Методики, описывающие содержание профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:06, реферат

Описание

Анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии, в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией.

Работа состоит из  1 файл

professiogramma.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

Методики, описывающие  содержание профессии

Анализ психологических  особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии, в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик деятельности.

Составление профессиограммы  производится в соответствии со следующими принципами:

  • специфичность (конкретность) описания определенной деятельности;
  • комплексность изучения;
  • динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности);
  • системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности);
  • идентичность приемов (для корректного сравнения профессий);
  • использование качественно-количественных методов.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

  • общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.);
  • содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.);
  • средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.);
  • условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);
  • организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.);
  • субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.)

Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально  важных качеств субъекта труда.

Основными направлениями  профессиографического исследования являются:

 

  • общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;
  • описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;
  • психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;
  • пооперационный анализ трудовой деятельности;
  • фотография рабочего дня, хронометраж;
  • изучение индивидуального стиля деятельности;
  • анализ ошибочных действий;
  • оценка санитарно-гигиенических условий труда;
  • динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.

Психологическая характеристика профессии

Профессиограмма

Инструкция. Составьте развернутую профессиограмму по схеме:

1. Наименование профессии.

2. Тип профессии (см. Е.А. Климов)

Типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система,

человек-художественный образ, человек-природа.

3. Цели (см. Е.А.  Климов)

Гностические (аудитор, синоптик, следователь).

Преобразующие (педагог, швея, повар).

Изыскательские (сценарист, научный работник, художник).

4. Средства труда (см. Е.А. Климов)

  • Профессии ручного труда (гончар, краснодеревщик).
  • Профессии машинно-ручного труда (ткач, водитель).
  • Профессии, связанные с применением автоматизированных систем (оператор, системный администратор).
  • Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (научный работник, психолог).

 

5. Условия труда (см. Е.А. Климов)

  • Профессии, связанные с работой в микроклимате, близком к бытовому (ювелир, настройщик пианино).
  • Профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (дворник, геодезист).
  • Профессии, связанные с работой в необычных и экстремальных условиях (пожарный, летчик испытатель).
  • Профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач, учитель).

 

6. Доминирующие виды  деятельности.

7. Тип личности, соответствующий данной профессии (см. Дж. Холланд).

реалистический  тип;

интеллектуальный  тип;

социальный  тип;

конвенциональный  тип;

предпринимательский тип;

     художественный тип. (см. Приложение 1)

8. Качества, обеспечивающие  безопасность и успешность профессиональной  деятельности.

9. Качества, препятствующие  эффективности деятельности, безопасной  профессиональной деятельности.

10. Области применения профессиональных знаний.

11. История профессии.

12. Учебные заведения,  обучающие данной профессии

 

Следующим этапом изучения профессии является составление  психограммы.

В психограмме  рассматриваются А) задачи, связанные с приемом информации; Б) задачи, связанные с процессом сохранения и переработки информации; В) задачи, связанные с передачей переработанной информации и т.д. А так же требования, предъявляемые профессией к психике человека, к его способностям и др. свойствам и качествам личности.

Требования  к сенсорным и перцептивным свойствам; требования к аттенционным свойствам; требования к мнемическим свойствам; требования к мыслительным свойствам; требования к психомоторным свойствам; требования к речевым и коммуникативным свойствам; эмоционально-волевые свойства.

В качестве примера  можно рассмотреть психограммы  разметчика и авиадиспетчера (Приложения 2 и 3).

 

Приложение 1:

Классификация профессий Дж. Холланда. Автор исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж. Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:

  • реалистический тип – на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,
  • интеллектуальный – на умственный труд,
  • социальный – на взаимодействие с социальной средой,
  • конвенциональный – на четко структурированную деятельность,
  • предпринимательский – на руководство людьми и бизнес, 
  • художественный – на творчество.

Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

 

Приложение 2:

ПСИХОГРАММА РАЗМЕТЧИКА1

Современная техника машиностроения предъявляет  высокие требования к точности обработки деталей машин. Но значительная часть заготовок поступает в цехи в виде отливок, поковок, проката с поверхностями нечистыми, неровными. Для придания детали требуемой формы и требуемого размера заготовки приходится обрабатывать на токарных, фрезерных, строгальных и других металлорежущих станках. В процессе обработки с заготовки снимается излишний слой металла, называемый припуском. Чтобы снять с заготовки только припуск и получить деталь такой формы и такого размера, какие соответствуют чертежу, деталь размечают. Разметка заключается в том, что на поверхностях заготовки специальными инструментами откладывают в натуральную величину размеры, указанные на чертеже (рис. 3). По разметочным рискам в механических цехах ведут последующую обработку заготовки.

Разметка  — одна из наиболее ответственных  операций. От ее качества зависит точность дальнейшей обработки детали. Разметка позволяет избежать брака, сэкономить материал, ускорить технологическую обработку детали, значительно повысить производительность пруда.

Разметка  представляет собой сложный комплекс сенсомоторных действий, связанных с решением ряда сложных геометрических задач, воссозданием объекта и последующим перенесением его контура на поверхность заготовки. В процессе разметки требуется так изображать деталь на плоскости, чтобы по полученному плоскому изображению можно было полностью определить проектируемую деталь однозначно. Особенность разметочных работ заключается в том, что подавляющее большинство решений сложных задач носит нестандартный характер и зависит только от опыта и интуиции самого разметчика. Разметочные операции состоят из множества сложных ручных операций, которые трудно, а подчас и невозможно механизировать. Это предъявляет довольно высокие требования к психомоторной сфере разметчика, в особенности к координации движений.

В процессе разметочных  работ можно выделить шесть этапов, каждый из которых предъявляет свои специфические требования к психике  рабочего.

Первый этап—планирование деятельности—включает в себя освоение чертежа, ознакомление с заготовкой, обмер заготовки, мысленное воссоздание контуров будущей детали, выбор базы, выбор инструмента, необходимого для разметки данной детали. На этом этапе от разметчика требуется тщательно продумать .ход и последовательность работ. Здесь особые требования предъявляются в отношении:

— глазомера,

— внимания (объем  и переключение),

— памяти (особенно оперативной),

— пространственных представлений,

— творческого  воображения,

— понимания  технических устройств.

Силовая нагрузка на первом этапе полностью отсутствует.

Второй этап — подготовительные операции, которые производятся .с целью подготовки заготовки к разметке (очистка, окраска заготовки и т. п.). Эти операции являются наиболее простыми, не специфическими для разметчика. На этом этапе его внимание направлено в основном на моторное поле (которое составляют заготовка, кисть или пульверизатор, измерительный и рабочий инструменты), причем движения и действия, совершаемые на этом этапе, относятся к наиболее простым по темпу, траектории, точности и т. п.

Третий этап — чертежно-измерительные операции. Они представляют собой наиболее сложный комплекс работ, занимающий центральное место в разметке, и предъявляющий целый ряд специфических требований к психике человека. В чертежно-измерительные операции входят: приведение базы к плоскости - разметочной плиты; детальная выверка заготовки и выкраивание из нее детали; установка размеров на измерительных приборах и инструментах; геометрические построения.

Чертежно-измерительные  операции помимо чертежно-графичееких навыков требуют большой концентрации внимания, глазомера, зрительного и осязательного контроля, пространственных представлений и конструктивного воображения. Большое значение здесь имеет наблюдательность. Работа с измерительными приборами и инструментами требует сложных, координированных движений, причем требования в основном предъявляются не к силе, а к точности, ловкости, корреляции и^тонкой дифференцировке движений. Часто бывает, что деталь закреплена так, что разметчику приходится производить измерение и наносить размер на .поверхности детали, находясь в неудобной рабочей иозе. При этом требуется одним движением измерительного инструмента «схватить» размер и закрепить его на шкале. Такое сложное движение успешно осуществляется в сочетании со зрительным и кинестетическим контролем.

При планировании операции не всегда удается предусмотреть  весь ход измерений и их фиксации, а потому разметчику необходимо варьировать  порядок действия в зависимости  от сложности детали. Тем самым  предъявляются требования к умению ориентироваться в ситуации, к оперативному мышлению.

Для третьего этапа, таким образом, характерно сочетание  сложных сенсомоторных действий и мыслительных операций.

Четвертый этап — решение задач по начертательной геометрии — является одним из наиболее ответственных, так как ошибочное решение задачи приводит к браку. Пространственная (объемная) разметка осуществляется при помощи проекционного метода. Успешность выполнения этой работы требует от разметчика специальных математических способностей, пространственных представлений, активного мышления (абстрактно-логического), конструктивного воображения, оперативной памяти (особенно запоминания геометрических фигур). Решение задач сочетается в работе разметчика с необходимостью как можно точнее наносить указанные на чертеже размеры на поверхность заготовки. Эта операция предъявляет повышенные требования к зрительному анализатору, в особенности к глазомерной функции.

Информация о работе Методики, описывающие содержание профессии