понятны собеседнику и позволяют избежать искажений в ответах. Кроме того, они как бы маскируют цель - изучение мотивации. Совпадение качеств, считающихся важными для себя, с качествами важными для профессии - свидетельство наличия у собеседника устойчивой профессиональной мотивации.
В ходе беседы важное значение имеет анализ самооценки собеседника.
Объективность самооценки определяется путем анализа ответов на вопросы. При правильной самооценке собеседник последовательно, откровенно отвечает на вопросы. При завышенной самооценке собеседник склонен к преувеличению своих достоинств и способностей. При заниженной самооценке собеседник склонен к преуменьшению своих достоинств, он проявляет чрезмерную застенчивость, неуверен в себе.
В ходе индивидуальной беседы психолог должен внимательно наблюдать за выражением лица собеседника, мимикой, дыханием, движением рук, интонацией и тембром голоса. По степени проявления этих признаков оценивается нервно-психическая устойчивость:
- оптимальная, характеризующая устойчивость психики;
- перевозбуждение, обусловленное неустойчивостью психики;
- заторможенность, связанная со слабостью нервной системы.
В оптимальном психическом состоянии у собеседника могут наблюдаться следующие изменения: движения губ во время ответов, спокойный внимательный взгляд, легкое покраснение лица, учащенность дыхания, незначительное повышение голоса и увеличение темпа речи, увлеченность и активность в разговоре.
О психическом перевозбуждении собеседника в ходе беседы можно судить по следующим признакам: напряженное выражение лица, сильное сжатие челюстных мышц и губ; движение бровей, моргание, беспокойный взгляд; значительное покраснение лица; резкое увеличение амплитуды движений рук и понижение точности движений, суетливость; учащенное и глубокое дыхание; усиление звучания высоких тонов речи, интонации гнева; нарушение порядка слов в предложениях.
О психической заторможенности собеседника можно судить по таким признакам, как бедность мимики, озабоченное выражение лица; угнетенный взгляд, резкое побледнение или появление белых пятен на покрасневшем лице; вялость движений, скованность поз; непроизвольная задержка дыхания; задержка начала ответа на вопрос; тихая и медлительная речь, растягивание слов, переход на шепот; интонации недовольства, подавленность, сонливость.
Общими признаками нервно-психической неустойчивости психики являются следующие: низкий уровень самоконтроля; подозрительность, враждебность, агрессивность по отношению к проводящему беседу; чрезмерная радость или огорчение; развязное поведение, неестественность поз, жестов, мимики, стремление к самолюбованию.
В ходе беседы могут кратко записываться представляющие интерес ответы собеседника. Запись результатов беседы может заключаться также в отметке наличия или отсутствия определенных качеств (признаков). Например, низкий уровень общего развития может проявляться в следующем: в отсутствии элементарных знаний, непонимании сущности явлений, ограниченном словарном запасе, примитивности суждений и других признаках. Психолог, проводящий беседу, отмечает признаки, характерные для собеседника. Их обобщение позволяет сделать вывод о развитии тех или иных свойств личности. Запись, однако, не должна носить характер протокола, это может смутить собеседника и снизить его откровенность. Регистрация некоторых данных о собеседнике может проводиться и после завершения беседы, по памяти.
После завершения беседы психолог делает выводы о качествах личности собеседника, выявленных данным методом.
В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.
В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.
Существует два вида беседы:
- Управляемая
-Неуправляемая
В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.
В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.
Полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс — практически свободная беседа — отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между ними располагаются следующие основные типы бесед:
— стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика;
— частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;
— свободная — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.
Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.
Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.
Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного данного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой.
Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.
Также беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
- Терапевтическая беседа
- Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
- Автобиографическая беседа
- Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
- Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
- Телефонная беседа
Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.
Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.
Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.
Возможности беседы как диалога -- инструмента встречи человека с человеком -- связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
2. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977.
3. Рабочая книга социолога. М., 1983.
4. Современная зарубежная социальная психология. М., 1984.
5. Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987.
6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
8. Роговин М.С.,Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. М., 1988.
9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. М., 1997.
10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1996.
11. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
12. Коледа С.В. Моделирование бессознательного. М., 1996.
13. Методики психодиагностики в спорте // Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1990.
14. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1989.
15. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
16. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии // Учебное пособие для вузов. Ростов-на Дону, 1995.