Метод беседы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:24, реферат

Описание

Очень часто, когда в профессиональном кругу психологов заговаривают о методе беседы, приходится встречаться с недоумением или снисходительными взглядами , иронией или полным безразличием к теме: беседа— это что-то старое» ненаучное, это заря психологии, психотерапия; какое вообще отношение это имеет к современной науке с ее идеалами точности и объективности?
Целью работы является изучение метода беседы в психологии и анализ ее видов.

Содержание

Введение
1. Сущность и назначение метода беседы в психологии
2. Механизм проведения беседы
3. Виды беседы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

4149 виды беседы.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)
style="text-align:justify">Исходя из возможного стремления некоторых собеседников демонстрировать социально желательные и скрывать социально нежелательные особенности мотивации, необходимо ставить косвенные вопросы. Прием формулирования вопросов, предполагающих ответы за других позволяет вызвать искренность собеседника.

Для изучения профессиональной направленности следует выяснить мотивы выбора профессии, устойчивость интереса к ней. При планировании вопросов необходимо учитывать, что успешность обучения и будущей профессиональной деятельности определяется силой и устойчивостью мотивов.

Важно включить в беседу вопросы, отражающие степень знакомства с профессией. Это связано с различием в мотивации собеседников, знакомых и незнакомых с профессией. Для первых характерна более развитая мотивационная сфера. Значимость этого критерия основана на том, что студенты, имеющие представление о профессии или даже некоторые ее навыки, обладают более устойчивой мотивацией.

Опыт психологической практики свидетельствует, что необходимо предусматривать дублирование вопросов. Это позволяет получить достоверные результаты, что особенно важно при изучении силы и устойчивости мотивов, структуры как содержательных, так и динамических аспектов мотивации. При этом дублирование может выглядеть в виде формулирования вопросов типа: “Какие качества важны для профессионала?” “Какие профессиональные качества важны для вас лично?”

Для диагностики мотивации собеседника можно использовать вопросы о качествах личности, важных для себя и важных для профессии. Качества личности как индикаторы мотивации используются, исходя из понимания их как сочетания мотива и способа поведения при определяющей роли первого. Качества понятны собеседнику и позволяют избежать искажений в ответах. Кроме того, они как бы маскируют цель - изучение мотивации. Совпадение качеств, считающихся важными для себя, с качествами важными для профессии - свидетельство наличия у собеседника устойчивой профессиональной мотивации.

В ходе беседы важное значение имеет анализ самооценки собеседника.

Объективность самооценки определяется путем анализа ответов на вопросы. При правильной самооценке собеседник последовательно, откровенно отвечает на вопросы. При завышенной самооценке собеседник склонен к преувеличению своих достоинств и способностей. При заниженной самооценке собеседник склонен к преуменьшению своих достоинств, он проявляет чрезмерную застенчивость, неуверен в себе.

В ходе индивидуальной беседы психолог должен внимательно наблюдать за выражением лица собеседника, мимикой, дыханием, движением рук, интонацией и тембром голоса. По степени проявления этих признаков оценивается нервно-психическая устойчивость:

- оптимальная, характеризующая устойчивость психики;

- перевозбуждение, обусловленное неустойчивостью психики;

- заторможенность, связанная со слабостью нервной системы.

В оптимальном психическом состоянии у собеседника могут наблюдаться следующие изменения: движения губ во время ответов, спокойный внимательный взгляд, легкое покраснение лица, учащенность дыхания, незначительное повышение голоса и увеличение темпа речи, увлеченность и активность в разговоре.

О психическом перевозбуждении собеседника в ходе беседы можно судить по следующим признакам: напряженное выражение лица, сильное сжатие челюстных мышц и губ; движение бровей, моргание, беспокойный взгляд; значительное покраснение лица; резкое увеличение амплитуды движений рук и понижение точности движений, суетливость; учащенное и глубокое дыхание; усиление звучания высоких тонов речи, интонации гнева; нарушение порядка слов в предложениях.

О психической заторможенности собеседника можно судить по таким признакам, как “бедность” мимики, озабоченное выражение лица; угнетенный взгляд, резкое побледнение или появление белых пятен на покрасневшем лице; вялость движений, скованность поз; непроизвольная задержка дыхания; задержка начала ответа на вопрос; тихая и медлительная речь, растягивание слов, переход на шепот; интонации недовольства, подавленность, сонливость.

Общими признаками нервно-психической неустойчивости психики являются следующие: низкий уровень самоконтроля; подозрительность, враждебность, агрессивность по отношению к проводящему беседу; чрезмерная радость или огорчение; развязное поведение, неестественность поз, жестов, мимики, стремление к самолюбованию.

В ходе беседы могут кратко записываться представляющие интерес ответы собеседника. Запись результатов беседы может заключаться также в отметке наличия или отсутствия определенных качеств (признаков). Например, низкий уровень общего развития может проявляться в следующем: в отсутствии элементарных знаний, непонимании сущности явлений, ограниченном словарном запасе, примитивности суждений и других признаках. Психолог, проводящий беседу, отмечает признаки, характерные для собеседника. Их обобщение позволяет сделать вывод о развитии тех или иных свойств личности. Запись, однако, не должна носить характер протокола, это может смутить собеседника и снизить его откровенность. Регистрация некоторых данных о собеседнике может проводиться и после завершения беседы, по памяти.

После завершения беседы психолог делает выводы о качествах личности собеседника, выявленных данным методом.

3. Виды беседы

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

- Управляемая

-Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс — практически свободная беседа — отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между ними располагаются следующие основные типы бесед:

— стандартизированная беседа — стойкие программа, стратегия и тактика;

— частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;

— свободная — программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная.

Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.

Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.

Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного данного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой.

 

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Также беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

- Терапевтическая беседа

- Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

- Автобиографическая беседа

- Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

- Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

- Телефонная беседа

Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.

 

 

 

 

 

Заключение

Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.

Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования он в то же время, как ни один другой, предъявляет высокие требования к экспериментатору-психологу, его мастерству, профессиональной зрелости.

Возможности беседы как диалога -- инструмента встречи человека с человеком -- связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

2. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977.

3. Рабочая книга социолога. М., 1983.

4. Современная зарубежная социальная психология. М., 1984.

5. Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987.

6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

8. Роговин М.С.,Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. М., 1988.

9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. М., 1997.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1996.

11. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.

12. Коледа С.В. Моделирование бессознательного. М., 1996.

13. Методики психодиагностики в спорте // Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1990.

14. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1989.

15. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

16. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

17. Столяренко Л.Д. Основы психологии // Учебное пособие для вузов. Ростов-на Дону, 1995.

 



Информация о работе Метод беседы