Методики, описывающие содержание профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:06, реферат

Описание

Анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии, в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией.

Работа состоит из  1 файл

professiogramma.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

Речемоторные  задачи (речевая передача сообщений по внутреннему телефону громкоговорящей 'связи, радиотелефону) тесно связаны с задачами коммуникативными (адекватный тон общения, форма общения и пр.). Требования, предъявляемые этими задачами, относятся не столько к внешним характеристикам речи (тембр, дикция, громкость), сколько к содержательной ее стороне (ясность высказываний, лаконичность, четкость формулировок).

II. Требования к психике диспетчера УВД

На основании  анализа психологического содержания профессиональных задач и экспериментального исследования ошибочных действий диспетчеров нами были сформулированы основные требования к психике диспетчеров УВД. Для прогнозирования качества деятельности диспетчера УВД на основе оценки его психических свойств необходимо различать стабильные и динамичные характеристики, свойства, поддающиеся развитию или компенсации, и свойства, в значительной мере определяемые природными особенностями.

Для решения  многих профессиональных задач ведущее  значение имеет наличие соответствующих  умений и навыков.

Требования к сенсорным  и перцептивным свойствам

Основными параметрами  сенсорики человека являются характеристики чувствительности (абсолютные и дифференциальные порога) и сенситив-ность, т. е. общая характеристика развития ощущений, связанная с типологическими особенностями. Поскольку перцептивные задачи предъявляют требования к сенсорным свойствам (нельзя прочесть мелкий текст при малой остроте зрения), то для деятельности диспетчера его сенсорные свойства не безразличны. Учитывая достаточно высокий уровень зрительных и слуховых сигналов, поступающих к диспетчеру, можно считать, что деятельность в системе УВД не предъявляет повышенных требований к зрительной и слуховой чувствительности диспетчера. Достаточно иметь обычный, нормальный слух и нормальное зрение (в некоторых случаях допустима его корректировка очками).

Значительно важнее такая характеристика, как  малая утомляемость зрительного и слухового анализаторов, связанная с силой возбудительного процесса и балансом возбуждении и торможения. Непрерывный поток достаточно интенсивных сигналов, характерный для деятельности диспетчера, требует от него сенсорной устойчивости. Для экстремального режима может оказаться важной скорость развития ощущений, лежащая в основе восприятия. Оба эти свойства (сенсорная устойчивость и скорость развития ощущений) мало поддаются тренировке.

Решение перцептивных задач опознания и идентификации  объектов требует не столько врожденных свойств, сколько перцептивных навыков. Наличие перцептивных эталонов, опыт сопоставления воспринимаемых сигналов с «эталонными» образами памяти обеспечивают успешное восприятие 'информации с план-индикатора или закодированных речевых сообщений.

Требования к аттенционным свойствам.

Важнейшее из них — требование к устойчивости внимания. Как показали исследования советских психологов, устойчивость внимания, бдительность прямо зависят  от силы возбудительного процесса. Конечно, .на успешность сохранения устойчивого профессионального внимания влияют такие характеристики личности, как ответственность, заинтересованность. Разнообразие деятельности способствует сохранению устойчивости. Однако при слабом возбудительном процессе снижение устойчивости внимания неизбежно. Поэтому упомянутое свойство нервной системы (не поддающееся тренировке) является прямым психологическим противопоказанием к деятельности диспетчера УВД.

Распределение и переключение внимания связаны  с подвижностью нервных процессов. Обычные, средние характеристики этих свойств достаточны для того, чтобы сформировать на их основе аттенционные навыки.

Переключение  внимания у диспетчера УВД происходит непрерывно, в напряженные периоды  работы до пяти и 'более раз в минуту. Оно может быть ситуативным, т. е. определяться преимущественно последовательностью внешних воздействий, но может и подчиняться внутреннему плану диспетчера, происходить по оптимальной, хорошо отработанной схеме. В этом случае внимание переключается на тот или иной объект с некоторым учреждением (диспетчер готов принять сообщение с борта самолета за несколько секунд до того, как это сообщение к нему поступает). Наличие таких схем последовательности переключения внимания для типичных ситуаций (взлет, посадка, разведение двух бортов и т. п.) представляет собой основу умения, а прочное -закрепление этой последовательности, обеспечивающее быстрое, привычное, не требующее усилий переключение внимания на тот объект, кото-рый в данный момент является наиболее значимым, образует навык переключения внимаеия.

Оптимальная схема переключения внимания предполагает не только соответствующую последовательность актов переключения, но и правильный темп переключения внимания. Излишне  быстрый темп утомляет работника. При  слишком же медленном переключения можно упустить важные изменения в обстановке. Поэтому темп переключения внимания зависит от степени вероятности таких изменений. Оценка степени изменчивости ситуации в данный момент и предугадывание степени изменчивости ситуации в ближайшем будущем вырабатываются у диспетчера в процессе приобретения профессионального опыта и являются важными компонентами аттен-ционных умений. Второй, не менее важный, компонент — оценка значимости различных объектов. На более важные объекты внимание должно переключаться большее число раз, чем на менее важные.

Оценка степени  изменчивости ситуации, оценка значимости различных объектов, а также планирование последовательности актов переключения в зависимости от особенностей воздушной  ситуации—задачи мыслительные. Поэтому необходимо говорить об интеллектуальных компонентах аттеяцион-ных умений.

Аналогичным образом могут быть охарактеризованы умения распределять внимание между несколькими объектами. Например, диспетчер подхода может отдавать команду борту и одновременно «подслушивать» переговоры диспетчера круга с другими бортами. Может иметь место и одновременный црием разнородной информации, облегчаемый использованием различных анализаторов (зрительное восприятие ситуации на обзорном локаторе и слуховое восприятие каких-либо сообщений по радиотелефону).

Равномерная концентрация внимания на всех объектах невозможна, более того, она яе нужна, ггак как в процессе труда и  сами объекты имеют неодинаковое значение. В зависимости от того, какое значение придается данному объекту в тот или иной отрезок времени, степень концентрации внимания на этом объекте непрерывно меняется. И в этом случае имеет место оценка значимости объекта — интеллектуальный компонент аттенцион-ного навыка.

Таким образом, практическое умение распределять внимание предполагает сформированную схему (или схемы) динамики распределения внимания на различных элементах ситуации в зависимости от этапа изменения этой ситуации. А навыки распределения внимания означают привычное владение такой схемой.

Требования к мнемическим свойствам.

Требования  к объему долговременной памяти диспетчера УВД обычны, а вот требования к  объему оперативной памяти сравнительно высоки. Исследования показали, что  в оперативной памяти диспетчера подхода должно сохраняться до 140 двоичных единиц информации, любая порция которой может быть актуализирована в любой момент. Высокие требования предъявляет деятельность диспетчера УВД к прочности и точности сохранения информации: слишком велика цена ошибки. Повышены требования и к готовности памяти.

Одним из главных  условий успешного хранения и  переработки информации диспетчером УВД является владение мнемическими и имажинитив-ными умениями, которые настолько тесно связаны, что вычленить представления памяти и представления воображения в едином динамическом образе воздушной ситуации затруднительно даже в целях специального анализа.

Мнемические умения — это умения запоминать, сохранять, актуализировать сохраняемые сведения( умение вспомнить именно то, что необходимо в данный момент), а также умение отфильтровать информацию, которая уже использована и не потребуется в дальнейшем. Навык забывания ненужных данных — важное средство сохранения нервно-психического здоровья диспетчера.

Навык запоминания  цифрового материала (а значительная часть информации поступает к диспетчеру именно в цифровой форме) предполагает способность осмысливать цифровые данные, переводить их в зрительно-пространственные образы. Перевод образа из одной модальности в другую — действие, которое можно отнести скорее к имажиннтивяым, чем к мнемическим умениям. Омысливание цифрового кода, отнесение его к той или иной категории (например, номер борта 75 320 осмысливается как номер самолета типа «Ил-18»)—действие и мыслительное, и мнемическое. Следовательно, профессиональные мнемические умения диспетчера УВД включают не только мнемические, но и мыслительные, и имажинитивные навыки, т. е. навыки перестройки вторичных образов и отнесения их к той или иной категории. В то же время имажинитивные умения строить пространственный образ воздушной обстановки, изменять его с учетом поступающей информации и экстраполировать предстоящие изменения этого пространственно-временного динамического образа опираются на мнемические навыки. На основе всей информации, закрепленной в долговременной и оперативной памяти, . в сознании диспетчера возникают представления о положении и движении самолетов и происходит оперирование этими пространственными образами, их сопоставление и оценка. Пространственный образ воздушной обстановки, имеющийся в сознании диспетчера,— это образ динамический. Он создает не столько представление о положении самолетов, сколько представления об изменении их положения, т. е. об их движении.

Для решения  задач по управлению движением диспетчер  должен предугадывать будущую воздушную обстановку. Сопоставление, оценка положения самолетов и предугадывание возможного пересечения их курсов происходят также в образной форме.

Требования к имажинитивным  свойствам.

В оптимальном  режиме работа диспетчера не требует  рассмотренных имажинитивных навыков в полном объеме. В автоматизированной системе УВД многие задачи управления движением воздушных судов решаются с опорой на первичные образы — восприятие ситуации на экране обзорного локатора. В экстремальном режиме роль образов воображения повышается, прогнозирование воздушной обстановки, создание программы действий в образной форме приобретают по-видимому особое значение. Это предположение подлежит экспериментальной проверке. Если оно подтвердится, то будет основание считать требования к яркости, точности, динамичности зрительно-пространственных образов специфическими для деятельности диспетчера УВД.

Требования  к мыслительным свойствам.

Непрерывные изменения  воздушной обстановки предъявляют  повышенные требования к скорости протекания мыслительных процессов. Человек, именуемый в просторечии тугодумом, едва ли справится с задачами управления воздушным движением. Скорость протекания мыслительных процессов связана с природными типологическими особенностями и не поддается • изменениям под влиянием тревиров1КИ.

Несомненное значение имеет  взаимодействие первой и второй сигнальных систем (образного и понятийного  мышления). В связи с тем значением  образного мышления для диспетчера УВД, о котором говорилось выше, вероятно, предпочтительно их равновесие или преобладание образного мышления. Однако это предположение подлежит экспериментальной проверке.

Для работы в оптимальном  режиме важна аналитическая функция  мышления (анализ, сопоставление, оценка ситуаций). В экстремальных ситуациях для создания плана действия, построения новой концентуальной модели первостепенное значение приобретает синтетическая функция.

Необходимо подчеркнуть  также особую роль такого свойства, как критичность мышления (лежащая в основе самоконтроля).Важнейшая и ответственнейшая задача диспетчера УВД — принятие решений — возникает преимущественно при работе в экстремальном режиме и для выводов, касающихся психических свойств, необходимых для успешного принятая решения, следует провести дополнительный анализ деятельности диспетчера УВД в экстремальных ситуациях.

Для выработки правильного  решения имеют значение не только мыслительные, но и эмоционально-волевые свойства личности. С помощью специального обучения и оптимизации способов предъявления информации можно повысить эффективность подготовки к принятию и реализации решений.

Требования  к психомоторным свойствам.

Для работы в оптимальном  режиме не требуется, чтобы скорость и точность психомоторных реакций (работа с тумблерами, кнопками, и другими органами управления) превышали средние значения. Вероятно, в экстремальном режиме требования к скорости и точности движений повышаются, приобретает большую роль устойчивость психомоторики к эмоциональным воздействиям.

Требования  к речевым и коммуникативным  свойствам.

Обязательным условием является отсутствие дефектов речи. Важна выносливость голосовых связок. К громкости, выразительности речи нет повышенных требований.

Умение вести радиообмен и другие служебные переговоры формируется  в процессе профессиональной подготовки. Способность четко, лаконично формулировать сообщения, распоряжения—речемыслительное свойство, имеющее определенные природные предпосылки, однако индивидуальные различия в этом плане могут быть значительно сглажены под влиянием профессиональной подготовки.

Важны также такие коммуникативные свойства, как легкость вступления в контакт, доброжелательность.

Эмоционально-волевые  свойства.

Они приобретают первостепенное значение при работе диспетчера УВД в экстремальном  режиме. Выдержка, самообладание, инициативность, решительность, смелость оказывают существенное влияние на успешность решения оперативных задач, особенно в условиях дефицита времени или неполноты информации.

В оптимальном режиме важной эмоционально-волевой функцией является сохранение активности и трудоспособности в условиях недогрузки информацией (вызывающих скуку, сонливость) и в условиях развивающегося утомления.

Подводя итоги проведенного анализа, следует отметить, что окончательные выводы о требованиях к психическим свойствам диспетчера УВД могут быть сделаны лишь после дополнительного исследования его деятельности в экстремальном режиме.

 

1 Местников В. Г. Описание профессии разметчика. Л., 1972, с. 37—48.

2 Диспетчер, работающий в системе управления воздушным движением, далее будет именоваться диспетчером УВД. Прилагается схема анализа деятельности диспетчера подхода.


Информация о работе Методики, описывающие содержание профессии